Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель данной работы – изучить развитие российского маркетинга. В курсовой работе мы рассмотрим следующие вопросы: сущность самого понятия маркетинга, зарождение маркетинговой деятельности в российской экономике, и дальнейшие этапы его развития.
Задачами данной курсовой работы является:
Рассмотреть основные понятия и элементы маркетинга;
Изучить зарождение маркетинга в России;
Рассмотреть, как видоизменился маркетинг в России от становления до наших времен.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАРКЕТИНГА 5
1.1 Основные понятия и инструменты маркетинга 5
1.2 Первые упоминания о маркетинге 1975-1990гг 14
1.3 Новый этап развития российского маркетинга в процессе перехода экономики страны на рыночные условия (1991-1998 гг.) 17
1.4 Этап активного использования маркетинга в практической деятельности отечественных предприятий (с 1998 г. По настоящее время) 19
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО КОМПАНИЯ «М.ВИДЕО» 24
2.1 Общие сведения об организации ОАО Компания «М.видео» 24
2.2Анализ маркетинговой среды 29
2.3 Анализ конкурентоспособности компании «М.видео» 32
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОАО «М.ВИДЕО» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
PEST-анализ
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политические факторы |
Экономические факторы |
Государственное регулирование в отрасли Государственное регулирование конкуренции Стабильное законодательство, Приближение выборов, Политическая стабильность. |
Снижение покупательной способности потребителей Экономический кризис Уровень инфляции Уровень безработицы |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
Влияние СМИ Численности населения, Различие во вкусах и предпочтениях потребителей, Стиль жизни, уровень жизни |
Развитие технологий выпуск новых товаров, уровень адаптации и передачи технологий, следование за научно- техническим прогрессом. |
Факторы |
Возможности |
Угрозы |
Предпринятые действия |
Необходимо предпринять |
Социальные факторы |
Увеличение уровня жизни |
Незаинтересованность в товаре |
Реклама |
Изучение вкусов и предпочтений покупателя |
Технологические факторы |
Введение нового уникального продукта |
Быстрое устаревание технологий |
Внедрение новых товаров |
Развитие связей с поставщиками |
Экономические |
Выход на новые рынки |
Высокий уровень инфляции |
Стабилизация банковской системы |
Снижение уровня безработицы |
Политические факторы |
Стабильное законодательство |
Приближение выборов |
Поддержание политической стабильности |
Решение политических проблем |
GAP-анализ
GAP-анализ («модель расхождений») представляет собой анализ стратегического разрыва («щели»), позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности предприятия; это набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению.
Цель GAP-анализа в том, чтобы выявить те рыночные возможности, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами.
Фактор |
Разрыв |
Цели и задачи |
Действие (инициативы) |
Работа телефонной службы технической поддержки(по ПДО) |
Уменьшить ожидание клиента на проводе с 3 трех минут до 1 минуты |
Создание на веб-сайте
компании списка часто задаваемых вопросов,
с описанием решения |
К следующему году уменьшить количество жалоб со стороны клиентов на скорость работы службы технической поддержки. |
Доля рынка |
Покупатели не могут позволить себе продукцию |
Снижение себестоимости продукции |
Найти поставщиков с более низкими ценами Внедрить современные
технологические и управленческ |
Доля рынка, удовлетворенность покупателей |
Покупатели недовольны качеством продукции |
Улучшение качества продукции и ее ассортимента |
Заключение договоров с новыми поставщиками Расширение ассортимента |
Доля рынка, рекламная политика фирмы |
Покупатели не могут купить продукцию компании |
Стимулирование продаж |
Реклама Приобретение новых магазинов Развитие персонала компании, который производит продажи клиентам Разработка мероприятий с целью удержания существующих клиентов, скидки и другие льготы |
Распространенным
инструментом анализа и формирования
стратегий является портфельная
четырехквадратная матрица
В соответствии с четырьмя вариантами комбинации факторов подразделения могут занимать на рынке четыре стратегических исходных позиции относительно возможностей рынка и собственной конкурентоспособности:
Итак, для того чтобы построить матрицу, необходимо технику внутри компании разделить на:
Матрица БКГ строится следующим образом:
Бытовую технику, телевизоры, аудио, фото/видео камеры предприятие продает уже давно и имеет большую часть дохода именно с этой группы товаров, следовательно, заносим ее в квадрант дойных коров. Продажа компьютеров, встраиваемой техники, а также мобильной электроники активно развивается внутри предприятия и растет прибыльность этого направления - это звезда. Перспективы нового направления - ремонта техники по собственной гарантии компании пока не ясны, поэтому относим его в правый верхний квадрант матрицы БКГ –трудный ребенок. Доставка и установка - это сопутствующая услуга и не может быть превращена в серьезное направление деятельности, но без этого деятельность предприятия будет затруднена. Это собака - нижний правый квадрант матрицы БКГ
Трудный ребенок | |
Дойные |
Высокий
Темпы
Роста
Рынка,
Низкий
Высокая
Относительная доля рынка
Исходя из этого делаем вывод, что в данное время компании необходимо уделить внимание на мобильную электронику, компьютеры, ноутбуки, т.к. у этой техники самый высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Поэтому долю рынка необходимо сохранять и увеличивать.
