Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение существующей системы маркетинговой информации в современных условиях, изучение процесса подготовки и проведения маркетинговых исследований. Прведение маркетингового исследования на предприятии.
С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия и структуру систем маркетинговой информации;
- рассмотреть понятие, задачи, направления и этапы маркетинговых исследований;
- провести маркетинговое исследование ООО «Атик-Плаза».
Введение
6
1
Системы маркетинговой информации
8
1.1
Понятие систем маркетинговой информации
8
1.2
Структура систем маркетинговой информации
10
2
Маркетинговые исследования
15
2.1
Понятие, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
15
2.2
Этапы проведения маркетинговых исследований
21
3
Проведение маркетингового исследования с целью сегментации и выявления предпочтений потребителей гостиничных услуг ООО «Атик-Плаза»
26
3.1
Характеристика ООО «Атик-Плаза»
26
3.2
Проведение маркетингового исследования
27
Заключение
35
Библиографический список
Сведения о конкурентах можно получать также: в их годовых отчетах, в их выступлениях, в их пресс-релизах, в их рекламах, в публикациях о конкурентах, в информациях на выставках.
Информации о конкурентах
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации, прежде всего, обеспечивает руководителей информацией о последних событиях. Маркетинговые службы собирают внешнюю текущую информацию, читая газеты, специализированные книги, беседуя с поставщиками, клиентами, с лицами, вообще не имеющими отношения к фирме, обмениваясь сведениями с другими управляющими фирм.
В ряде фирм часто назначают специально
людей, ответственных за сбор внешней
текущей маркетинговой
- приобретая их товары;
- посещая дни открытых дверей и специализированные выставки;
- на собраниях акционеров и читая публикуемые отчеты других фирм;
- беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, поставщиками и агентами;
- собирая их рекламу;
- читая экономические газеты и журналы.
Ряд фирм имеют специальные отделы
по сбору и распространению текуще
3. Система маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования – это совокупность процедур и методов, предназначенных для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Можно заказать проведение маркетинговых исследований несколькими способами. Небольшая организация может привлечь для проведения такого исследования студентов и преподавателей местного экономического вуза, может нанять для этого специализированную организацию. Крупные компании имеют собственные отделы маркетинговых исследований. В таком отделе может быть от одного до нескольких десятков сотрудников. Управляющий службой маркетинговых исследований обычно подчиняется директору по маркетингу и выполняет функции руководителя исследований, администратора и консультанта. Среди сотрудников отдела – разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по математическому моделированию.
Типичные задачи маркетинговых исследований:
- изучение характеристик рынка;
- оценка потенциала рынка;
- анализ распределения долей рынка;
- анализ сбыта;
- анализ тенденций деловой активности;
- изучение товаров конкурентов;
- прогнозирование;
- оценка реакции на новый товар;
- изучение политики цен;
- тестирование товара.
4. Система анализа маркетинговой информации. Это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных. Система анализа маркетинговой информации включает совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно раскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики включают: корреляционный анализ (зависимость между двумя и более признаками), регрессионный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, гнездовой анализ и другие.
Таким образом, система маркетинговой информации предусматривает сбор внутрифирменной и внешней информации, ее систематизацию и анализ, поведение маркетинговых исследований, а также возможность оперативного получения данных. Необходимость создания системы маркетинговой информации обусловлена потребностью в сборе, обработке больших объемов данных, предоставления руководству актуальной, а главное, достоверной информации.
2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Понятие, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование - это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами.
Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.
Главная задача может распадаться и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления. Анализируя многообразие задач маркетинговых исследований, можно выделить наиболее важное.
Основные задачи маркетинговых исследований:
- добыча необходимой информации;
- организация связи через
- уменьшение неопределенности
и минимизация риска в
- обеспечение устойчивого
- отслеживание процесса
- в конечном счете, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей;
- в оказании помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности.
Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований. В таблице 1 приводится одна из классификаций.
Таблица 1 – Цели и объекты практических маркетинговых исследований
№ п/п |
Виды исследований |
Объекты исследований |
1 |
2 |
3 |
1 |
Макросреда (цель - экономические тенденции) |
Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др. |
2 |
Потребители (цель - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов) |
Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы |
3 |
Структура рынка (цель - получение сведений о партнёрах и конкурентах) |
Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция спроса. Конкуренты, сильные и слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и иные возможности, структура управления и персоналом. Фирмы-покупатели. Фирмы-посредники. Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Товарные рынки (цель - повысить конкурентоспособность своего товара) |
Технико-экономические показатели и качество товара. Спрос - предложение и конкурентоспособность. Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.) Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент, соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла товара |
5 |
Цены (цель - определение цены, дающие максимальные прибыли) и удовлетворение потребностей |
Затраты на производство и сбыт. Эластичность спроса. Влияние ценовой конкуренции; отношение цена / прибыль |
6 |
Стимулирование сбыта и реклама (цель - выработка политики «паблик рилейшнз») |
Как и когда лучше стимулировать сбыт, как лучше и эффективнее организовать рекламу. Отношение общественности к товару. Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот |
7 |
Внутренняя среда предприятия |
Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации. Внутренние и внешние факторы среды |
В целом важно отметить, что маркетинговые исследования позволяют:
- уменьшить неопределенность внешней среды и минимизировать риск в процессе планирования;
- отслеживать процесс реализации планов;
- добывать, перерабатывать информацию, доводить её до потребителя и обратно к производителю.
