Принципы и методы сегментирования рынка молочной продукции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании процесса сегментации на конкретном рынке.
Задачи:
изучение методов и принципов сегментации рынка;
анализ рынка молочной продукции Российской Федерации;
разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на сегменте рынке молочной продукции в России.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты сегментации рынка 5
1.1. Маркетинговое определение рынка и его основные понятия 5
1.2. Общая классификация рынков и их характеристики. Основные виды рынков 6
1.3. Основные принципы и методы сегментации рынков 8
2. Сегментация рынка молочной продукции 14
2.1. Характеристика рынка молочной продукции в Российской Федерации 14
2.2. Процесс сегментации рынка молочных продуктов Российской Федерации 16
3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе результатов проведенных исследований 26
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы и методы сегментирования рынка_.docx

— 99.08 Кб (Скачать файл)

 

Далее в таблице 2.2.2 и диаграмме 2.2.2 представлены сведения о структуре потребления молока в России для различных целей.

 

Таблица 2.2.2 – Структура потребления молока в России для различных целей в основных сегментах рынка [9]

Цель потребления

Доля, %

Молоко, используемое в животноводстве

30

Переработка молока и производство молочной продукции

40

Производство молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло

25

Производство мороженого и детского питания

5


 

 

Диаграмма 2.2.2  – Структура потребления молока в России для различных целей в основных сегментах рынка [9]

В соответствии с данными  диаграммы наибольшую долю составляет потребление молока с целью переработки и дальнейшего производства молочной продукции, следовательно, и сегмент рынка молочной продукции, который связан с потреблением молока и молочной продукции в целом является наибольшим.

 

Сегментация рынка  по видам молочной продукции

По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата за 2011 г. среди основных групп молочной продукции самым значимыми показателями обладают: цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметана, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. Стоит отметить, что за последние пять лет потребление сырных изделий возросло в 3 раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год. В сегменте цельномолочной продукции, в котором увеличение в натуральном выражении составляет 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%. Эти данные представлены в таблице 2.2.3 и диаграмме 2.2.3. [9]

 

Таблица 2.2.3 – Сегментация рынка по видам продукции из молока [9]

Виды продукции

Доля на рынке, %

Стерилизованное и пастеризованное  молоко

60

Кисломолочные продукты и  йогурты

25

Сметана

7

Творог

5

Другие продукты из молока

3


 

 

 

 

Диаграмма 2.2.3 – Сегментация рынка по видам продукции из молока [9]

В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается  потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается  на 9%, в результате данный сегмент  рынка в объеме цельномолочных продуктов  показывает стабильный показатель роста. В сегменте кисломолочных продуктов  лидерами являются йогурты, потребление  которых растет ежегодно в среднем  на 30-40%.

 

В настоящее время исследование рынка молочной продукции является очень актуальным, поскольку молоко – социально значимый продукт, входящий в состав потребительской корзины. Из этого следует необходимость  государственного регулирования цен  на данном рынке и изучения его  структуры с целью предотвращения монополизации, которая приводит к  тому, что наиболее крупные производители, пользуясь своим лидирующим положением, могут устанавливать более высокие  цены на молочную продукцию.

Кроме того, входящим на рынок  предприятиям знание структуры рынка  необходимо для выявления сильных  и слабых конкурентов, а также  для определения необходимых  объемов производства с целью  завоевания определенных позиций на рынке. Действующим предприятиям важно  систематически изучать структуру  рынка, выявляя возможности расширения своего влияния, а также вытеснения мелких конкурентов в форме поглощений или слияний.

В стоимостном выражении  структура Рынка молочной продукции  выглядит следующим образом: наибольшая доля на Рынке - 32,3% - принадлежит цельномолочной продукции, сегменты жирных сыров и масла занимают около 15% и 11% соответственно. Доля остальных видов продукции Рынка в стоимостном выражении составляет около 42%.

В 2011 году рост розничных цен на молоко и молочную продукцию был менее значительным, чем в 2010 году и составил 10%-15%. По прогнозам в 2012 году рост цен будет аналогичным - до октября могут повыситься не более чем на 5-7%.

Такие «традиционные» сегменты, как молоко и сливки в 2011 году сохраняли темпы роста. Лидерами роста в стоимостном выражении по итогам 2011 года стали такие сегменты, как: питьевой йогурт, жидкие молочные десерты, творог, а также творожные/молочные десерты.

