Развитие предприятия малого бизнеса, на примере ИП «Е.В. Уварова»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:14, дипломная работа

Краткое описание

Развитие малого и среднего бизнеса являются неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Состояние и динамика развития малого бизнеса не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечение социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие, сущность и функции малого бизнеса ………………......6
1.2 Динамика развития предприятий малого бизнеса в регионах РФ..11
1.3 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса………………………………………………………………….………..19
.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИП «Е.В. УВАРОВА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия малого бизнеса ИП «Е.В. Уварова»…………………………………………..………………..….…37
2.2 Основные экономические показатели деятельности малого предприятия ИП. «Е.В. Уварова»……………...………………………….....40
2.3 Анализ проблем в деятельности малого предприятия ИП «Е.В. Уварова»…….……………………………………………………..48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП «Е.В. УВАРОВА»……………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………..…63

Вложенные файлы: 1 файл

Timohin_Yu_M_Zachet_VIII.docx

— 139.77 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

Специальность- 080507.65 Менеджмент организаций

Специализация - Производственный менеджмент

 

 

Тимохин Юрий Михайлович

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Развитие предприятия малого бизнеса, на примере ИП «Е.В. Уварова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный  руководитель                                                       Аралбаева Галия

    д.э.н.                                                                                         Галаутдиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2015 
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Понятие, сущность и функции малого бизнеса ………………......6

1.2 Динамика развития предприятий малого бизнеса в регионах РФ..11

1.3 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса………………………………………………………………….………..19

.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИП «Е.В. УВАРОВА»

2.1.  Характеристика деятельности  предприятия малого бизнеса  ИП  «Е.В. Уварова»…………………………………………..………………..….…37

2.2 Основные экономические  показатели деятельности малого  предприятия ИП. «Е.В. Уварова»……………...………………………….....40

2.3 Анализ проблем в деятельности малого  предприятия                      ИП «Е.В. Уварова»…….……………………………………………………..48

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП «Е.В. УВАРОВА»……………………………….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………..…63

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего бизнеса являются неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

Состояние и динамика развития малого бизнеса не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечение социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.[6]

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого бизнеса (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.[4]

Уровень развития малого бизнеса является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления малого бизнеса, который развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора темы данного исследования.

Цель исследования –разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия малого бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие, функции  и сущность малого бизнеса;

- рассмотреть динамику развития предприятий малого бизнеса в РФ;

- рассмотреть современные  концепции организации деятельности малого и среднего бизнеса;

- провести анализ деятельности  предприятия малого бизнеса ИП  «Е.В. Уварова»;

- выявитьпроблемыи перспективыразвитиямалогобизнесавРоссии.

Объект исследования – деятельность предприятия малого бизнесаИП «Е.В. Уварова».

Предмет исследования – процесс организации деятельности предприятия малого бизнеса.

Информационную базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере менеджмента развития предприятий малого бизнеса, налогообложения, материалы периодической печати. В ходе исследования были применены современные научные методы и приемы системного анализа, сравнения, методы аналогий и экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Понятие, сущность и функции малого бизнеса

Малый  бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. Малый бизнес – это особый вид деятельности, который имеет ряд отличительных признаков:

- свободу в выборе направлений  и методов работы;

- самостоятельность принятия  решений;

- ответственность за принимаемые  решения, их последствия и риски;

- ориентация на достижение  коммерческого успеха, получение  прибыли.

Малый бизнес определяется, как деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). [16]

Согласно Федеральному Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», есть  два критерия. Первый - это средняя численность работников за предшествующий календарный год, причем независимо от видов деятельности. Второй, дополнительный критерий, - максимальный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Что касается средней численности работников, то в соответствии с этим критерием теперь выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек и средние предприятия - от 101 до 250 человек. Применение этого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП.  [2]

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли, Некоммерческие предприятия осуществляют деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана, и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Занимаясь предпринимательской деятельностью, она не должна отклоняться от выполнения основной деятельности, и должна направлять возможную прибыль на выполнение уставных целей.

Предприятия различают: по форме собственности, по организационно-правовой форме, по отраслевой принадлежности, по территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности, по происхождению капитала. [16]

Особенностями малогобизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода; отсутствие жесткой производственной программы, рассчитанной на далекую перспективу; простота менеджмента; инновационный характер; реализация товаров и услуг на рынке; приспособляемость к конъюнктуре рынка.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных характеристик.

– единство права собственности и управления предприятием;

– обозримость предприятия, т.е. ограниченность его масштабов, которая вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала;

– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. 

– персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. [9]

– ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования, непосредственно включен в производственный процесс и во все, связанное с его организацией;

– часто семейное ведение дела;

– характер финансирования, если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.);

– высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий соотношение основных фондов к оборотным, составляет 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Предпринимательство часто характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий. [17]

Основными функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его деятельностью:

– как работодателя;

– как производителя продукции и услуг;

– как катализатора научно-технического прогресса;

– как налогоплательщика;

– как агента рыночных отношений.

Также, не менее значимыми функциями, являются и социальные.

Помимо того, что малые предприятия просто дают дополнительные рабочие места, они позволяют многим людям через малые формы предпринимательской деятельности раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Очень часто в малых предприятиях используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В будущем будет актуализироваться и экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. [7]

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности со стадиями производственного процесса, различают следующие основные виды частного предпринимательства:

– производственное, если сам предприниматель непосредственным образом, используя орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации  потребителям;

– коммерческо-торговое, если производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, ведь произведённые товары надо продавать, коммерческо-торговое предпринимательство развивается очень высокими темпами;

– финансово-кредитное, если в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит;

– посредническое, если сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях; [7]

– страховое, если предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования;

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса весьма обширна. Основными отраслями экономики, где активно развивается малая предпринимательская деятельность, являются: торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность, строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, а также занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.[9]

Информация о работе Развитие предприятия малого бизнеса, на примере ИП «Е.В. Уварова»