Разработка программы форсайт-маркетинга производственного предприятия (на примере ООО «Бетон транс-сервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования разработка программы форсайт - маркетинга производственного предприятия.
Задачи исследования
а) теоретико-методологические:
1 Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности
2 Рассмотреть понятие форсайт-маркетинг
3 Рассмотреть принципы и концепции маркетинга
б) исследовательские:
1 Провести исследование основных направлений маркетинговой деятельности ООО «Бетон транс-сервис»
2 Выявить причины возникновения трудностей, связанных с привлечением клиентов
3 Выполнить задание по охране труда и окружающей среды
в) проектные:
1 Разработать меры по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
2 Дать социально-экономическое и правовое обоснование предложенных рекомендаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты Форсайт-маркетинга…………………………………
1.1 Функции цели и основные концепции Форсайт……………………………...
1.2 Методы Форсайта……………………………………………………………..
1.3 Российский и зарубежный опыт применения Форсайта…………………….
2 История создания и основные направления деятельности ООО «Бетон-транс Сервис»……………………………………………………………………..
2.1 История создания и общая характеристика ООО «Бетон-транс Сервис»…
2.2 Организационная структура ООО «Бетон-транс сервис»…………………..
2.3 Экономические показатели деятельности предприятия…………………
2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия……………….
2.4.1 Анкетирование…………………………………………………………
2.4.2 Наблюдение………………………………………………………………
2.4.3 Интервьюирование……………………………………………………….
2.4.4 Анализ документов……………………………………………………….
3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис …………………………………………………………..
3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы Форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис»………………………………………..
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий……..
3.3 Правовая оценка предлагаемых мероприятий……………………………….
Охрана труда и окружающей среды…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….
Приложение А (Обязательное) Анкета социологического опроса…………….
Приложение Б (Обязательное) Сценарий интервью с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………..
Приложение В (Обязательное) Сценарий интервью с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»……………………………………….
Приложение Г (Обязательное) Оперограмма работы отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………………………….
Приложение Д (Справочное) Должностная инструкция маркетолога…
Приложение Е(Обязательное)Прайс-лист на продукцию ООО «Бетон-транс сервис» ……………………………………………………………………………
Приложение Е(Обязательное) Прайс-лист на продукцию ЗАО 250 «ЖБИ» ….

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПУШКОВА (Восстановлен).docx

— 1,022.61 Кб (Скачать файл)

Во второй программе «Форсайт»  наряду с ранее установленными целями – повышение конкурентоспособности  и улучшение качества жизни, была добавлена еще одна цель – достижение устойчивого развития. Был расширен состав участников и усилен междисциплинарный  подход (созданы 3 новых тематических комиссии – проблемы старения населения, предупреждение преступлений, обрабатывающая промышленность, а 15 отраслевых комиссий объединены в 11). В 2002 г. после всесторонней оценки результатов предыдущего  периода начался новый этап, одна из главных задач которого – ускорение  программы, более быстрое реагирование на новые вызовы и возможности. Вместо 11 тематических групп, охватывающих широкие  сектора и действующих более  пяти лет, сформирована «подвижная»  программа, каждый этап которой состоит  из максимум 4 подпрограмм продолжительностью от 9 до 18 месяцев. Проекты должны подходить  под две важнейшие категории:

 а) наиболее актуальные  проблемы социально-экономического  развития, где наука может предложить  возможные решения;

 б) наиболее перспективные  области науки. 

В апреле 2002г. были начаты два  «пилотных» проекта - «защита прибрежной зоны от наводнений» и «когнитивные системы». В списке перспективных  тем: интеллектуальные системы инфраструктуры; идентификация инфекционных заболеваний; кибернадежность и предупреждение преступлений; спектральный электромагнетизм.

Каждая программа представляет собой три взаимосвязанных этапа  – анализ, распространение информации и применение результатов, подготовка к следующей программе. В результате определяются государственные приоритеты в научно-технических программах, в подготовке кадров, в методах  государственного регулирования.

