Развитие российского маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить развитие российского маркетинга. В курсовой работе мы рассмотрим следующие вопросы: сущность самого понятия маркетинга, зарождение маркетинговой деятельности в российской экономике, и дальнейшие этапы его развития.
Задачами данной курсовой работы является:
Рассмотреть основные понятия и элементы маркетинга;
Изучить зарождение маркетинга в России;
Рассмотреть, как видоизменился маркетинг в России от становления до наших времен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАРКЕТИНГА 5
1.1 Основные понятия и инструменты маркетинга 5
1.2 Первые упоминания о маркетинге 1975-1990гг 14
1.3 Новый этап развития российского маркетинга в процессе перехода экономики страны на рыночные условия (1991-1998 гг.) 17
1.4 Этап активного использования маркетинга в практической деятельности отечественных предприятий (с 1998 г. По настоящее время) 19
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО КОМПАНИЯ «М.ВИДЕО» 24
2.1 Общие сведения об организации ОАО Компания «М.видео» 24
2.2Анализ маркетинговой среды 29
2.3 Анализ конкурентоспособности компании «М.видео» 32
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОАО «М.ВИДЕО» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

окончат. вариант.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Сибирский государственный  аэрокосмический университет имени  академика М.Ф. Решетнева

 

 

Международная высшая школа бизнеса

Кафедра международного бизнеса

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Маркетинг»

На тему:«Развитие российского маркетинга»

 

 

 

Выполнила: Бойкова Н.Н.

Гр.БМШ-91

Проверила: Доцент кафедры МБ

Сумина Е.В

 

 

 

 

Красноярск  – 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинг затрагивает  жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Вне зависимости  от степени развитости рыночных отношений, которые делают жизненно необходимым  использование маркетинга в практике производственно-коммерческой деятельности предприятий и фирм, он всегда остается реально существующей системой увязки производства и потребления, способом их согласованного взаимодействия, играющим важнейшую роль в воспроизводственных процессах.

Переход нашей  страны в 1992 году на новую систему  хозяйствования затронул все стороны  экономической жизни. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Ныне же ситуация полностью изменилась и руководство столкнулось с необходимостью организации своей деятельности в соответствии с принципами маркетинга.

Необходимо  отметить все возрастающую роль использования методов и принципов маркетинга и в некоммерческих сферах.

Цель данной работы – изучить развитие российского маркетинга. В курсовой работе мы рассмотрим следующие вопросы: сущность самого понятия маркетинга, зарождение маркетинговой деятельности в российской экономике, и дальнейшие этапы его развития.

Задачами данной курсовой работы является:

    • Рассмотреть основные понятия и элементы маркетинга;
    • Изучить зарождение маркетинга в России;
    • Рассмотреть, как видоизменился маркетинг в России от становления до наших времен.

 

Во второй части  курсовой работы предлагается рассмотреть  организацию «М.видео» и на ее примере показать необходимость маркетинговой деятельности. Произвести анализ SWOT, PEST, матрицу BCG, матрицу GE.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАРКЕТИНГА

1.1 Основные  понятия и инструменты маркетинга

В сегодняшнем  мире все мы должны разбираться в  маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные  нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Что же стоит  за понятием «маркетинг»? Большинство  ошибочно отожествляет маркетинг со сбытом и стимулированием.

 И многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт - всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт - всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд; разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.[4]

Один из ведущих  теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга -  сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Вот определение маркетинга, которое дает Ф.Котлер:

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения  рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок .

Исходной идеей, лежащей  в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду  следующим образом:

Нужда -  чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.[7]

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Проголодавшемуся жителю  острова  Бали  требуются  плоды  манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов - булочка с рубленым бифштексам, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Потребности людей практически  безграничны, а вот ресурсы для  их удовлетворения ограниченны. Так  что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Общество могло  бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и  планируют производство в странах  с централизованно планируемой  экономикой. Однако запросы ― показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.[2] Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а «Кадиллак» ― высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Человеческие  нужды, потребности и запросы  наводят на мысль о существовании  товаров для их удовлетворения. Товар  мы определяем следующим образом:

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. [9]

Предположим, женщина  испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить  эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени.  Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда или новая стрижка.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность представить в виде степени их совмещения. На рисунке показано, что товар А не удовлетворяет потребность X, товар Б удовлетворяет ее частично, а товар В ― полностью. В этом случае товар В будет называться «идеальным товаром».

