Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа
В соответствии с этим, главная цель дипломной работы – дать оценку конкурентоспособности продукции и выявить пути ее повышения.
Объектом исследования является ЗАО «Щара-Агро».
Предмет исследования – выпускаемая продукция и сфера услуг исследуемого предприятия ЗАО «Щара-Агро»
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
-исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
-обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности продукции;
-разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ…................................................................................................................
4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………
6
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия …..……………..
6
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
13
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
22
1.4 Оценка собственной конкурентной позиции на рынке……………
30
ГЛАВА 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЩАРА-АГРО»………………………………………………………………………
38
2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции…
38
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ……….………...
46
2.3 План маркетинговой деятельности. Стратегия ценообразования….
55
ГЛАВА 3
ВЫПУСК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ………………….………………………………………...
60
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции ……….……
60
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Щара-Агро»…………..…...
64
3.3 Эффективность использования производственных мощностей ЗАО «Щара-Агро»………………………………………………………....
66
3.4 Повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства…………………………………………………....
72
3.5 Меры повышения конкурентоспособности продукции……….…....
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….….…………………………..……................…..
80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..................... |
4 | |
ГЛАВА 1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………… |
6 |
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия …..…………….. |
6 | |
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия…. |
13 | |
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия…. |
22 | |
1.4 Оценка собственной конкурентной позиции на рынке…………… |
30 | |
ГЛАВА 2 |
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЩАРА-АГРО»………………………………………………… |
38 |
2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции… |
38 | |
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ……….………... |
46 | |
2.3 План маркетинговой деятельности. Стратегия ценообразования…. |
55 | |
ГЛАВА 3 |
ВЫПУСК
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ
ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ………………….………………………………… |
60 |
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции ……….…… |
60 | |
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Щара-Агро»…………..…... |
64 | |
3.3 Эффективность
использования производственных мощностей
ЗАО «Щара-Агро»………………………………………………… |
66 | |
3.4 Повышение
эффективности производства за счет снижения
издержек производства……………………………………………… |
72 | |
3.5 Меры повышения конкурентоспособности продукции……….….... |
74 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….….……………………… |
80 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……….……..…....……………. |
83 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
87 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения темы «Конкурентоспособность продукции» будет неизменной, пока на рынке товаров и услуг будут фигурировать различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов. Однако так ли все просто и всегда ли потребитель в состоянии грамотно проанализировать весь спектр выставленных на рыночные торги благ цивилизации, мы попробуем разобраться в данной работе, тщательно взвесив и проанализировав все составляющие конкурентоспособности товаров.
В соответствии с этим, главная цель дипломной работы – дать оценку конкурентоспособности продукции и выявить пути ее повышения.
Объектом исследования является ЗАО «Щара-Агро».
Предмет исследования – выпускаемая продукция и сфера услуг исследуемого предприятия ЗАО «Щара-Агро»
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
-исследование
теоретических и
-обоснование
комплексного подхода к
-разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;
В первой главе дипломной работы дается характеристика конкурентоспособности товара, рассмотрены понятия: конкуренция, конкурентоспособность продукции, предприятия и проблемы ее поддержания.
Большое внимание в дипломной работе уделено определению конкурентоспособности продукции, так как именно от того, насколько способен товар фирмы выдержать давление со стороны товаров – конкурентов, зависит положение фирмы на рынке: ее способность удержать занимаемые сегменты, возможность привлечения новых клиентов.
Во второй главе дипломной работы представлены технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия, их анализ, а также подробное описание самого предприятия: история его создания, виды деятельности и т.д.
Третья глава работы содержит оценку конкурентоспособности и предложение по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Щара-Агро».
Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и другие. Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
В качестве исходной информации для выполнения работы использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам оценки и управления конкурентоспособности продукции, документы бухгалтерско-финансовой отчетности предприятия за 2005-2007 гг.
ГЛАВА 1
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара конкурента по степени удовлетворения конкретных потребностей. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов [11, с 37]. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.
С точки зрения Зинурова У.Г. и Ильясова Л.Р., конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют взаимный интерес для покупателя (и гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях [42, с 56].
Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезной.
Изучение конкурентоспособности товара ведется непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности обычно экономически нецелесообразен. Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н. Литвиненко) приведена на рисунке. 1.1.
Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать. Но остановить его не возможно. Поэтому новые изделия проектируются по графику. Обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.
Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной [3, с 23-24].
Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет ее место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности.
И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [22, с 57].
Рисунок 1.1 – Схема оценки конкурентоспособности
Примечание - Источник: [53, с 87].
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности используется все многообразие стратегических и тактических приемов службы маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности – это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
б) знание поведения и
в) знание состояния и тенденций развития рынка;
г) знание окружающей среды и ее тенденций;
д) умение создать такой товар
и так довести его до
е) искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе [11, с 12-13].
Под "конкурентоспособностью" предприятия понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение прибыльности в краткосрочном периоде над среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - как эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде [24].
По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности предприятия, отражающие состояния предприятия по мере его развития.
Первая задача, которая
возникает у предприятия, функционирующего
в условиях рынка, это элементарное выживание
или способность оплачивать свои счета,
т.е. обеспечение платежеспособности.
Задача решается принятием экстренных
мер по реализации уже произведенной продукции,
проведением ряда маркетинговых мероприятий;
анализа рынка, ассортимента, ценовой
политики, методов продвижения. По достижении
платёжеспособности возникает естественная
задача достижения прибыльности деятельности.
На этом этапе маркетинговые меры необходимо
дополнить мерами экономическими (анализ
затрат на производство, анализ себестоимости
и ценообразования) и организационно-
После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT – анализа и бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения.
Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.
Представим взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Ключевые характеристики состояния предприятия
Примечание - Источник [52, с 112]
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные полходы к оценке и повышению его конкурентоспособности (КС), можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия (рисунок 1.3)
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции