Предприятие как объект управления в системе народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследование особенностей управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование» и разработка предложений по совершенствованию.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты управления предприятием в системе народного хозяйства;
– провести анализ управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование»;
– разработать предложения по повышению эффективности управления предприятием.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты управления предприятием в системе народного хозяйства 6
1.1 Особенности системы управления предприятием 6
1.2 Основные подходы к управлению предприятием, связанные с использованием ключевых элементов управления 12
2. Анализ управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ использования ключевых элементов управления для достижения успешного развития предприятия 18
3. Предложения по повышению эффективности управления предприятием 29
3.1 Разработка предложений по совершенствованию управления 29
3.2 Расчет экономического эффекта реализации предлагаемых предприятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие как объект управления в системе народного хозяйства.docx

— 94.82 Кб (Скачать файл)

 

содержание

 

Введение 4

1. Теоретические аспекты управления предприятием в системе народного хозяйства 6

1.1 Особенности  системы управления предприятием 6

1.2 Основные  подходы к управлению предприятием, связанные с использованием ключевых  элементов управления 12

2. Анализ управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование» 16

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 16

2.2 Анализ  использования ключевых элементов  управления для достижения успешного  развития предприятия 18

3. Предложения по повышению эффективности управления предприятием 29

3.1 Разработка  предложений по совершенствованию  управления 29

3.2 Расчет  экономического эффекта реализации  предлагаемых  предприятий 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ПРИЛОЖЕНИе А 46

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 года………………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50

Отчет об изменении капитала с 01.01.2009г. по 31.12.2009г…………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ В 53

Отчет о движении денежных средств…………………………………………..53

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 61

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 года………………………………. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66

Отчет об изменении капитала  с 01.01.2010г. по 31.12.2010г………………...66

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 74

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2011 года………………………………..74

 

 

 

Введение

 

 

Управление – это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.

Управление применимо  к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам  управления  (подразделениями в  государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную  деятельность фирмы в целом или  ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).

  Управление  (менеджмент) опирается на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием, так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание.

Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Преодоление порожденных  административно-командными методами управления негативных явлений  в  народном  хозяйстве Беларуси возможно   на   основе   реформирования  отношений собственности и регулируемой рыночной экономики.

Мировой опыт показывает, что  формирование рынка как формы  организации товарного производства происходило  эволюционным путем  на протяжении длительного  времени. 

В реальной действительности внутренние и внешние связи экономических  систем постоянно меняются, меняются условия функционирования традиционных структур управления, меняются их элементы и субординация.

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого числа конкурентоспособных организаций, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации и новых знаний – все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают предприятия искать новые подходы для  их управления.

Неопределенность, непредсказуемость  и нестабильность внешней среды, глубина и скорость происходящих изменений, скорее всего, будут возрастать и дальше.

Следовательно, управлению необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечивать такую способность на длительный период. Этим объясняется актуальность данной работы.

Объект исследования –  ООО «Пожарное оборудование».

Предмет исследования –  предприятие как объект управления.

Цель исследования – исследование особенностей управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование» и разработка предложений по совершенствованию.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические аспекты управления предприятием в системе народного хозяйства;

– провести анализ управления предприятием на примере ООО «Пожарное оборудование»;

– разработать предложения по повышению эффективности управления предприятием.

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты управления предприятием в системе народного хозяйства

1.1 Особенности системы управления предприятием

 

Исследователи и практики хозяйственной  деятельности предприятия часто  используют понятие «стратегия»  по-разному, полагая, что это общий  термин, не нуждающийся в специальном  определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение  ведет к путанице, подмене смысловых  содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции  наиболее верный.

Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду или strategos – искусство генерала) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств.

В общем смысле это понятие употребляется  для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия  предприятия.

Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах нынешнего столетия. Начиная  с 1926 г., под стратегией подразумевалось  управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20%.

Понятие «стратегия» вошло в  число управленческих терминов в 50-е  годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия  был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию  как «науку о ведении войны, искусство ведения боя», «науку и искусство развертывания войск для боя», «высшую область военного искусства» [11, c. 117].

Понятие стратегии вошло и в  лексикон делового управления: появились  термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический  менеджмент», «стратегическое мышление».

Стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.

Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации – это более тонкая стратегия. И третий уровень – уровень проектов – это еще более тонкая стратегия.

Современная теория менеджмента различает  несколько типов стратегий (рис. 1.1).

 



 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Виды стратегий экономического развития

Источник: [16, c. 94].

Базовая стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление  роста предприятия, развития его  производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [16, c. 94].

Стратегические решения этого  уровня наиболее сложны, так как  касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается  продуктовая стратегия предприятия.

В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных  стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии  определяют подходы, с помощью которых  организация должна действовать  в каждой такой области. Базовая стратегия предприятия представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Базовая стратегия предприятия

Виды

Развитие

Выживание

Революционное развитие

Эволюционное развитие

Доминирующий признак

Внутренний рост – расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост – слияние компаний

Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих  на ногах

Поддержание стабильного положения  на рынке и адекватная реакция  на изменения

Диверсификация продукта

Присутствует

Обязательна

Может быть

Диверсификация производства

Присутствует

Обязательна

Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс –

дедиверсификация

Изменение организационной структуры

Обязательно (в сторону увеличения подразделений)

Может быть

Обязательно (в сторону уменьшения подразделений)

Востребованность в инвестициях

Да

Может быть

Нет (нечем будет отдавать)


Источник: [16, c. 94].

Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма  занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация  включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную  целевую стратегию.

Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые  разрабатываются специально для  каждого функционального пространства организации.

Под функциональными стратегиями понимаются стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

К основным типам функциональных стратегий  относятся:

– стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке, имеет две разновидности: инновационную стратегию и имитационную стратегию;

– производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов;

– маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Эта стратегия особенно успешна в производстве, ориентированном на массового покупателя с падающими реальными доходами;

– финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов;

Многие организации разрабатывают  стратегию управления персоналом (человеческими  ресурсами), с помощью которой  решаются проблемы повышения привлекательности  труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых  на предприятиях и типов рабочих  мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Также можно выделить такие виды стратегий как:

– стратегии роста;

– диверсифицированные;

– моностратегии;

– мультиатрибутивные [4, c. 309].

Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать  друг с другом. Стратегический выбор  предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.

Организационную структуру  любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом  деятельности следует рассматривать  с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность  и эффективность влияют:

– действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

– действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

– полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных  трех факторов в организации может  быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность  достижения высокого уровня эффективности производства. Для построения рациональной структуры управления необходимо чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным структурам  новыми условиями хозяйствования.

Информация о работе Предприятие как объект управления в системе народного хозяйства