К основным направлениям исследований можно отнести. Исследование рынка - определение спроса и потребностей, прогнозирование развития рынка, оценка распределения долей рынка между фирмами, анализ сегментов рынка, исследование емкости рынка.
Исследование покупателей - исследование потребительских мотиваций и поведения, анализ восприятия новой продукции (услуги) и ее потенциала.
Исследование конкурентов - исследование товаров (услуг) конкурентов, их сильных и слабых сторон, оценка положения на рынке.
Исследование предложения - исследование изменения цен на ресурсы, изменение цен на товары (услуги), изменение конъюнктуры рынка.
Исследование товаров (услуг) - разработка новых товаров (услуг), снятия с производства устаревших товаров (услуг), создание необходимой упаковки проведение маркировки товаров, организация сервисного обслуживания.
Исследование цены - исследование эластичности спроса по цене, текущего уровня цен на товар (услугу), возможностей увеличения прибыли.
Исследование эффективности
Таблица 2 – Содержание некоторых направлений исследований и методы их проведения
Направление исследований |
Цель исследований |
Методы проведения Исследований |
1 |
2 |
3 |
Размер рынка |
Показать пределы расширения деятельности организации на рынке. Определить предельные возможные значения роста потенциала |
Кабинетные исследования на основе данных правительства и публикации в прессе. Изучение привычек совершения покупок потребителями. Определение размеров конкуренции. Проведение бесед с ключевыми «игроками» определённого рынка с целью получения полной информации о рынке |
Рыночная доля |
Выявить позицию в конкурентной борьбе |
Обобщение данных обследований покупателей. Изучение данных о товарообороте каждой компании, работающей в конкретной области. Использование при |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
этом некоторых других косвенных измерителей величины товарооборота, таких как численность сотрудников, занятых определёнными видами деятельности. Беседы с ключевыми «игроками» определенного рынка | ||
Динамика рынка |
Определить сбытовую политику рынка |
Обзор статистических данных, в той или иной степени характеризующих данный рынок. Анализ изменений товарооборота конкурирующих компаний. Интервьюирования |
Каналы товародвижения |
Выявить более эффективные средства доведения продукта до рынка |
Интервьюирование пользователей / покупателей с целью определения, где они покупают продукты и почему они выбрали данный канал товарораспределения. Интервьюирование Получения данных о конкурирующих компаниях с целью определения объема их прямых продаж через дистрибьюторов |
Покупательские решения |
Выявить, как было принято решение о приобретении данного продукта для понимания того, на кого следует направлять маркетинговую деятельность |
Интервьюирование покупателей и посредников с целью определения степени их осведомленности о данной марке и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени доступности продукта и уровню сервиса. Наблюдение за влиянием изменении цены и инструментов продвижения продуктов на величину объема реализации |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Цены |
Определить конкурентные цены. Данная информация необходима для определения уровня прибыльности данного рынка |
Получение прейскурантных цен (если они публикуются). Интервьюирование конечных пользователей с целью определения предлагали ли им ценовые скидки. Интервьюирование |
Продвижение продукта |
Установить, как продвигают продукты на данном рынке различные поставщики и насколько известны рынку сами продукты |
Просмотр журналов, ТВ-программ, рекламных плакатов, посещение выставок и т.п. Выявление у покупателей и посредников, где они получили информацию о продукте. Выяснение, как другие компании тратят средства на продвижение продукта или путем опроса, или путем расчетов, или из публикаций |
Таблица 2 отражает зарубежный опыт, характеризующий цели маркетинговых исследований для определённых направлений и методы их проведения.
Хотя эта таблица не охватывает всех направлений и методов, из нее следует, что наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются:
- методы анализа документов;
- методы опроса потребителей (их можно еще назвать методами социологических опросов, так как их придумали социологи);
- методы экспертных оценок;
- экспериментальные методы.
2.2 Этапы проведения маркетинговых исследований
Обычно исследование должно пройти следующие стадии:
Рисунок 1 – Этапы проведения маркетинговых исследований
Процедура маркетинговых исследований предусматривает определенные этапы.
Первый этап - подготовка к проведению исследования. Его основные составляющие таковы:
а) постановка проблемы, которую нужно изучить и решить с помощью маркетингового исследования и формирование гипотез. Например, каким является отношение потребителей к новому продукту компании, или как изменилось распределение рыночных долей между фирмами-конкурентами за определенный период времени, или какова эффективность проведенной рекламной кампании. Или проблемой может быть уменьшение объемов реализации определенной продукции;
б) постановка целей исследования. Целью маркетингового исследования может быть, например, выяснение причин снижения объемов сбыта продукции. Предоставление маркетинговому исследованию причинного характера означает обнаружение возникновения ситуации и факторов, на которые нужно повлиять для ее изменения, то есть решение проблемы.