Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности торгового розничного предприятия, а также разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конкурентоспособность розничного торгового предприятия 5
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и факторы, которые её определяют 5
1.2 Параметры конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
1.3 Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
2 Анализ внешней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 12
2.1 Анализ базового рынка розничного торгового предприятия ИП. Марченко С.А. 12
2.2 Анализ конкурентной среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 13
2.3 Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 16
3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.1 Анализ внутренней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.2 Анализ существующей стратегии конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
3.3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34

Вложенные файлы: 1 файл

3_chast.docx

— 123.02 Кб (Скачать файл)

7. Атмосфера  магазина, которая зависит от  того, как оформлен интерьер, от  уровня гигиены, расстановки товаров,  освещения, музыкального фона  и т.д.

Б.Г. Путиевский выделяет схожие параметры оценки конкурентоспособности торгового предприятия, но мы в своих исследованиях будем опираться на перечисленные выше параметры[16].

1.3 Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия

Торговля - стала одной из первых, кто вступил  в рыночные отношения, и претерпела существенные изменения за многие годы. В настоящее время нет высоких  барьеров при входе на рынок розничной  торговли, отсюда и многообразие различных  независимых фирм, которые производят однотипную продукцию. Неценовая конкуренция, основанная, прежде всего на качестве продуктов/услуг, рекламе, условиях продажи, сопровождает – ценовую конкуренцию. Таким образом, налицо все признаки монополистической конкуренции.

Совокупность  рыночных сегментов, которые удовлетворены  товарами и/или услугами, которые  производить торговое предприятие  является её фундаментальной рыночной нишей. Часть этой фундаментальной  ниши, которую предприятию удаётся  удержать в борьбе с конкурентами, называется реализованной нишей  [16]. Главной особенностью рынка розничной торговли является то, что все магазины, которые расположены в одном микрорайоне, имеют одну фундаментальную рыночную нишу, а реализованные ниши различаются весьма существенно. Каким способом оценить доли рынка, которые занимает конкурент? Чем руководствуется потребитель при выборе места покупки необходимого ему товара? С помощью каких факторов необходимо обеспечить удерживание существующих потребителей, а также, что необходимо предпринять для привлечения новых потребителей? Данные вопросы часто возникают при разработке стратегии развития розничного торгового предприятия. При этом отсутствие достоверной информации об актуальных и потенциальных покупателях, приводит к тому, что многие магазины, которые стремятся продать по принципу «все товары — для всех групп покупателей» плохо позиционированы.

По словам кандидата экономических наук, Воронова Д.С.:

« Методологически  неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности  предприятия является оценка его  конкурентоспособности, поскольку  только на основе данной оценки могут  быть сделаны выводы о степени  конкурентоспособности хозяйствующего субъекта»[7].

Данная  оценка является исходной точкой разработки мероприятий с целью повышению  конкурентоспособности торгового  предприятия и в то же время – мерой результативности этих мероприятий. А также, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности торгового предприятия.

Основными целями оценки конкурентоспособности  торгового предприятия являются:

  1. Разработки мероприятий с целью повышения конкурентоспособности торгового предприятия;
  2. Создание программы выхода торгового предприятия на новые рынки сбыта;
  3. Реализации инвестиционной деятельности;
  4. Осуществления государственного регулирования экономики.

При анализе  статей можно сделать вывод о  том, что в настоящее время  в России нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий[6].Так как создание такой методики довольно сложный и трудоёмкий процесс, ведь специфические особенности предприятий вызывают особые требования и к оценке их конкурентоспособности. Ведь методика оценки конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ» должна существенно отличаться от методики оценки конкурентоспособности розничного магазина, где прежде всего необходимо учитывать мнение покупателей магазина. Такой подход к оценке конкурентоспособности магазина рассмотрен в работе Мильберга Б.Е. «Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона)». Предлагаемая там методика представляется эффективной, но требует сложной опросной анкеты, что затрудняет проведение опроса и соответственно увеличивает его время.

Но мы будем основываться на методики представленной Павловой Н.Н.. В своей статье она предлагает достаточно простую методику оценки конкурентоспособности магазина, которая требует минимальных затрат времени и денежных средств, а также позволяет проводить исследования своими силами без привлечения сторонних организаций.

