Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы при покупке хлеба и разработать комплекс мероприятий в рамках маркетинга для влияния на поведение покупателей при покупке хлеба на примере магазина «44 Меридиан» ОАО «Север-Пинск».
Реферат
Введение
1 Теоретические аспекты маркетинга
Характеристика покупателей и их потребностей
Понятие «Модель поведения покупателей» и особенности процесса принятия решения о покупке
Основные методы и приемы для моделирования поведения покупателей хлеба
2 Объекты и методы исследования
2.1 Объект исследования
2.2 Методы исследования
3 Разработка маркетинговых мероприятий по моделированию поведения покупателей магазина «44 Меридиан» ОАО «Север-Пинск»
3.1 Анализ поведения покупателей хлеба в магазине «44 Меридиан» ОАО «Север-Пинск»
3.2 Разработка плана мероприятий по моделированию поведения покупателей хлеба в магазине «44 Меридиан» ОАО «Север-Пинск»
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Из-за отсутствия у покупателей сильной приверженности к определенной марке, маркетологи для стимулирования спроса используют снижение цен и распродажи. При рекламировании товаров следует использовать визуальные символы и изображения, поскольку они легко запоминаются и ассоциируются с торговой маркой. Телевизионная реклама в данном случае эффективнее, чем печатная, поскольку первая больше подходит для пассивного усвоения.
Стратегия маркетинга:
- Стимулировать спрос с помощью снижения цен и распродаж
- Создать образ марки и ассоциировать с жизненными ситуациями (Например, показать, что принято расслабляться и согреваться за чашкой кофе)
4) Поисковое покупательское поведение;
Поисковое покупательское поведение проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товара. В этом случае потребители обычно легко и часто меняют марки. Это происходит не из-за неудовлетворенности потребителя, а потому что на рынке предоставлен большой выбор товаров и хочется попробовать что-то новое или просто ради разнообразия.
В товарах данной категории маркетинговые стратегии будут разными. Для лидеров рынка необходимо поощрять привычное покупательское поведение и стремиться, чтобы продукция занимала лучшие места на прилавках. Кроме того, лидерам необходимо использовать напоминающую рекламу. А компаниям, претендующим на лидерство, следует поощрять поисковое поведение потребителей, предлагая более низкие цены, скидки и бесплатные пробные продукты. Реклама же должна убеждать попробовать что-то новое.
1.3 Основные методы и приемы для моделирования поведения покупателей хлеба
В последнее время в магазинах кардинально изменился подход к производству и продаже хлеба. Расширился ассортимент хлебной продукции, улучшилось ее качество, повысилась значимость хлеба в общей потребительской корзине: многие позиции перешли из разряда повседневных в разряд импульсных покупок, некоторые изделия получили статус деликатесных изысков. Повышенным спросом пользуется горячая выпечка, производство которой налаживается непосредственно в магазине.
Практика показывает, что грамотно организованные отделы, торгующие хлебом, - эффективный инструмент увеличения роста продаж для всего магазина в целом. Во-первых, аромат свежего хлеба возбуждает аппетит и является стимулятором, провоцирующим приобретение других продуктов (сыр, вино, овощи). Во-вторых, он создает в торговом зале неповторимую атмосферу уюта и тепла, поднимает посетителям настроение. А в таком состоянии человек покупает существенно больше продуктов.
Если следовать принципам маркетинга, хлебный отдел выгодно размещать в центре магазина, хотя некоторые торговые специалисты советуют размещать стеллажи с хлебной продукцией (особенно это касается свежей выпечки) подальше от входа в магазин, чтобы посетитель супермаркета шел на запах через весь торговый зал. Учитывая тот факт, что горячий хлеб может спровоцировать ряд других покупок, по соседству с ним стоит расположить молочный, сырный и винный отделы.
