Процессный подход к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода к управлению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности применения процессного подхода;

- выделить эффективность процессного подхода;

- проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.

Содержание

Введение

Глава 1. Процессный подход

1.1 Цикл Деминга

1.2. Виды и функции процессов

1.3. Методы описания процессов

1.4. Способы описания процессов

Глава 2. Составление карты процесса на примере учебного заведения ИЭУП

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 99.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Процессный подход

           1.1 Цикл Деминга

           1.2. Виды и функции процессов

           1.3. Методы описания процессов

           1.4. Способы описания процессов

Глава 2. Составление карты процесса на примере учебного заведения ИЭУП

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цель  любой предпринимательской деятельности - получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие должно постоянно  повышать свой потенциал - предполагаемый уровень получения прибыли в  будущем. Уровень конкурентоспособности  предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение  потенциала подразумевает совершенствование  деятельности предприятия: повышения  качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные  сроки и т. д.

     В настоящее время для предприятий, как производящих продукцию на экспорт, так и целиком ориентированных  на национальный рынок, важным условием является необходимость подтверждения  соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9000. Сам же стандарт нацелен на применение процессного  подхода в управлении.

     Система менеджмента качества утверждает, что  управление предприятием на основе процессного  подхода является залогом эффективной  работы предприятий. Этим обусловлена  актуальность данной курсовой работы.

     Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода  к управлению.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  особенности применения процессного  подхода;

- выделить  эффективность процессного подхода;

- проанализировать  аспекты и этапы практической  реализации процессного подхода.

     Теоретическую основу исследования составляют научные  положения, содержащиеся в трудах ведущих  отечественных учёных и специалистов в

области менеджмента и теории управления.

     Объектом  исследования в данной работе является процессный подход к управлению, а  предметом - особенности и сложности  процессного подхода.

     Практическая  значимость работы состоит в рассмотрении особенностей процессного подхода к управлению. в составлении карты процесса на примере учебного заведения ИЭУП

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе данной курсовой работы приводится понятие процессного подхода  к системе менеджмента качества. Вторая глава посвящена рассмотрению процессного подхода на примере ЧОУ ВПО «ИЭУП». В заключении приводятся основные выводы по теме, и о том, какую роль играют процессы в системе менеджмента качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Процессный подход

     Понятие «процессный подход» появилось  впервые после выхода в свет новой  версии международных стандартов ИСО 9000:2000. Следует отметить, что разработка новой версии стандартов о качестве была весьма актуальна, так как прежняя версия стандарта ИСО 9000 - 94 имела явные недостатки по разработке и внедрению структур «систем качества», связанные с их статичностью, даже застойностью. В старой версии отсутствовали две важнейших компоненты, которые придают системе управления качеством перспективы на будущее, отражают динамику развития всей структуры системы: улучшение качества и процессный подход. И дело не в том, что элементы прежней системы качества были плохими или неудачными, просто отсутствовали элементы развития. В подавляющем большинстве эти двадцать элементов можно увидеть в той или иной форме и в новой версии стандарта.          

     Новый стандарт снял ограничения на свободу  выбора такой системы менеджмента качества, структура которой создается не только для действующей технической документации на продукцию, а с учетом видения новой продукции, способной удовлетворить потребителя в будущем.

     Международный стандарт на системы менеджмента качества ИСО 9000:2000 определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Там же дается пояснение, что «любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс».

     Других  определений процесса, закрепленных на международном или государственном  уровне, не существует. Однако существует множество уточнений указанного выше определения. Главное уточнение  – это должна быть не просто «любая деятельность», а деятельность, приносящая пользу клиенту. Клиент здесь – тот, кто получает «выходы» (результаты) процесса.

     При этом клиент может быть как внешним (потребитель товаров или услуг), так и внутренним (следующий процесс  в сети процессов предприятия).

     Процессы  организации можно разделить  на 2 группы: 
1. основные процессы;

2. вспомогательные процессы.

     Основные  процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.).

     Кроме основных процессов в организации  существуют еще и вспомогательные процессы. Эти процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов.

     К таким процессам относятся:

- процесс подготовки, обучения и аттестации персонала;

- процесс управления документацией (данный процесс устанавливает порядок разработки, утверждения и ведения документации, регламентирующей деятельность организации и ее отдельных подразделений, который обеспечивает эффективную работу всех процессов);

- процессы обеспечения.

     Процессный  подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.

     Согласно  стандарту ИСО 9001:2008, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.

Динамизм  бизнеса и внешней среды всё  чаще и чаще приводит компании к  пониманию управления бизнесом не как  к управлению совокупностью отдельных  функций, но как совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

     Процессный  подход, однако, не является единственным в управлении – существуют и другие подходы, например, такие, как системный и ситуационный. Первый подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение разных целей на фоне меняющихся внешних условий, а второй, в отличие от процессного и системного, утверждает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией.

     Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS).

     Процессный  подход базируется на нескольких основных принципах:

  1. Восприятие бизнеса как системы (системный подход):

- любое предприятие рассматривается как система, а его развитие – как происходящее по законам сложных систем;

- будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать;

- решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом.

  1. Восприятие деятельности как процесса:

- можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить;

- деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны;

- в любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу;

- любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную;

- каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.

  1. Стандартизация и прозрачность ответственности:

- высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством;

- каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности;

- все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными;

- следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов

     Процессный  подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии.

     Процессный  подход, наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

    1. Цикл Деминга.

     Цикл Деминга (Plan-Do-Check-Act) – процесс принятия решений, который используется в управлении качеством. 

     Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества изделий, его можно распространить на все управление производством. А именно, управление любыми процессами, включая управление качеством продукции, можно рассматривать как последовательность прохождения следующих важных этапов:

  1. Планирование – установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов. Определяя задачи необходимо установить конечный срок их выполнения. Задачи следует определять на основании стоящих перед фирмой проблем и они должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.
  2. Выполнение – выполнение запланированных работ. Можно заставить подчиненных выполнять работу, отдав соответствующие распоряжения, но такой процесс никогда не будет протекать гладко. Условия постоянно меняются, и распоряжения никогда не будут точно поспевать за изменяющимися условиями. По этой причине следует обращать особое внимание на добровольное начало в управлении качеством.
  3. Проверка – сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

Если  все идет в соответствии с поставленными  задачами и согласно требованиям  стандартов, никакого вмешательства  не требуется. Но когда имеют место  необычные явления или нарушается заведенный порядок, должен вмешаться  руководитель. Цель контроля заключается  в обнаружении таких отклонений. Для того чтобы обнаружить отклонения необходимо: проверить сначала причины, а затем выполнить проверку работы по ее результатам. Прежде всего, необходимо установить, контролируются ли все причинные факторы, следует проверить каждый процесс проектирования, материально- техническое снабжение, изготовление и убедиться в правильном понимании причинных факторов в соответствие с заданными техническими требованиями.

Информация о работе Процессный подход к управлению