Темпы роста цельномолочной продукции в 2011 году составили 39,4%, что на 10,7 процентных пункта выше, чем в 2010 году.

 

3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе результатов проведенных исследований

 

Исходя из проведенного анализа  рынка молочных продуктов и молока в Российской Федерации, можно сделать вывод, что на данном сегменте рынка продовольствия виден явный лидер – компания Вимм-Билль-Данн, занимающая 35% от всего рынка. В связи с этим остальным производителям молочных продуктов, представляющих свою продукцию на российском рынке, необходимо увеличить маркетинговые усилия с целью занять большую долю рынка по сравнению с нынешней ситуацией. По результатам исследования наиболее динамично развивающимися секторами является потребление кисломолочных продуктов и йогуртов, ежегодно демонстрирующих устойчивый рост. Следовательно, молочным компаниям необходимо направить свои усилия в производственной сфере, а также сфере маркетинга на разработку и расширение товарной номенклатуры этих продуктов, снижение себестоимости не в ущерб качеству существующей продукции. Также согласно исследованию, потребление сыра в России за последние пять лет выросло в три раза и потому производство сырных изделий является привлекательным и стратегическим направлением. Однако расширение производства не является единственным мероприятием, которое должно проводить компании в условиях конкурентной борьбы. Важной составляющей остается постоянный контроль качества продукции, ее сертификация. Особое значение нужно придавать рекламным мероприятиям, проведение широкомасштабных рекламных кампаний позволит привлечь потребителей и соответственно отвоевать долю рынка. Привлечение известных личностей в рекламу, организация презентаций новой продукции – все это позволит фирмам повысить свою значимость в глазах потребителей и привлечь новых покупателей.

Действенным инструментом может  служить стимулирование сбыта путем  предоставления скидок покупателям  на продукцию, проведение промо-акций в крупных продовольственных магазинах, дегустация продукции, предоставление купонов, проведение лотерей, всевозможных розыгрышей. Также для распространения информации о скидках компаниям следует выпускать буклеты, проспекты и распространять их в продовольственных магазинах. Продукцию, предназначенную для детей необходимо снабжать маленькими подарками.

Известно, что упаковка является отражением любой фирмы, поэтому  ее разработке и своевременному обновлению нужно уделять особое внимание. Для  того чтобы был выдержан корпоративный  стиль компании, все упаковки должны обладать общей чертой, к примеру одна цветовая гамма либо одинаковые изображения.

Для реализации вышеназванных  мероприятий каждой компании необходимо разработать план маркетинговых  мероприятий с конкретным описанием действий, которые будут осуществляться в будущем, а также рассчитать затраты.

Согласно маркетинговому исследованию рынка сыра РФ основными  заводами-производителями твердого сыра в России являются:

По Центральному федеральному округу

Экспериментально-производственный маслодельно-сыродельный завод Российской академии сельскохозяйственных наук;

АООТ "Богучармолоко";

ОАО "Михайловский сыр".

По Северо-Западному  федеральному округу

ОАО "Петмол" Санкт-Петербургский молочный комбинат;

ЗАО "Вологодский молочный комбинат";

ОАО "Череповецкий молочный комбинат".

По Сибирскому федеральному округу

Быстрянский маслосырзавод;

Камышенский маслосырзавод;

Антоньевский маслосырзавод;

Куяганский маслосырзавод;

Залесовский маслосырзавод;

ООО "Майма-Молоко".;

По Приволжскому федеральному округу

Холдинг ОАО "ВАМИН Татарстан";

ОАО "Казанский молочный комбинат";

АООТ "Черемшанский маслодельно-сыродельный завод";

ОАО "Уфамолагропром";

АООТ "Белебеевский ордена знак почета молочный комбинат";

ОАО "Оренбургмолоко";

Кировский молочный комбинат;

Сыркомбинат Ичкаловский.

По Южному федеральному округу

ОАО "Маслосырзавод "Красноармейский";

УМП "Молоко";

ООО ПКФ "Астсырпром";

АООТ "Еланский маслосыркомбинат".

Основные участники  Российского рынка плавленого сыра

Завод плавленых сырок  Карат "KARAT" АОЗТ;

АООТ "Рязанский завод  плавленых сыров";

ООО "Хохланд Руссланд";

АОЗТ "Янтарь";

"Лакталис Истра".

Основные производители  сыра в России сосредоточены в  Центральном, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском районах.