Идеальный вариант, если хлебный
отдел работает на базе производства,
которое отгорожено от торговой зоны
стеклянной перегородкой. Наблюдение
за процессом приготовления
Хлеб имеет свою специфику выкладки. Хлеб должен размещаться в местах, имеющих тёплый колорит, близкий к цветам спелой ржи и пшеницы. Хорошие соседи для хлеба – это традиционные материалы растительного происхождения: дерево, дуб, льняные и хлопковые ткани. Эти материалы объединяет с хлебом растительное происхождение и тепло человеческих рук.
Нужно избегать размещения хлеба в местах, имеющих холодный колорит – хлеб приобретёт неаппетитный вид. Плохие соседи для хлеба – синтетические и искусственные материалы, чёрные металлы, камни холодных, грязных и серых цветов/16/.
Вариант декоративной выкладки
хлеба в магазине: ароматный хлеб
в плетёной корзине, выложенной белой
вышитой салфеткой для
Итак, при размещении и выкладке хлеба нужно стремиться к натуральности, рукотворности, теплу в цвете, осязательных ощущениях и психологическом восприятии.
Торговое оборудование для выкладки хлеба обеспечивает покупателям максимальную обзорность, позволяет более эффективно использовать торговое пространство, создавая максимум комфорта для клиента, и стимулирует сбыт продукции.
Требования к оборудованию для данной группы товаров диктуются жесткими санитарно-эпидемиологическими нормами, поэтому все материалы, используемые в производстве данного оборудования, имеют сертификат Е1//.
Легко перемещаемое оборудование для торговли хлеба является особо эффективным в предприятиях торговли, имеющих пекарные цеха/13/.
На рисунках представлены виды наиболее распространенных стеллажей. По рисункам видно, что хлеб почти всегда выкладывают горизонтально и навалом.
А) Стеллажи для выносной торговли
Б) Мобильные стеллажи
В) Стеллажи пристенные
Г) Стеллаж мобильный Д) Стойка мобильная Е) Кубовые стеллажи
Рисунок 4 – Основные виды хлебных стеллажей
Каждый стеллаж предназначен для разнообразных типов магазинов и имеет ряд преимуществ и недостатков друг перед другом.
Важным маркетинговым приемом является продвижение своей продукции с помощью рекламы.
Реклама — процесс донесения
информации от рекламодателя до целевой
аудитории посредством медиа-
Задача рекламы — побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).
Розничные торговые предприятия обычно отдают предпочтение не частоте, а охвату аудитории посредством местных СМИ:
- газеты;
Местные газеты люди отчасти читают из-за рекламы и часто используют газеты в качестве путеводителя по магазинам. Кроме того, они соответствуют пожеланиям розничных продавцов относительно географического охвата и срочности.
Некоторые предприятия розничной торговли заключают контракт с газетами на аренду рекламного пространства в ней в течение определенного срока (месяц, 2 месяца, полгода), тогда идут скидки.
- бесплатно распространяемые газеты или журналы, рекламные вкладыши в газету;
Часто издаются магазинами самостоятельно.
- местное радио и телевидение;
Средства радиовещания используются в основном, чтобы дополнить рекламу в газетах. Радио обладает относительно низкими ценами, высокой степенью избирательности по географическому признаку и по группам радиослушателей, а также обеспечивает большую гибкость в графике выхода рекламы в эфир.
- справочники;
Справочники – очень важное
средство размещения рекламы. Информация
о предприятии розничной
- прямая почтовая реклама;
Самый избирательный метод,
так как реклама будет
- электронные средства;
Реклама в Интернете может принять две формы: учреждение собственного сайта или размещение баннера на другом сайте.
- сувениры;
Это могут быть карандаши, ручки, календари, воздушные шары, футболки, часы, рекламные магниты и т.д.
- наружная реклама;
Имеет либо напоминающий характер, либо информирует о специальных акциях, распродажах, новой продукции, либо сообщает потребителям, где находится торговое предприятие.
- рекламные носители внутри магазина (в местах продаж);
Условно можно разделить на 4 группы:
а) материалы для оформления мест продаж: воблеры, стикеры и т.д.
б) информационные носители (баннеры, постеры, световые короба)
в) демонстраторы (дисплеи, этажерки, стойки)
г) рекламно-торговое оборудование (холодильники, витрины).