Что касается бытовой техники, телевизоров, аудио, фото/видео камер- у них высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. Данную технику необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход.
Все сопутствующие услуги по доставки, упаковки имеют низкий темп роста и низкую часть рынка. Данные услуги не являются рентабельными, но компания не должна от них избавляться, чтобы не потерять имидж «удобной» компании.
Ремонт техники по собственной гарантии «М.видео» характеризуется низкой долей рынка, но высоким темпом роста. Развитие данного направления в компании необходимо изучать. В перспективе оно могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Таким образом, одна из возможных
стратегий – постоянно
То есть, матрица БКГ позволяет, в зависимости от комбинации доли и роста рынка для каждого квадрата подобрать индивидуальную стратегию.
Данная матрица призвана оптимизировать распределение ресурсов, определять стратегии диверсификации компании. Она позволяет дать ответ на вопросы: какой бизнес нужно развивать, какую линию в этой сфере должна выбрать фирма, как наилучшим образом распределить ресурсы.
Матрица БКГ может использоваться в процессе стратегического анализа и планирования продуктовой программы (товарного ассортимента), позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами. Повторное построение матрицы BCG через определенный период времени может быть полезным в процессе контроллинга.
Матрица General Electric / McKinsey
Таблица расчета показателей бизнес-направлений
Матрица GE является более точной, чем матрица BCG. Она учитывает больше факторов, позволяет использовать в оценках привлекательность отрасли на рынке и положение самой фирмы.
№ |
Бизнес-направление |
Привлекательность Рынка(по шкале от 1 до 6, 1-наименьшая, 6-наибольшая привлекательность) |
Конкурентная позиция компании на рынке(по шкале от 1 до 6) |
Оборот (в % по отношению к суммарному обороту) |
Прибыль (в % от оборота) |
1 |
Быт.техника |
6 |
6 |
35 |
35 |
2 |
Телевизоры/ видео |
6 |
6 |
20 |
15 |
3 |
Аудио |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
Встраиваемая техника |
6 |
5 |
10 |
14 |
5 |
Ноутбуки/ компьютеры |
5 |
4 |
10 |
5 |
6 |
Фото/видео камеры |
6 |
4 |
5 |
5 |
7 |
Мобильная электроника |
4 |
4 |
5 |
7 |
8 |
Телефоны |
4 |
3 |
5 |
7 |
9 |
Игры/приставки |
5 |
5 |
5 |
7 |
Привлекательность рынка |
Победитель 1 |
Победитель 2 |
Вопрос |
Победитель 3 |
Средний бизнес |
Проигравший 1 | |
Создатель прибыли |
Проигравший 2 |
Проигравший 3 | |
Вся производимая продукция находится в ячейках «победителей», а, следовательно, не требует изменять портфель производимой продукции. «М.видео» находится в очень хорошем положении. Для поддержания данных позиций ей требует прикладывать значительные усилия.
Так как «М.видео» является розничным торговым предприятием бытовой электроникой то комплекс маркетинга направлен на продвижение названия магазина. В этом случае товаром является в первую очередь название «М.видео» и только потом присутствующий в магазине ассортимент товаров. Для обеспечения продаж необходимо чтобы название и имидж магазина прочно закрепились в сознании потребителя. Я считаю что этому поможет спонсорство. Спонсорство представляет собой современную форму покровительства. Существуют различные формы спонсорства: спорт, культура, искусство, благотворительность и др. Чем чаще название магазина будет звучать в различных культурных, спортивных и др. массовых мероприятиях тем лучше оно закрепится в сознании потребителей. И тем самым когда им понадобится какая либо техника они сразу вспомнят об «М.видео». Так же эффективным средством продвижения названия магазина являются магниты на холодильник, которые можно давать к любой покупке или просто раздавать на улицах. Тем самым когда появится потребность в приобретении какой либо техники внимание в первую очередь будет обращено на «М.видео». Этот способ не требует больших денежных затрат и формирует положительные эмоции у потенциальных потребителей. Еще одним средством продвижения магазина может служить раскрашенная в фирменные цвета с фирменным логотипом машина службы доставки.
Что касается стимулирования сбыта, то здесь можно предложить выделение «часа покупателя» (когда действуют, например, специальные скидки) или возможность сдать старый товар в счет оплаты нового. При продаже через Интернет можно не ограничиваться собственным сайтом компании а купить место в коммерческой онлайновой службе или крупном Интернет магазине.
При сервисном
центре можно создать горячую
телефонную линию, позвонив на которую
потребитель получит любую