Всего в России насчитывается  около 150 сыроваренных заводов. Среди  них по производству твердых и  мягких сыров ведущие позиции  на рынке занимают ТНВ "Сыр Стародубский" (Брянская область) и ОАО "Можгасыр" (Удмуртская Республика). За этими игроками рынка следует ОАО "Сыркомбинат "Калининский" (Краснодарский край). Стоит отметить, что в сегменте твердых сыров нет четко выраженного лидера, и десятка крупнейших производителей удерживает только около 30% рынка.

Наиболее крупным производителем твердых сыров является голландская  сыродельная компания «Friesland Food Cheese», экспортирующая в Россию наиболее популярные у отечественных потребителей марки «Гауда», «Эддам», «Маасдам». Конкурентоспособным импортной продукции является сыр «Ламбер», производимый компанией «Вимм-Билль-Данн» и экспортирующийся по всей территории СНГ.

Российские производители наибольшее предпочтение в производстве отдают более дешевым сортам сыра, в частности плавленому. Данный вид сыра требует меньших производственных затрат, так как здесь могут использоваться более дешевые виды сырья, к примеру растительные жиры, да и от сезонности надоев молока данное производство мало страдает. Преимущество - длительный срок хранения, около 6-7 месяцев, а также стоимость их значительно ниже, чем твердых и полутвердых сыров.

По данным "РБК. Исследования рынков", на долю российской продукции приходится 63% от общего объема рынка. Доля импортной продукции на российском рынке сыра составила около 37%. В Россию импортируются сыры более чем из 30 стран. Основным поставщиком является Германия – на ее долю приходится 29% общего объема импорта, или более 73 тысяч тонн. Основную часть сыров, импортируемых из Германии в Россию, составляют твердые сыры – «Гауда», «Эдамер» и «Чеддер», на которые приходится 46% общего объема поставок.

Необходимо отметить, что  значительная доля российского рынка  сыра принадлежит импортной продукции. В 2011 году объем импорта сыра составил 816 107 тысяч долларов США в стоимостном выражении. В натуральном выражении этот показатель составил 223 766 тонн, снижение составило 7%.

Можно утверждать, что российский рынок сыра является перспективным  и динамично развивающимся. Спрос  на полутвердые, твердые и плавленые сыры устойчив, объемы производства растут. На элитные сорта спрос также увеличивается, что является следствием повышения покупательской способности населения.

В целом на рынке сыров  происходит постепенное укрупнение за счет вытеснения более мелких игроков, не имеющих дополнительных финансовых возможностей для инвестиций в новые  производства и технологии. Для удачного продвижения сырной продукции уже  недостаточно только высокого качества и приемлемой цены. Основным в конкурентной борьбе становится переход от простых  товарных рынков к брендированным, а потому наиболее сильные позиции у тех производителей, которые делают акцент на развитии премиальных вкусов и оригинальных характеристик продукта, а также вкладывают значительные средства в продвижение своих продуктов. Поэтому российские производители уступают лидирующие позиции иностранным представителям, которые проводят активные рекламные компании и продвижение своих брендов.

 

 

Заключение

 

Молочная отрасль в  Российской Федерации является составной частью пищевой промышленности. Пищевая промышленность в целом занимает ведущее место в экономике любой страны. Именно поэтому необходим постоянный контроль и наблюдение за развитием данной отрасли с целью сохранения стабильной обстановки.

По результатам проведенного анализа сегментации рынка молочных продуктов Российской федерации можно сделать вывод, что на рынке присутствует явный лидер, а именно компания «Вимм Билль Данн», занимающая 35%. Следовательно, остальным компаниям, представляющим свою продукцию на данном рынке необходимо предпринимать максимум усилий, чтобы изменить ситуацию и отвоевать долю на рынке.

Наибольший объем в структуре продукции занимает производство молока, второе место занимают кисломолочные продукты и йогурты. Поэтому основные маркетинговые усилия должны быть направлены на продвижение данных товаров.

Производство молока в  общественном секторе в последние  месяцы растет. Начиная с июля 2007г., в России наметилась тенденция роста  темпов производства молока в общественном секторе страны. В октябре и  ноябре 2011 года впервые за несколько последних лет производство сырого молока в сельскохозяйственных предприятиях превысило прошлогодние объемы более чем на 4%.

На региональных рынках молочной продукции усиливается тенденция  к созданию различного рода агропромышленных объединений (агрофирмы, агропромышленные комбинаты и др. ). Агропромышленные финансовые группы (АПФГ) не играют существенной роли на рынке молока.

Информация о работе Принципы и методы сегментирования рынка молочной продукции Российской Федерации