Проведение маркетингового исследования с целью сегментации и выявления предпочтений потребителей гостиничных услуг ООО «Атик-Плаза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение существующей системы маркетинговой информации в современных условиях, изучение процесса подготовки и проведения маркетинговых исследований. Прведение маркетингового исследования на предприятии.
С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия и структуру систем маркетинговой информации;
- рассмотреть понятие, задачи, направления и этапы маркетинговых исследований;
- провести маркетинговое исследование ООО «Атик-Плаза».

Содержание

Введение

6
1
Системы маркетинговой информации
8
1.1
Понятие систем маркетинговой информации
8
1.2
Структура систем маркетинговой информации
10
2
Маркетинговые исследования
15
2.1
Понятие, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований

15
2.2
Этапы проведения маркетинговых исследований
21
3
Проведение маркетингового исследования с целью сегментации и выявления предпочтений потребителей гостиничных услуг ООО «Атик-Плаза»

26
3.1
Характеристика ООО «Атик-Плаза»
26
3.2
Проведение маркетингового исследования
27
Заключение

35
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Сведения о конкурентах можно получать также: в их годовых отчетах, в их выступлениях, в их пресс-релизах, в их рекламах, в публикациях о конкурентах, в информациях на выставках.

Информации о конкурентах может  покупаться у поставщиков

Система сбора внешней текущей  маркетинговой информации, прежде всего, обеспечивает руководителей информацией о последних событиях. Маркетинговые службы собирают внешнюю текущую информацию, читая газеты, специализированные книги, беседуя с поставщиками, клиентами, с лицами, вообще не имеющими отношения к фирме, обмениваясь сведениями с другими управляющими фирм.

В ряде фирм часто назначают специально людей, ответственных за сбор внешней  текущей маркетинговой информации. Фирмы могут посылать на места так называемых мнимых покупателей, следящих за субъектами розничной торговли. Сведения о конкурентах можно получить:

- приобретая их товары;

- посещая дни открытых дверей и специализированные выставки;

- на собраниях акционеров и читая публикуемые отчеты других фирм;

- беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, поставщиками и агентами;

- собирая их рекламу;

- читая экономические газеты и журналы.

Ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники отделов, занятые поиском актуальной информации, снабжают управляющих по маркетингу информационными бюллетенями.

3. Система маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования – это совокупность процедур и методов, предназначенных для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Можно заказать проведение маркетинговых исследований несколькими способами. Небольшая организация может привлечь для проведения такого исследования студентов и преподавателей местного экономического вуза, может нанять для этого специализированную организацию. Крупные компании имеют собственные отделы маркетинговых исследований. В таком отделе может быть от одного до нескольких десятков сотрудников. Управляющий службой маркетинговых исследований обычно подчиняется директору по маркетингу и выполняет функции руководителя исследований, администратора и консультанта. Среди сотрудников отдела – разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по математическому моделированию.

Типичные задачи маркетинговых  исследований:

- изучение характеристик рынка;

- оценка потенциала рынка;

- анализ распределения долей рынка;

- анализ сбыта;

- анализ тенденций деловой активности;

- изучение товаров конкурентов;

- прогнозирование;

- оценка реакции на новый товар;

- изучение политики цен;

- тестирование товара.

4. Система анализа маркетинговой информации. Это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных. Система анализа маркетинговой информации включает совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно раскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики включают: корреляционный анализ (зависимость между двумя и более признаками), регрессионный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, гнездовой анализ и другие.

Таким образом, система маркетинговой  информации предусматривает сбор внутрифирменной  и внешней информации, ее систематизацию и анализ, поведение маркетинговых исследований, а также возможность оперативного получения данных. Необходимость создания системы маркетинговой информации обусловлена потребностью в сборе, обработке больших объемов данных, предоставления руководству актуальной, а главное, достоверной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

 

2.1 Понятие, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование - это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами.

Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.

Главная задача может распадаться  и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления. Анализируя многообразие задач маркетинговых исследований, можно выделить наиболее важное.

Основные задачи маркетинговых  исследований:

- добыча необходимой информации;

- организация связи через информацию  потребителя и производителя (информационно-связующие);

- уменьшение неопределенности  и минимизация риска в процессе  планирования;

- обеспечение устойчивого конкурентного  положения фирмы, товара;

- отслеживание процесса реализации  планов;

- в конечном счете, задача  любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей;

- в оказании помощи менеджерам  в принятии более правильных  решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности.

Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований. В таблице 1 приводится одна из классификаций.

Таблица 1 – Цели и объекты практических маркетинговых исследований

№ п/п

Виды исследований

Объекты исследований

1

2

3

1

Макросреда (цель - экономические тенденции)

Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др.

2

Потребители (цель - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов)

Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и  др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы

3

Структура рынка (цель - получение сведений о партнёрах и конкурентах)

Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция  спроса.

Конкуренты, сильные и  слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и иные возможности, структура управления и персоналом.

Фирмы-покупатели.

Фирмы-посредники.

Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Товарные рынки (цель - повысить конкурентоспособность своего товара)

Технико-экономические  показатели и качество товара.

Спрос - предложение и конкурентоспособность.

Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.)

Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент, соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла товара

5

Цены (цель - определение цены, дающие максимальные прибыли) и удовлетворение потребностей

Затраты на производство и сбыт.

Эластичность спроса.

Влияние ценовой конкуренции;

отношение цена / прибыль

6

Стимулирование сбыта  и реклама (цель - выработка политики «паблик рилейшнз»)

Как и когда лучше  стимулировать сбыт, как лучше  и эффективнее организовать рекламу.

Отношение общественности к товару.

Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот

7

Внутренняя среда предприятия

Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации.