Следует отметить, что в  Великобритании также развит образовательный  Форсайт. Британский опыт в этой сфере очень интересен. В рамках этого проекта устраиваются, например, соревнования между учениками из одной или нескольких школ [14]. Формируются команды из 6 школьников 12-13 лет, которым предлагается определенное задание, например: каким образом превратить посещение магазина из мучения в удовольствие, или как может развиваться индустрия моды. Каждой команде даются  виртуальные 200 фунтов и список предметов и услуг, которые они могли бы «купить»: консультации специалиста, карандаши, доступ в интернет и т.д. Участники соревнования предлагают разные идеи, связанные с поставленной задачей.  

В итоге возникает множество  интересных идей. Например, в соревновании на тему посещения магазинов школьники  советовали иначе организовать пространство для размещения товаров, встроить в  тележку сканер штрих-кода товаров, чтобы покупатель всегда мог рассчитать общую сумму своих покупок  и понять, хватит ли на них денег, и многое другое. Участники делают презентации своих разработок, а  команда-победитель получает приз в  размере «настоящих» 2000 фунтов, на который  можно купить, например, компьютер  для школы. Тех, кто одержал победу на региональных состязаниях, приглашали работать в различные компании –  генерировать свежие идеи, касающиеся развития бизнеса. Многие из таких идей были воплощены в жизнь.

На сегодняшний момент Великобритания – один из мировых  лидеров в области Форсайта. Форсайт-центр  ГУ-ВШЭ имеет соглашение о сотрудничестве с Манчестерским институтом инновационных  исследований, одним из ведущих мировых  исследовательских центров в  этой сфере.

Швеция имеет положительный  опыт применения системы Форсайт. Он является отличным от английского варианта, в Швеции инициатором выступил частный  бизнес. Ряд частных компаний сделал заказ на разработку предложений  по стратегии развития шведской экономики, опираясь на заделы, имеющиеся в  области телекоммуникаций, энергетики, биотехнологии и автомобилестроения. И на основании этого правительство  Швеции, с подачи шведского бизнеса  выработало политику уже для всей страны на продолжительный период. Интересно было и то, что в Швеции большое значение придавалось популяризации результатов этого процесса. Были изданы отдельные брошюры «Форсайт для бизнесменов», «Форсайт для школьников», потому что, к примеру, школьнику важно знать, завершая обучение, какую профессию выбирать, какая будет потребность в кадрах через ближайшие десять лет. Были сделаны Форсайты даже для домохозяек, чтобы, например, покупая бытовую технику, дама могла увидеть, является ли эта идея достаточно современной, не изменится ли модельный ряд, не перейдут ли от плазменных телевизионных экранов к жидкокристаллическим и т.д. Результатами пользовалось все общество в широком смысле этого слова [3].

В конце 1950-х гг. отдельные  методы Форсайта начали применять в  США, в основном для военно-стратегических оценок. Так, крупномасштабные работы по прогнозированию проводились  Военно-морским и Военно-воздушным  ведомствами США в 60-е годы.

В настоящее время Форсайт  в США включает в себя не только анализ технологий и тенденций в  своей стране, но и исследование  возможных политических решений  в других странах, которые могут  повлиять на развитие США, а также  на ситуацию в мире. Именно в США  – в корпорации РЭНД – был  разработан метод Дельфи, накоплен значительный опыт разработки перечней критических технологий на национальном уровне [15]. В настоящее время проводится много работ по новым направлениям. Например, был создан специальный  Форсайт-институт для изучения проблем  нанотехнологий, в рамках которого разрабатываются дорожные карты  для отдельных направлений использования  нанотехнологий.