Мораль заключается  в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Понятие «товар»  не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что  способно оказать услугу, т.е. удовлетворить  нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими ― «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

Маркетинг имеет  место в тех случаях, когда  люди решают удовлетворить свои нужды  и запросы с помощью обмена.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Обмен - один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).

Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1. Сторон должно  быть как минимум две.

2. Каждая сторона  должна располагать чем-то, что  могло бы представить ценность  для другой стороны.

3. Каждая сторона  должна быть способна осуществлять  коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна  быть совершенно свободной в  принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна  быть уверена в целесообразности  или желательности иметь дело  с другой стороной.

Эти пять условий создают  всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.

Если обмен ― основное понятие маркетинга как научной  дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка  ―  коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Сделка предполагает наличие  нескольких условий: 1) по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов, 2) согласованных условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Понятие «сделка» - непосредственно подводит нас к понятию «рынок».

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

В развитом обществе рынок ¾ это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта продавец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.[16]

Так же очень важно какие  инструменты использует маркетинг  для достижения поставленных целей. Этим инструменты заключаются в  комплексе маркетинга - 4Р(или маркетинг-микс):

Product – Продукт.

Price – Цена.

Place – Место.

Promo – Реклама и  рекламные акции.

Подробное описание каждого элемента представлено ниже в таблице:

Элемент

Описание

Product

(Продукт)

Товар представляет собой неразрывное единство собственно товара и целого ряда услуг, которое компания предлагает целевому рынку. Товарная политика – это часть маркетинг-микса, связанная с выяснением потребностей покупателей и с созданием товара, отвечающего этим потребностям. Этот процесс также включает разработку и изменение упаковки, торговых марок и может содержать принятие решений по гарантии на продукт и по организации сервисных услуг. Само по себе производство продукта не относится к маркетинговым действиям.

Price (Цена)

Цена – это  количество денег, которые должны заплатить покупатели, чтобы получить товар.

  • Цена является элементом маркетинг-микса и взаимосвязана с другими переменными маркетинга.
  • Цена меняется в зависимости от этапа жизненного цикла товара.
  • Цена определяется уровнем обслуживания, а уровень обслуживания определяется ценой.
  • Цена зависит от конфигурации каналов движения товаров и количества посредников.
  • Конфликты в каналах распределения влияют на цену.
  • Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты потребителей.

 

Маркетологи устанавливают цену в зависимости от потребностей и целей на рынке; финансисты – обычно от затрат.

Существует  великое множество способов назначать  цену на продукт.

Перечислим 4 основные стратегии:

  • Premium Pricing — премиальная цена, как правило сверх высокая для своего сегмента. Назначается, когда товар уникален и отсутствуют какие-либо конкурирующие предложения. Классический пример — туристические полеты в космос на российский сегмент станции "МИР"
  • Penetration Pricing — цена проникновения, как правило сильно заниженная. Как известно, цена — самый могучий рычаг продвижения товара. "Бесплатные входящие" звонки, применяемые Мегафоном на начальном этапе — пример такой политики, направленный на расширение сбыта и переключение потребителей с МТС и Билайна.
  • Economy Pricing — "экономичная", низкая цена на простые и дешевые продукты. Результат максимальной экономии на всем — от производства до маркетинга. В супермаркетах эконом-класса это спички, дешевые макароны, супы и так далее.
  • Price Skimming — "цена снятия сливок". В условиях устойчивого конкурентного преимущества. К сожалению, такая политика, как правило, недолговечна, так как высокая цена имеет свойство привлекать конкурентов, а следующим этапом — цена неминуемо падает в условиях возрастающего конкурентного предложения. Вспомним производителей электроники в 70-80е (электронные часы, калькуляторы и т.д.).