Внутренние и внешние  факторы среды


 

В целом важно отметить, что маркетинговые  исследования позволяют:

- уменьшить неопределенность внешней среды и минимизировать риск в процессе планирования;

- отслеживать процесс реализации планов;

- добывать, перерабатывать информацию, доводить её до потребителя и обратно к производителю.

К основным направлениям исследований можно отнести. Исследование рынка - определение спроса и потребностей, прогнозирование развития рынка, оценка распределения долей рынка между фирмами, анализ сегментов рынка, исследование емкости рынка.

Исследование покупателей - исследование потребительских мотиваций и поведения, анализ восприятия новой продукции (услуги) и ее потенциала.

Исследование конкурентов - исследование товаров (услуг) конкурентов, их сильных и слабых сторон, оценка положения на рынке.

Исследование предложения - исследование изменения цен на ресурсы, изменение цен на товары (услуги), изменение конъюнктуры рынка.

Исследование товаров (услуг) - разработка новых товаров (услуг), снятия с производства устаревших товаров (услуг), создание необходимой упаковки проведение маркировки товаров, организация сервисного обслуживания.

Исследование цены - исследование эластичности спроса по цене, текущего уровня цен на товар (услугу), возможностей увеличения прибыли.

Исследование эффективности политики продвижения товаров (услуг) - исследование возможностей товародвижения, особенности деятельности различных типов посредников, используемых приемов продаж.

Таблица 2 – Содержание некоторых направлений исследований и методы их проведения

Направление исследований

Цель исследований

Методы проведения Исследований

1

2

3

Размер рынка

Показать пределы расширения деятельности организации на рынке. Определить предельные возможные значения роста потенциала

Кабинетные исследования на основе данных правительства и публикации в прессе. Изучение привычек совершения покупок потребителями. Определение размеров конкуренции. Проведение бесед с ключевыми «игроками» определённого рынка с целью получения полной информации о рынке

Рыночная доля

Выявить позицию в конкурентной борьбе

Обобщение данных обследований покупателей. Изучение данных о товарообороте каждой компании, работающей в конкретной области. Использование при


Продолжение таблицы 2

1

2

3

   

этом некоторых других косвенных измерителей величины товарооборота, таких как численность сотрудников, занятых определёнными видами деятельности.

Беседы с ключевыми  «игроками» определенного рынка

Динамика рынка

Определить сбытовую политику рынка

Обзор статистических данных, в той или иной степени характеризующих  данный рынок. Анализ изменений товарооборота конкурирующих компаний.

Интервьюирования пользователей, дистрибьюторов и поставщиков данного рынка. Беседы с экспертами по данной отрасли, имеющих информацию о данном рынке

Каналы товародвижения

Выявить более эффективные средства доведения продукта до рынка

Интервьюирование пользователей / покупателей с целью определения, где они покупают продукты и почему они выбрали данный канал товарораспределения.

Интервьюирование дистрибьюторов с целью выявления размеров их закупок и кому они продают товары.

Получения данных о конкурирующих  компаниях с целью определения объема их прямых продаж через дистрибьюторов

Покупательские решения

Выявить, как было принято  решение о приобретении данного продукта для понимания того, на кого следует направлять маркетинговую деятельность

Интервьюирование покупателей  и посредников с целью определения степени их осведомленности о данной марке и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени доступности продукта и уровню сервиса.

Наблюдение за влиянием изменении цены и инструментов продвижения продуктов на величину объема реализации


 

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

Цены

Определить конкурентные цены. Данная информация необходима для определения уровня прибыльности данного рынка

Получение прейскурантных цен (если они публикуются).

Интервьюирование конечных пользователей с целью определения предлагали ли им ценовые скидки.

Интервьюирование дистрибьюторов и поставщиков. Получение информации о ценах в демонстрационных комнатах, у прилавков в магазинах, в  рекламных агентствах, на основе проведения специальных экспериментов

Продвижение продукта

Установить, как продвигают продукты на данном рынке различные поставщики и насколько известны рынку сами продукты

Просмотр журналов, ТВ-программ, рекламных плакатов, посещение выставок и т.п.

Выявление у покупателей  и посредников, где они получили информацию о продукте.

Выяснение, как другие компании тратят средства на продвижение продукта или путем опроса, или путем расчетов, или из публикаций


Таблица 2 отражает зарубежный опыт, характеризующий  цели маркетинговых исследований для определённых направлений и методы их проведения.

Хотя эта таблица не охватывает всех направлений и методов, из нее  следует, что наиболее широко используемыми  методами проведения маркетинговых исследований являются:

- методы анализа документов;

- методы опроса потребителей (их  можно еще назвать методами  социологических опросов, так как их придумали социологи);

- методы экспертных оценок;

- экспериментальные методы.

2.2 Этапы проведения маркетинговых исследований

Обычно исследование должно пройти следующие стадии:

Рисунок 1 – Этапы проведения маркетинговых исследований

Процедура маркетинговых исследований предусматривает определенные этапы.

Первый  этап - подготовка к проведению исследования. Его основные составляющие таковы:

а) постановка проблемы, которую нужно изучить  и решить с помощью маркетингового исследования и формирование гипотез. Например, каким является отношение потребителей к новому продукту компании, или как изменилось распределение рыночных долей между фирмами-конкурентами за определенный период времени, или какова эффективность проведенной рекламной кампании. Или проблемой может быть уменьшение объемов реализации определенной продукции;

б) постановка целей исследования. Целью маркетингового исследования может быть, например, выяснение причин снижения объемов сбыта продукции. Предоставление маркетинговому исследованию причинного характера означает обнаружение возникновения ситуации и факторов, на которые нужно повлиять для ее изменения, то есть решение проблемы.

Информация о работе Проведение маркетингового исследования с целью сегментации и выявления предпочтений потребителей гостиничных услуг ООО «Атик-Плаза»