Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель работы - систематизируя теоретические основы экономической науки, рассмотреть основы теории потребительского выбора и возможность применения теоретических знаний на практике, при формировании организацией товарного ассортимента и плана по выпуску продукции
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты и особенности потребностей людей, взаимосвязь различных теорий мотивации.
2. Рассмотреть понятие и сущность рационального поведения потребителей и поведение потребителей на рынке.
3. Составить портрет потребителя винной продукции.
Введение
1. Характеристика потребностей человека, их теоретическое обоснование
1.1 Иерархия потребностей по теории А. Маслоу
1.2 Особенности базовых потребностей
1.3 Характеристика основных теорий мотивации на основе иерархии потребностей человека
2. Основы теории потребительского поведения
2.1 Рациональное поведение потребителей
2.2 Поведение потребителя на рынке
2.3 Потребительский выбор: оптимальный выбор и функция спроса
3. Анализ потребительского поведения на рынке винной продукции
Заключение
Список используемой литературы
Т.к. в результате базового удовлетворения у них сформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые стойко переносят противодействие и расхождение во мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнения и готовы постоять за правду, заплатив за нее дорогой для себя ценой. К ним по Маслоу относятся лишь те, кто любил и был любим по настоящему, кто имел много глубоких дружеских привязанностей и способен выдержать ненависть неприятие или гонение. По Маслоу повышенная устойчивость, скорее всего, развивается при удовлетворении наиболее значимых потребностей в первые несколько лет жизни. Таким образом, люди, которые чувствовали себя сильными и защищенными в раннем детстве, сохраняют это ощущение при любой угрожающей им опасности.
Степени удовлетворения базовых потребностей.
Говоря о степенях удовлетворения
базовых потребностей нужно учесть,
что прежде чем появляется более
высшая потребность, предыдущая необязательно
должна быть удовлетворена на 100 %. В
действительности у большинства
членов общества часть базовых потребностей
удовлетворена, но некоторые наряду
с этими остаются неудовлетворенными.
У среднего гражданина физиологические
потребности удовлетворены на 85%,
на 70% потребности в безопасности,
50% потребности в любви, 40% в уважении,
и 10% в самоактуализации. Явление
возникновения новой
Последствия удовлетворения базовой потребности.
Самым главным последствием является
переход потребности на задний план
и появление новой более
Независимость от прежде положительных раздражителей и объектов стремлений и определенное пренебрежение по отношению к ним наряду с зависимостью от положительных раздражителей, которые прежде не привлекали к себе внимание, не были желанными, или были от случая к случаю. Так происходят изменения в сфере интересов. Это означает, что происходят изменения в человеческих ценностях. Такой сдвиг в отношении ценностей ведет за собой пересмотр философии будущего, представлений об утопии, аде, рае, о хорошей жизни о состоянии удовлетворения неосознанных желаний индивида.
Одним словом мы склонны воспринимать
блага, которые имеем как нечто
само собой разумеющееся, особенно
если нам не приходится бороться или
трудиться ради них. Пища, безопасность,
любовь, восхищение и свобода, которые
всегда были при нас, в которых
никогда не было недостатка и по
которым нам не приходилось тосковать,
не только остаются незамеченными, но
и потеряли свою цену, подвергаются
осмеянию или разрушению. Этот феномен
неспособности замечать имеющиеся
блага, не отражает реальную позицию. В
большинстве случаев он проходит
при предоставлении возможности
испытать соответствующую депривацию
или лишение. (Например, испытать голод,
нужду, одиночество, неприятие, или
несправедливость). Исходя из этого, мы
можем прийти к пониманию, почему
изобилие психологическое и
Вместе с изменениями
Помимо этого удовлетворение конкретных потребностей ведет к определенным специфическим результатам. Например, при прочих равных обстоятельствах, удовлетворение потребности в безопасности приносит различные субъективные ощущения - более спокойный сон, исчезновение чувства опасности, большую смелость и уверенность в себе.
Удовлетворение и формирование характера.
Удовлетворение какой бы то ни было
потребности, способствует формированию
характера и ведет к
Удовлетворенье и здоровье.
Степень удовлетворения базовых потребностей связана с уровнем психического здоровья. Маслоу считает, что полное удовлетворение базовых потребностей и здоровье - это одно и то же.
Исследования здоровых людей показывает, что они одновременно обладают чрезвычайным индивидуализмом и здоровым эгоизмом, с одной стороны и проявляют высокую степень сострадания и альтруизма с другой.
Если предположить, что здоровый организм полностью удовлетворен в отношении базовых потребностей - он свободен для самоактуализации, соответственно предполагается, что формируется за счет внутренних сил, нежели силами извне. Организм, испытывающий дефицит удовлетворения базовых потребностей страдает неврозом, поэтому удовлетворению могут способствовать и другие люди, следовательно, такой организм более зависим от других людей и менее самодостаточен и автономен. Он в большей степени сформирован природой окружения, чем своей внутренней сущностью.
Относительная независимость от окружения, которая обнаруживается у здоровой личности, проявляет и коммерческую сторону, это означает, что когда окружение и личность соприкасаются, главными показателями являются цели личности и ее натура, а окружение представляет собой в первую очередь средства для достижения целей при самоактуализации. По Маслоу это означает полную психологическую свободу.
Удовлетворение и патология.
Результатами материального
Жизнь ради материальных потребностей не может удовлетворять в течении продолжительного времени. Мы сталкиваемся с обратной стороной в результате психологического изобилия, т.е. с негативными последствиями того, что человека самозабвенно любили и заботились о нем, поклонялись ему, восхищались им, слушали его, забыв о себе, или того, что он имел преданных слуг, все его желания выполнялись. Все это может привести к паразитическому существованию человека. Патологией может оказаться отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни.
В заключение можно сказать, что человек почти никогда не бывает, удовлетворен постоянно, а также люди склонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их само собой разумеющимся и переставать ценить их. Иногда необходимо пережить потерю этих благ, чтобы начать ценить их.
Условия необходимые для
Чтобы выяснить, в чем нуждается
человек и что он собой представляет,
необходимо создать определенные условия,
которые благоприятствуют проявлению
его потребностей и способностей
и обеспечивают возможность их развития.
Для раскрытия подлинной
1.3 Характеристика основных
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
2) теория ERG, разработанная Альдерфером;
3) теория приобретенных
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.
Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Маслоу считал, что исключением
из этого правила является потребность
самовыражения, которая может не
ослабевать, а даже усиливать свое
действие на мотивацию по мере ее удовлетворения.
Практика показывает, что и потребность
признания и самовыражения
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы, но в отличие от теории Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует 3:
- потребности существования;
- потребности связи;
- потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как
бы включают в себя две группы потребностей
пирамиды Маслоу: потребности безопасности,
за исключением групповой
Группа потребностей связи наглядно
корреспондирует с группой
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п., представленные в приложении Б.
Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически.
Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
При этом Альдерфер считает, что
в случае неудовлетворенности
Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации.
Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности.
Однако тем не менее знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Широко распространенной концепцией
потребностей, определяющих мотивацию
человека к деятельности, является
концепция МакКлелланда, связанная
с изучением и описанием
В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.