Предлагаемая  Павловой Н.Н. методика оценки конкурентоспособности  розничного торгового предприятия  включает следующие три этапа:

1. Анкетный  опрос покупателей на выходе  из магазина. Он производится  с помощью анкеты, представленной в Приложении А. В зависимости от величины магазина число розданных анкет может меняться от 100 до 300.

Результаты  опроса можно считать удовлетворительными, если число ответивших по анкете будет не меньше 65 % от общего числа опрошенных.

2. Определение  степени удовлетворенности покупателей  на основе обработки анкет  оценки магазина.

Строится  таблица, представленная в Приложении Б. Для её построения необходимо в  графе 2 написать 5-6 критериев наиболее важных для покупателей в порядке  убывания оценок важности каждого критерия, полученных путем суммирования содержания графы 3 для каждого критерия по всем заполненным анкетам. Эта суммарная  оценка важности критерия проставляется  в графе 3 данной таблицы.

В графе 4 проставляется средняя арифметическая оценка степени удовлетворения покупателей  по каждому критерию по пятибалльной шкале.

3. Выработка  рекомендаций по повышению конкурентоспособности  магазина.

Анализ  таблицы в Приложении Б позволяет получить ответы на следующие вопросы:

1. Что  наиболее важно для покупателей?

2. По  каким критериям покупатель удовлетворен  работой магазина?

3. По  каким критериям покупатель не  удовлетворен?

4.Что  нужно улучшить для повышения  конкурентоспособности магазина?

Рассмотренная методика является достаточно простой  и помогает наглядно определить точки  приложения сил для повышения  конкурентоспособности магазина.

По данной методике был исследован один из магазинов  российской фирмы «Бизнес-Оптима», производящей и реализующий обувь. Было роздано 230 анкет, получено заполненных — 214. Такой высокий процент заполненных анкет (93%) связан с тем, что специально выделенный для проведения исследования работник магазина помогал посетителям заполнять анкеты, давая им необходимые пояснения[6].

Конечной  целью проведения маркетинговых  исследований является  разработка стратегии повышения конкурентоспособности  розничного торгового предприятия  на основе выявления позиций в  конкурентной борьбе и конкурентоспособности  ее  отдельных  товаров. На выбор  стратегии влияют два условия:

Необходимость установления привлекательности данного  рынка в долгосрочной перспективе;

Определение конкурентных позиций розничного торгового  предприятия и его товаров  по сравнению с другими торговыми  предприятиями данного рынка.

 

 

2 Анализ внешней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.

2.1 Анализ базового рынка розничного  торгового предприятия ИП. Марченко  С.А.

При анализе  демографических и экономических характеристик г.Железногорска Красноярского края, были выявлены следующие данные, представленные в таблице 1, которые оказывают непосредственное влияние на объём потенциального спроса. Так как демография определяет количество потребителей данного рынка, а экономические характеристики отражают платежеспособность этих потребителей [17].

Таблица 1 – Основные потребители розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.

Женщины/Мужчины, %

70% / 30%

Возрастная структура, лет

25-80

Средний доход, руб./мес.

5000- 10000


 

Эти данные позволяют нам сделать вывод  о том, что товарами розничного торгового  предприятия ИП Марченко С.А. пользуются в основном женщины в возрасте от 25 до 80 лет, при средней заработной плате или пенсии 5000-10000 тысяч  рублей. Но зная специфику деятельности данного предприятия можно сказать, что в основном, потребителями  являются лица, имеющие дачные участки  или занимающиеся цветоводством  дома.

Что касается вопроса о необходимости данного  торгового предприятия, то оно является важным элементом в экономической  структуре города, ведь на территории ЗАТО г.Железногорска Красноярского края  располагается как минимум 10 дачных кооперативов, а также имеется микрорайон с частными домами и сопутствующими им дачными участками. Таким образом, необходимость магазинов, представляющих продукцию для дач, огородов является весьма существенной.

