Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель работы - систематизируя теоретические основы экономической науки, рассмотреть основы теории потребительского выбора и возможность применения теоретических знаний на практике, при формировании организацией товарного ассортимента и плана по выпуску продукции
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты и особенности потребностей людей, взаимосвязь различных теорий мотивации.
2. Рассмотреть понятие и сущность рационального поведения потребителей и поведение потребителей на рынке.
3. Составить портрет потребителя винной продукции.
Введение
1. Характеристика потребностей человека, их теоретическое обоснование
1.1 Иерархия потребностей по теории А. Маслоу
1.2 Особенности базовых потребностей
1.3 Характеристика основных теорий мотивации на основе иерархии потребностей человека
2. Основы теории потребительского поведения
2.1 Рациональное поведение потребителей
2.2 Поведение потребителя на рынке
2.3 Потребительский выбор: оптимальный выбор и функция спроса
3. Анализ потребительского поведения на рынке винной продукции
Заключение
Список используемой литературы
Итак, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия -- что потребитель может купить.
2.3 Потребительский выбор:
Потребители делают на рынке рациональный
(оптимальный) выбор, т.е. выбирают товары
так, чтобы достичь максимального
удовлетворения своих потребностей
при заданном ограниченном бюджете.
Оптимальный набор
Во-первых, выбор из совокупности наборов
происходит в рамках дохода потребителя.
Во-вторых, оптимальный набор
Количество продукта «одежда», ед.. |
40 20 10 |
* В U3 * А U2 U1 |
|
10 20 40 |
|||
Количество продукта «Продукты питания», ед..
Рисунок 5 - График максимизации удовлетворения потребностей потребителя
На рис. 5 А -- точка пересечения
кривой безразличия U2 и бюджетной
линии. Когда потребитель
Зная потребительский выбор в условиях бюджетного ограничения, можно определить индивидуальный спрос.
Спрос на определенное благо зависит от цен потребительских товаров и от дохода, выделенного на потребление. Зависимость спроса от цен потребительских товаров, а не от цены того товара, на который предъявляется спрос, объясняется тем, что потребитель постоянно преобразует структуру спроса, руководствуясь изменениями цен всех составляющих потребительского набора. Влияние на индивидуальный спрос динамики цен на другие товары измеряется показателем перекрестной эластичности. Перекрестная эластичность -- это интенсивность реакции спроса на данный товар в ответ на изменение цены связанного товара, исчисляемая через отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены дополняющего товара (или заменителя).
Между благами выделяют два вида связи: заменяемость и дополняемость. В случае заменяемости двух благ повышение цены на одно из них вызывает увеличение спроса на другое; зависимость здесь будет прямая, что выражается в положительном значении коэффициента перекрестной эластичности (Э > 0). В случае же дополняемости повышение (понижение) цены на взаимодополняющее благо снижает (повышает) спрос на данное благо; зависимость здесь обратная, что выражается в отрицательном значении коэффициента перекрестной эластичности (Э < 0). Многообразные результаты перекрестной эластичности спроса усложняют прогнозирование потребительского спроса.
Рассмотрим теперь зависимость спроса от дохода. Зависимость спроса «от дохода, выделяемого на потребление, характеризует показатель эластичности спроса по доходу. Величина показателя эластичности спроса по доходу зависит от качества блага, т.е. от его отношения к определенной системе предпочтений индивида. Так, для предметов роскоши эластичность спроса по доходу больше единицы (Э > 1), для нормальных благ эластичность спроса по доходу равна единице (Э = 1), для предметов первой необходимости -- меньше единицы (Э < 1). Влияние дохода на индивидуальный спрос связано с определенной закономерностью: чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров; потребитель все больше переключается на приобретение промышленных товаров и услуг. Более того, он остро реагирует на качество товара, обращает внимание на моду, в результате спрос резко повышается. Очень высокой эластичностью по доходу обладает спрос на высококачественные товары и услуги длительного пользования.
Воздействие изменения цены на требуемое при спросе количество товаров и услуг выражается в эффекте замещения и эффекте дохода. Эффект замещения представляет собой изменение потребления определенных товаров, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным. Эффект дохода представляет собой изменение потребления определенных товаров, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах. Поскольку эффект дохода может быть положительным или отрицательным, изменение цены может воздействовать на требуемое при спросе количество, как в небольшой, так и в значительной степени.
Итак, чтобы предвидеть спрос, надо знать коэффициенты эластичности по цене (прямой и перекрестных) и эластичность спроса по доходу. В условиях современного рыночного хозяйства особое значение приобретает прямая и перекрестная эластичность спроса по качеству. Чем сильнее спрос реагирует на колебания цен и доходов, тем эффективнее работает рыночный механизм.
3. Анализ потребительского
В феврале 2009 г. рекламно-информационным
агентством «Медиа Холдинг» по заказу
ТД ОАО «Пищевик» перед открытием
розничной сети магазинов «Дом Вина»
в г. Брянске было проведено маркетинговое
исследование потребительских предпочтений
покупателей, потребляющих винную продукцию.
Результаты исследования, в т.ч. и
графический материал, были опубликованы
в форме отчета в материалах научно-практической
конференции Торгово-
В данной работе, на основе анализа отчета, составлен портрет потребителя винной продукции.
Среди потребителей, покупающих вино раз в месяц и чаще (далее группа А), наибольшую долю занимает группа в возрасте 26-35 лет для мужчин (28,81%) и 21-25 лет для женщин (36,95%). Меньше всего потребляют вино мужчины в возрасте до 20 лет и женщины старше 50. Пик потребления вина в среднем наступает у женщин раньше на 5 лет чем у мужчин. Среди покупателей группы А наибольшую долю, как среди мужчин, так и среди женщин составляю люди со средним достатком (57,62% и 65,21% соответственно). Потребление вина в группах с высоким и низким доходом достаточно одинаково, при этом стоит отметить, что % потребления вина в малообеспеченной группе все таки выше, чем в группе с высокими доходами и у мужчин, и у женщин. По уровню образования, сразу следует отметить значительное преимущество группы с высшим образованием и у мужчин и у женщин (59,32 и 56,52% соответственно) - более половины группы А. Меньше всего потребляют вина группы с низким уровнем образования (незаконченное среднее, без образования),