 

Place (Место)

 

Методы распределенения  товара включают в себя действия компании, которые делают товар доступным  для целевых потребителей.

Под местом можно понимать конечную точку реализации, систему дистрибуции, отдельные каналы, посредников. Здесь подразумевается механизм, по которому движется товар или услуга от производителя к потребителю.

Произведенный товар при любой бизнес-ориентации не может избежать процесса продажи как отдельной функции. Все сложные проблемы бизнеса крутятся вокруг вопроса, как сделать продажи компании успешными.

Процесс товародвижения включает распределение. Под этим термином понимают выбор способа движения товара от сферы производства до сферы потребления: прямой и опосредованный. Часто дистрибьюторы перенимают товар как эстафету у производителя, на них ложится забота об удовлетворении покупательского спроса. Именно дистрибьютор изучает потребительский рынок и предпринимает конкретные меры для вывода на него товара. От того, насколько удачно выбран дистрибьютор, во многом зависит судьба товара и отношение к нему потребителей. Распределение – ответственная функция маркетинга.

Продавать трудно всегда, это не связано только с  характеристиками товара, особенностями покупателей, местом, временем продажи и даже с ценой.

Противоречия  в системе продаж можно минимизировать либо путем проталкивания товара через посредников, либо используя  стратегию притягивания потребителя  к товару, который и вынудит посредника включить товар компании в ассортимент. Третий способ – использование особых технологий продаж и стимулирования на всех этапах, чтобы все участники приняли на выгодных условиях идею производителя товара.

Каналы распределения  – различные пути, по которым товар достигает конечного потребителя; совокупность фирм или отдельных лиц, принимающих на себя или помогающих передать кому-либо другому право собственности на товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Система «точно в срок» позволяет покупателю работать, не создавая запаса, все запасы аккумулируются у продавца, и у него увеличиваются затраты на содержание запаса, но при этом сокращаются рыночные риски ухода покупателя, повышается точность прогнозирования требуемых объемов запасов. Система обеспечивает быструю обратную связь покупателя и продавца. В данном случае для получения и обработки информации необходимо использовать компьютерную систему связи. Требуется также высокоэффективная система транспортировки. Выбор транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения, в конечном счете, на удовлетворение потребителя. Требуется оценить эффективность использования специализированных перевозчиков и собственного транспорта.

Promotion

(Продвижение)

Средства маркетинговой  коммуникации

Под маркетинговой коммуникацией  мы понимаем совокупность сигналов, исходящих  от фирмы в адрес различных  аудиторий, в том числе клиентов, сбытовиков, поставщиков, акционеров, органов управления, а также собственного персонала. Основными средствами коммуникации, называемыми « коммуникационным комплексом», являются реклама, личная продажа, стимулирование продаж и связи с общественностью.

  • Реклама - это платная форма односторонней массовой коммуникации, исходящая от четко определенного спонсора и служащая в качестве прямой или косвенной поддержки действий фирмы.
  • Личная продажа - это коммуникация «по мерке», персональная и двусторонняя (диалог), с целью побудить клиента к немедленному действию, и одновременно источник информации для фирмы.
  • Стимулирование продаж охватывает все временные и, как правило, локальные мероприятия, дополняющие рекламу и личную продажу и направленные на ускорение и расширение продаж конкретного товара.
  • Связи с общественностью имеют целью посредством целенаправленных действий создать психологический климат понимания и взаимного доверия между организацией и ее различными аудиториями. Здесь цель коммуникации - не столько продать, сколько обеспечить моральную поддержку действий фирмы.

В дополнение к этим традиционным средствам следует упомянуть  такие средства прямой коммуникации, как салоны, ярмарки, выставки, почтовая рассылка, телемаркетинг, продажа по каталогам.

Разнообразные каналы дополняют  друг друга, так что проблема состоит  не в том, следует ли обращаться, например, к стимулированию продаж, а скорее в том, как распределить общий коммуникационный бюджет между различными каналами, исходя из особенностей товара и поставленных коммуникационных задач.

Информация о работе Развитие российского маркетинга