Вопрос о «частоте использования» имеет некую сезонность, представленную на рисунке 2. Самый большой спрос приходится на конец февраля, начало октября. Так как этот период, в соответствие с климатом является благоприятным для выращивания различных культур. Но в холодное время года, спрос всё равно имеется благодаря широте ассортимента и предоставляемых услуг.

 

 

 

Рисунок 2 – Взаимосвязь времени года и спроса

 

Вопрос  об общих объемах товара данного  рынка является весьма важным. В  г.Железногорск Красноярского края проживает 88559человек, из которых примерно 40 % пользуются товарами данного рынка. Следовательно, спрос есть у большого числа потребителей, а данное розничное торговое предприятия ИП Марченко С.А. является одним из немногих, кто предоставляет широкий ассортимент, качественный товар и компетентных продавцов-консультантов, которые всегда помогут сделать выбор, обосновав все « + » и « - » любого из представленных товаров.

2.2  Анализ конкурентной среды розничного  торгового предприятия ИП Марченко  С.А.

В предыдущем пункте данной курсовой работы, мы проанализировали базовый рынок и определили, что:

  1. Товары, предоставляемые потребителям является необходимыми для большого числа граждан г.Железногорск Красноярского края;
  2. Спрос на товары является нерегулярным, но в период с февраля по октябрь весьма высоким;
  3. Количество товаров данного рынка должно быть большим, так как большая часть населения города заинтересованы в его потреблении.

Конкуренция на рынке товаров для сада и  огорода является высокой, что выяснилось в результате анализа конкурентов. Так как количество торговых точек, занимающихся продажами данных товаров  высоко. Это означает, что барьеры  входа на данный рынок являются низкими. А, следовательно, многие желающие заняться продажами данных товаров, могут  с лёгкостью войти на этот рынок  и составить конкуренцию другим компаниям, в результате чего, переманить потребителей на свою сторону.

В г. Железногорск Красноярского края организацией торговли товарами для сада и огорода занимаются, прежде всего, индивидуальные предприниматели, которые арендуют торговые места на торговых площадках. Большое разнообразие торговых предприятий делает затруднительным конкретное определение конкурентного положения розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А., поэтому проведём анализ торговых предприятий наиболее близких по объемам продаж, величине торговой площади и местоположению. Наглядный пример можно представить на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Доля рынка, занимаемая торговыми  предприятиями

 

  Как  мы видим на рисунке 6, из  магазинов, занимающих аналогичное  положение на рынке можно привести  пример магазина «Шесть соток». При сравнительном анализе можно  сделать вывод о том, что:

  1. Цены в магазине «Шесть соток» выше, чем цены в магазине «Семена», являющимся торговой точкой розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..
  2. Ассортимент товаров, рассматриваемый с точки зрения его ширины, магазина «Шесть соток» является подобным магазину «Семена», за небольшим исключением в разнообразии товарных групп.
  3. Комплекс услуг, таких как помощь в подборе товара, в магазине «Шесть соток» выражен слабо, продавцы неохотно рассказывают о товаре. Поэтому многие потребители данных товаров идут в магазин «Семена», где им всегда помогут при выборе доброжелательные и компетентные продавцы.
  4. Магазин «Шесть соток» находится в центральной части города, в которую можно добраться на автобусе или личном транспорте. Также здесь проживает достаточно большое количество граждан, следовательно, доступность магазина положительно влияет на спрос. Что касается магазина «Семена» то, тот находится также в центральной части города, но он имеет более удобное расположение, так как располагается неподалёку от двух крупных завода в городе: ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» и ФГУП «ГХК», на которых трудится большая часть трудоспособного населения города. Но так как большая часть населения имеет личный транспорт, выгодность положения магазинов является сходной.
  5. График работы магазина «Шесть соток» с 10:00 до 20:00 каждый день недели, а магазина «Семена» в будни дни с 10:00 до 20:00, а в выходные с 10:00 до 15:00. Следовательно, в магазин «Шесть соток» «проще попасть» когда удобно.
  6. Атмосфера магазина «Шесть соток»( оформление интерьера, уровень гигиены, расстановка товаров и освещение) является благоприятной и оставляет хорошее впечатление. А атмосфера магазина «Семена» менее презентабельна, в плане более новых витрин и общего оформления зала.

Информация о работе Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.