Наряду с другими развитыми  странами, Япония имеет колоссальный и успешный опыт  использования  Форсайта. В Японии прогнозы науки, техники и технологии делаются с  начала 70-х годов. В 1971 г. впервые  был опубликован долгосрочный прогноз, построенный с использованием широко известного сегодня метода Дельфи [16]. К концу 60-х годов в Японии пришли к выводу, что технологическое прогнозирование представляет собой потенциально полезный политический инструмент, и группа специалистов была командирована в Соединенные Штаты для консультаций с экспертами. В итоге в Японии была предпринята первая попытка долгосрочного  – на 30 лет вперед – прогнозирования будущего науки и технологий. Несколько тысяч экспертов, представляющих промышленность, университеты и правительственные организации, были опрошены на предмет возможных инноваций и технологических разработок, которые могут появиться в будущем. С тех пор эти 30-летние прогнозы повторяются приблизительно каждые пять лет вплоть до сегодняшнего момента. С течением времени развивается и методология Форсайта. Если первые проекты проводились по одной и той же схеме, включающей стандартный набор тем для экспертного опроса, то современный японский Форсайт – это целый спектр разных методов, включающий систему дорожных карт, а также сопоставительные исследования.

Активное использование  системы Форсайт в Японии обусловлено  многолетними традициями комплексного прогнозирования научно-технологического развития как главного условия формирования эффективной национальной инновационной политики. На социально-экономические процессы позитивно влияет сформировавшаяся в стране высокая культура взаимоотношений государства и бизнеса. Государственные структуры постоянно вырабатывают ориентиры и рекомендации для предпринимателей и посредством различных стимулирующих мер нацеливают их на наиболее эффективные и перспективные виды деятельности, иначе говоря, задают им инновационные приоритеты. Очевидно, что в этих условиях наука способна вносить серьезный вклад в развитие национальной экономики, тем более что в стране действует ряд законов, которые придали научно-технической деятельности высокий общественный статус.

В Ирландии использование  Форсайт осуществлено на национальном уровне. Ирландия поставила перед собой амбициозную цель по достижению к 2010 году уровня затрат на научные исследования и разработки в размере 2,5% ВВП (по сравнению с 1,4% в 2004 году) [17]. В контексте ее реализации правительство и гражданские институты страны обратились к опыту использования Форсайта. Первый пилотный Форсайт-проект был осуществлен здесь в 1998 году, а в 2003 году, после оценки его результатов, было принято решение об организации общенационального Форсайт-процесса на постоянной основе. В основе ирландского опыта использования Форсайта как фактора национального роста – выявление новых и корректировка существующих стратегических технологических направлений, или платформ (СТП). Прежде всего, обращает на себя внимание оригинальное толкование базовой категории, т.е. стратегических технологических платформ. В Ирландии они разрабатываются, во-первых, с учетом уникальности страны в плане научной, производственной и природно-ресурсной базы, и, во-вторых, – в контексте интеграции различных технологий, обеспечения эффекта синергии. Под стратегическими технологическими платформами в Ирландии понимают группы технологий с широким спектром практических приложений (в их числе бизнес-процессы, производство продуктов, оказание услуг). При этом сфера применения СТП не ограничивается производством определенного продукта либо границами того или иного сектора экономики. Конечная цель СТП, по замыслу ирландцев, – формирование и развитие уникального устойчивого конкурентного преимущества.

Технологии отбора СТП, охватывают три этапа. На первом осуществляется сбор информации в режиме диалога  между ключевыми субъектами, формируется  список потенциальных СТП. Особое внимание уделяется задействованию уникальных возможностей страны, а именно:

 а) природных ресурсов (Ирландия располагает прибрежной полосой, благоприятной для развития волновой энергетики);

 б) фирменных промышленных  разработок (беспроводные коммуникации, производство медицинского оборудования, биометрия);

в) накопленной базы знаний и научной инфраструктуры.

На втором этапе перечень платформ уточняется и сокращается  до 30-40 позиций. При этом обеспечивается преемственность предшествующего  Форсайта и новых прогнозных рекомендаций. На третьем этапе осуществляется окончательный выбор 10-20 стратегических приоритетов и программ их реализации. Именно с этими точками роста и будут сопрягаться инвестиции в науку, технологии и инновации, а также разработка сценариев будущего.

