Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности торгового розничного предприятия, а также разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конкурентоспособность розничного торгового предприятия 5
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и факторы, которые её определяют 5
1.2 Параметры конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
1.3 Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
2 Анализ внешней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 12
2.1 Анализ базового рынка розничного торгового предприятия ИП. Марченко С.А. 12
2.2 Анализ конкурентной среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 13
2.3 Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 16
3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.1 Анализ внутренней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.2 Анализ существующей стратегии конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
3.3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34
7. Атмосфера
магазина, которая зависит от
того, как оформлен интерьер, от
уровня гигиены, расстановки
Б.Г. Путиевский выделяет схожие параметры оценки конкурентоспособности торгового предприятия, но мы в своих исследованиях будем опираться на перечисленные выше параметры[16].
Торговля - стала одной из первых, кто вступил в рыночные отношения, и претерпела существенные изменения за многие годы. В настоящее время нет высоких барьеров при входе на рынок розничной торговли, отсюда и многообразие различных независимых фирм, которые производят однотипную продукцию. Неценовая конкуренция, основанная, прежде всего на качестве продуктов/услуг, рекламе, условиях продажи, сопровождает – ценовую конкуренцию. Таким образом, налицо все признаки монополистической конкуренции.
Совокупность рыночных сегментов, которые удовлетворены товарами и/или услугами, которые производить торговое предприятие является её фундаментальной рыночной нишей. Часть этой фундаментальной ниши, которую предприятию удаётся удержать в борьбе с конкурентами, называется реализованной нишей [16]. Главной особенностью рынка розничной торговли является то, что все магазины, которые расположены в одном микрорайоне, имеют одну фундаментальную рыночную нишу, а реализованные ниши различаются весьма существенно. Каким способом оценить доли рынка, которые занимает конкурент? Чем руководствуется потребитель при выборе места покупки необходимого ему товара? С помощью каких факторов необходимо обеспечить удерживание существующих потребителей, а также, что необходимо предпринять для привлечения новых потребителей? Данные вопросы часто возникают при разработке стратегии развития розничного торгового предприятия. При этом отсутствие достоверной информации об актуальных и потенциальных покупателях, приводит к тому, что многие магазины, которые стремятся продать по принципу «все товары — для всех групп покупателей» плохо позиционированы.
По словам кандидата экономических наук, Воронова Д.С.:
« Методологически
неразрывно связанной с решением
проблемы повышения
Данная
оценка является исходной точкой разработки
мероприятий с целью повышению
конкурентоспособности
Основными
целями оценки конкурентоспособности
торгового предприятия
При анализе
статей можно сделать вывод о
том, что в настоящее время
в России нет общепринятой методики
оценки конкурентоспособности
Но мы будем основываться на методики представленной Павловой Н.Н.. В своей статье она предлагает достаточно простую методику оценки конкурентоспособности магазина, которая требует минимальных затрат времени и денежных средств, а также позволяет проводить исследования своими силами без привлечения сторонних организаций.
Предлагаемая Павловой Н.Н. методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия включает следующие три этапа:
1. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина. Он производится с помощью анкеты, представленной в Приложении А. В зависимости от величины магазина число розданных анкет может меняться от 100 до 300.
Результаты
опроса можно считать
2. Определение
степени удовлетворенности
Строится таблица, представленная в Приложении Б. Для её построения необходимо в графе 2 написать 5-6 критериев наиболее важных для покупателей в порядке убывания оценок важности каждого критерия, полученных путем суммирования содержания графы 3 для каждого критерия по всем заполненным анкетам. Эта суммарная оценка важности критерия проставляется в графе 3 данной таблицы.
В графе
4 проставляется средняя
3. Выработка
рекомендаций по повышению
Анализ таблицы в Приложении Б позволяет получить ответы на следующие вопросы:
1. Что
наиболее важно для
2. По
каким критериям покупатель
3. По каким критериям покупатель не удовлетворен?
4.Что
нужно улучшить для повышения
конкурентоспособности
Рассмотренная
методика является достаточно простой
и помогает наглядно определить точки
приложения сил для повышения
конкурентоспособности
По данной методике был исследован один из магазинов российской фирмы «Бизнес-Оптима», производящей и реализующий обувь. Было роздано 230 анкет, получено заполненных — 214. Такой высокий процент заполненных анкет (93%) связан с тем, что специально выделенный для проведения исследования работник магазина помогал посетителям заполнять анкеты, давая им необходимые пояснения[6].
Конечной
целью проведения маркетинговых
исследований является разработка
стратегии повышения
Необходимость установления привлекательности данного рынка в долгосрочной перспективе;
Определение конкурентных позиций розничного торгового предприятия и его товаров по сравнению с другими торговыми предприятиями данного рынка.
При анализе демографических и экономических характеристик г.Железногорска Красноярского края, были выявлены следующие данные, представленные в таблице 1, которые оказывают непосредственное влияние на объём потенциального спроса. Так как демография определяет количество потребителей данного рынка, а экономические характеристики отражают платежеспособность этих потребителей [17].
Таблица 1 – Основные потребители розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.
Женщины/Мужчины, % |
70% / 30% |
Возрастная структура, лет |
25-80 |
Средний доход, руб./мес. |
5000- 10000 |
Эти данные
позволяют нам сделать вывод
о том, что товарами розничного торгового
предприятия ИП Марченко С.А. пользуются
в основном женщины в возрасте
от 25 до 80 лет, при средней заработной
плате или пенсии 5000-10000 тысяч
рублей. Но зная специфику деятельности
данного предприятия можно
Что касается
вопроса о необходимости
Вопрос о «частоте использования» имеет некую сезонность, представленную на рисунке 2. Самый большой спрос приходится на конец февраля, начало октября. Так как этот период, в соответствие с климатом является благоприятным для выращивания различных культур. Но в холодное время года, спрос всё равно имеется благодаря широте ассортимента и предоставляемых услуг.
Рисунок 2 – Взаимосвязь времени года и спроса
Вопрос об общих объемах товара данного рынка является весьма важным. В г.Железногорск Красноярского края проживает 88559человек, из которых примерно 40 % пользуются товарами данного рынка. Следовательно, спрос есть у большого числа потребителей, а данное розничное торговое предприятия ИП Марченко С.А. является одним из немногих, кто предоставляет широкий ассортимент, качественный товар и компетентных продавцов-консультантов, которые всегда помогут сделать выбор, обосновав все « + » и « - » любого из представленных товаров.
В предыдущем пункте данной курсовой работы, мы проанализировали базовый рынок и определили, что:
Конкуренция на рынке товаров для сада и огорода является высокой, что выяснилось в результате анализа конкурентов. Так как количество торговых точек, занимающихся продажами данных товаров высоко. Это означает, что барьеры входа на данный рынок являются низкими. А, следовательно, многие желающие заняться продажами данных товаров, могут с лёгкостью войти на этот рынок и составить конкуренцию другим компаниям, в результате чего, переманить потребителей на свою сторону.
В г. Железногорск Красноярского края организацией торговли товарами для сада и огорода занимаются, прежде всего, индивидуальные предприниматели, которые арендуют торговые места на торговых площадках. Большое разнообразие торговых предприятий делает затруднительным конкретное определение конкурентного положения розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А., поэтому проведём анализ торговых предприятий наиболее близких по объемам продаж, величине торговой площади и местоположению. Наглядный пример можно представить на рисунке 3.
Рисунок 3 – Доля рынка, занимаемая торговыми предприятиями
Как
мы видим на рисунке 6, из
магазинов, занимающих