Постеры: самое востребованное место – непосредственно над выкладкой рекламируемого продукта, используется для алкоголя, табака, молочных продуктов и т.д.
Баннеры: располагаются там, где есть свободная стена; могут размещаться в прикассовой зоне; большие баннеры обеспечивают обзор на весь магазин.
Актив-постеры (постеры, меняющие изображение в зависимости от угла зрения), крепятся к стене, к потолку или полу и размещаются практически в любом месте супермаркета в зависимости от целей: в проходах, у касс и т.д.
Лайтбоксы (световые короба), крепятся на стены или пол непосредственно над или рядом с выкладкой рекламируемого продукта.
Световые панели (панель с внутренней подсветкой), крепят на стену или к потолку.
Роллерные дисплеи (световые короба с последовательной сменой постеров) размещают в местах наибольшей проходимости и обзора, например, на входе в магазин.
Мини-призматроны обращают повышенное внимание потребителей: если взгляд остановился на первом изображении, хочется увидеть, что будет дальше.
2 Объекты и методы исследования
2.1 Объект исследования
Открытое акционерное общество «Север-Пинск» создано решением Пинского городского исполнительного комитета от 9 сентября 2003г. № 720.
ОАО «Север-Пинск» является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
В состав ОАО «Север-Пинск» входят: Магазин «44 Меридиан», универсам «Альбрехтово», универсам «Брест», магазин «Запад», магазин «Экватор», круглосуточный магазин, склад №2.
Органом управления в Обществе является: общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, директор Шоломицкая Л.Н.
ОАО «Север-Пинск» - это сеть магазинов европейского уровня, воплощающая в себе современные технологии западной торговли, где можно приобрести продовольственные и непродовольственные товары на любой вкус, производство курицы - гриль, кондитерских и хлебобулочных изделий. Кроме того предусмотрен дополнительный сервис: бесплатная парковка, возможность оплаты товаров по безналичному расчету или кредитной картой, обменный пункт, банкомат. Местоположение: Республика Беларусь, Брестская область, г. Пинск, ул. Первомайская, 153. Режим работы данного магазина: с 8.00 до 22.00 часов без обеда и выходных дней, также имеется отдел, работающий до 02.00.
Общая площадь магазина составляет 1200,1 кв.м. В состав помещений магазина входят торговый зал, складские помещения, две холодильные камеры (для замороженных полуфабрикатов и для мороженого), овощная камера, молочная камера, колбасная камера, хлебная комната и комната для хранения алкогольной продукции, а также кухня, моечная, сан. узел, две гардеробные (женская, мужская), комната для приема пищи, комната отдыха. В состав помещений также входят кабинет директора ОАО «Север-Пинск», отдел кадров, бухгалтерия, кабинет заведующей магазина, администраторская, операторская, кабинет технического отдела.
Площадь торгового зала составляет 526,2 кв.м. Торговый зал состоит из колбасного отдела, отдела кулинарии, и зала самообслуживания, в котором расположен отдел по реализации гастрономических товаров, молочной продукции, кондитерской продукции, замороженной продукции, промышленных товаров, хлебобулочных изделий и плодоовощной продукции.
В приложении Е представлены поставщики ОАО «Север-Пинск».
В приложении Ж представлена государственная статистическая отчетность.
В приложении И представлен договор на оказание поставок продукции.
Также необходимо указать, что ОАО «Север-Пинск» взаимодействует с ООО «Буг-Маркет», которое оказывает маркетинговые услуги, об этом свидетельствует договор на оказание маркетинговых услуг, представленный в приложении К.
Объектом исследования является модель поведения покупателей.
В магазине «44 Меридиан» ОАО «Север-Пинск» удовлетворение покупательского выбора по различным группам товаров находится на среднем уровне. С помощью анкетирования и собственного наблюдения по хлебобулочному отделу выявлены следующие недочеты: неудобное размещение отдела, устаревшие хлебные стеллажи и нерациональная выкладка.