Форсайт активно применяется  не только на уровне государства. Он очень  востребован в сфере бизнеса. Примеров тому множество. Так, в компании Daimler существует группа экспертов, занимающаяся прогнозированием будущего. Проект по созданию нового автомобиля начинается не с решения технических или  дизайнерских вопросов, а с попытки  составить общее представление  о жизни человека в будущем. Эксперты пытаются определить, каким будет  стиль жизни людей через 10-15 лет, как будут развиваться их потребности.

Разработчикам автомобиля важно  понимать, чем будет отличаться поведение  потребителя сегодня и в будущем  – будут ли люди больше ездить на автомобиле или ходить пешком, предпочтут ли они город или деревню, будут  ли путешествовать на автомобиле за границу. Составляя портрет будущих покупателей, Форсайт позволяет более четко  определить, какой автомобиль в большей  степени будет отвечать их запросам, какие новые функции в нем  должны быть реализованы.

 Широкую известность  получили прогнозы компании Shell. Используя методы Форсайта, специалисты  этой компании строят прогнозы  развития рынка энергетики на 15-20 лет вперед. К этой же сфере  относятся прогнозы Международного  энергетического агентства (МЭА). Они основаны на нескольких  возможных сценариях развития  событий, что позволяет, в свою  очередь, выявить наиболее эффективные  для них технологические решения.

В России система Форсайт  начала занимать свои первые позиции  с 2003 года, в частности, Министерство информационных технологий и связи  провело Форсайт по ИТ технологиям. Федеральное агентство на науке и инновациям совместно с Курчатовским центром осуществило пилотный Форсайт по нанотехнологиям. Следует отметить, что в России система  Форсайт получила наибольшее распространение на таких уровнях как ведомственный (Минпромэнерго), региональный (Иркутская область, Башкорстан) и  теоретический (ГУ-ВШЭ) уровень.

 Под эгидой Минобрнауки  сразу несколько исследовательских  групп были заняты объединением  результатов всех прошедших в  России научно-технологических Форсайтов  в единый документ, посвященный  анализу перспектив технологического  развития ключевых секторов российской  экономики. Результаты будут использованы  для разработки долгосрочного  прогноза научно-технологического  развития РФ до 2025 года [17].

В настоящее время одной  из основных тем Форсайтных исследований являются нанотехнологии,  которые  в ближайшие десятилетия будут  определять направление развития мировой  науки. Россия, безусловно, располагает  немалым потенциалом в области  нанотехнологических исследований. В ближайшей перспективе —  основные достижения в области наноматериалов и наносистем, которые должны найти  отражение в аэрокосмических  технологиях, машиностроении, микроэлектронике.

В рамках Инновационной образовательной  программы Высшей Школы Экономики  создан Форсайт-центр, в задачи которого входят:

– изучение лучшей мировой  практики в области Форсайта;

– освоение существующих методов  Форсайт-исследований;

– разработка новых методов  Форсайт-исследований;

– подготовка и широкое  распространение аналитических  и информационных материалов, отражающих российский и мировой опыт.

Основная задача Форсайт-центра при ГУ-ВШЭ – теоретическое  изучение практики Форсайта. Задача организации  Форсайта в России не ставится.

В рамках Форсайт-центра при  ГУ-ВШЭ уже осуществляется взаимодействие с ведущими российскими экспертами, зарубежными коллегами (в этот список входят Манчестерский университет, европейский Институт перспективных  технологических исследований) [16].

В 2006 г. Башкортостан одним  из первых российских регионов применил Форсайт для определения приоритетов своего будущего развития. С его помощью была предпринята попытка выработать эффективную инновационную политику, оптимизировать инфраструктуру, стимулировать трансформацию традиционной экономики в новую экономику знаний. Масштабную реализацию Форсайт-проекта обеспечивали несколько заинтересованных сторон. Исполнительная власть создала благоприятные условия не только для успешного выполнения проекта, но и для реализации мер, направленных на поддержку приоритетных направлений. Республиканский Фонд поддержки инноваций выступил координатором проекта. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ разработали методологию регионального Форсайта. Реализация проекта предусматривала несколько этапов:

Информация о работе Разработка программы форсайт-маркетинга производственного предприятия (на примере ООО «Бетон транс-сервис»)