Роль маркетинга в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является раскрыть сущность маркетинга и определить его роль в России.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Содержание маркетинга………………………………………………4
1.1 Основные принципы маркетинга…………………………………………..12
1.2 Концепции управления маркетингом……………………………………...19
1.3 Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых………..22 исследований
Глава 2. Роль маркетинга в экономике России………………………………..24
2.1 Некоторые особенности развития маркетинга в России………………….27
2.2 Роль маркетинга в экономике России……………………………………...33
Глава 3. Маркетинг сегодня и завтра…………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг и его роль в экономическом развитии страны.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

6) promotion - (дословный перевод: "продвижение при поддержке"): а) продвижение товаров и услуг;  а также: б) любая форма сообщений,  используемая предприятием для  информации, убеждения или напоминания  о своих товарах, услугах, предприятии,  торговой марке и т.п.;

7) governing of market - "глобальное" управление маркетингом,

обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;

8) management of market - управление  маркетингом, понимаемое

как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных  рынках (типа того: что продавать, кому продавать, почему следует это продавать, где и каким образом продавать, когда все это продавать и  как управлять всем этим движением  товаров и услуг).

Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при  выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа  логики рыночной деятельности многих западных фирм.

Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:

1. Достаточное ли количество  принципов маркетинга выделено?

2. Что делать с теми  принципами маркетинга, которых  в предложенном списке нет,  но можно предположить, что они  должны быть?

Ответ на 1-й поставленный вопрос "достаточное ли количество

принципов маркетинга выделено?" сводится к тому, что мы стремились предложить минимально необходимое  число принципов, используемых в  маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ  на 2-й поставленный вопрос "что  делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они  должны быть?" сводится к тому, что  практически любой "новый принцип" маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо "приплюсован" к имеющимся.

Например: входит ли реклама  в принцип маркетинга? По этому  поводу ответ может быть следующим: реклама - входит в принципы

"Promotion" - "governing of market" и "management of market".

Это  элемент так называемой "коммуникационной политики", которая, кстати, в мировом маркетинге имеет  несколько иной статус, чем "принцип" маркетинга.

Другой пример: входит ли в принцип маркетинга "ценовая  политика?» Кстати, ее еще называют "pricing policy". Ценовая политика, должна ли являться она "принципом" маркетинга, - это достаточно сложный вопрос; я ее не включаю в "отдельный  принцип".

Поскольку ценовая политика - это "больше", чем принцип, поскольку  она является "сквозным элементом" любого принципа маркетинга.

1.2 Концепции управления  маркетингом

 

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации  осуществляют управление своей маркетинговой  деятельностью: концепция совершенствования  производства, концепция совершенствования  товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция  социально-этичного маркетинга. Эти  концепции формировались в различные  периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

Концепция совершенствования производства (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Применение концепции совершенствования  производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).

 

 

Концепция совершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Использование этой концепции может  обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования  товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду своей продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.

Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Согласно этой концепции разработаны  различные приёмы выявления потенциальных  потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.

Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция  интенсификации коммерческих усилий, или, как ее еще называют, «сбытовая  концепция» характерна для российского  рынка в целом, а маркетинговая  концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.

Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции  чистого маркетинга с позиции  охраны окружающей среды, нехватки природных  ресурсов и ряда других социально-этичных  проблем. В конечном счете, концепция  чистого маркетинга не рассматривает  проблемы возможных конфликтов между  потребностями покупателя и его  долговременным благополучием. Концепция  социально-этичного маркетинга требует  сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает, необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.

1.3 Система маркетинговой  информации и процесс маркетинговых  исследований

 

В начале XX века большинство фирм были мелкими, и их работники знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь со своими постоянными клиентами. В дальнейшем стали проявляться и усиливаться три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной информации.

  1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе. Фирмы постоянно расширяют территорию своего рынка, и её управляющие уже не знают своих клиентов непосредственно. Необходимы новые пути сбора маркетинговой информации.
  2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста своих доходов, покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства товаров. Возникает необходимость проведения специальных маркетинговых исследований.
  3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Продавцы всё шире пользуются неценовыми методами маркетинга, такими, как присвоение товарам марочных названий, реклама и стимулирование сбыта. Возникает необходимость в формировании системы обратной связи, обеспечивающей информацию о том, как реагирует рынок на использование этих методов.

Для того чтобы реализовать эти  потребности многие фирмы разрабатывают  системы маркетинговой информации.

Система маркетинговой информации (marketing information system) — постоянно действующая структура взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов. Она предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой информации образует базу данных, которая в  зависимости от источников поступления  информации подразделяется на систему  внутренней отчётности и систему  сбора внешней маркетинговой  информации. Система внутренней отчетности (internal records information) отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов и др.

Система сбора внешней текущей  маркетинговой информации — набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о коммерческой среде фирмы. Эта информация формируется из газет и специальных изданий, каталогов, поступает от розничных торговцев и от фирм, занимающихся сбором такой информации. В крупных фирмах создаются специальные отделы по сбору информации.

Маркетинговое исследование (marketing research) — процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.

Маркетинговая разведка — предполагает получение важной маркетинговой информации из открытых источников.

 

 

Глава 2. Роль маркетинга в России

 

В условиях рыночной экономики функция  маркетинга состоит в организации  свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса на товары и  услуги. Это соответствие не является спонтанным и требует:

— организации материального обмена, иными словами, физического потока товаров между производством  и потребителем;

— организации коммуникации. иными  словами, информационного потока, предшествующего  обмену. сопровождающего его и  следующего за ним для обеспечения  эффективного соответствия предложения  и спроса.

Таким образом, роль маркетинга в обществе состоит в организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями. В данном определении  акцентируются задачи и функции  маркетинга безотносительно к цели процесса обмена. В такой формулировке он относится как к коммерческой, так и к некоммерческой деятельности и вообще к любой ситуации. в  которой осуществляется свободный  обмен между организацией и потребителями  товаров и услуг, ею предлагаемых.

В России началась дифференциация спроса вследствие индивидуализации желания потребителей. Это выразилось в повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей. В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы. Роль маркетинга в экономическом развитии страны:

1)1860-1930 гг. - товарная ориентация, характеризующая  превышением спроса над предложением  при достаточно низкой конкуренции.  В результате изменение качества  товаров и услуг осуществлялось  без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей.

2)1930-1950 гг. - сбытовая ориентация  имела место при активизации  конкурентной борьбы, ее обострении  на рынке. Вместе с тем имел  место значительный объем неудовлетворенного спроса, который стимулировался различными методами, в том числе и рассрочкой платежа -- кредитными продажами, характерным для данного этапа является расширение рекламных воздействий на потребителя, внедрение стимуляторов продаж.

3)1950-1960 гг. - рыночная ориентация, т.е.  выделение товаров, пользующихся  активным спросом у потребителей  как за счет высокого качества, так и привлекательности исполнения  и достижения за счет этого  высокого уровня продаж. Основные  характеристики - формирование рынка  покупателя, расширение ассортимента  товарных групп, насыщение рынка  товарами. При этом выделение  товаров с высокой потребительской  стоимостью происходило без достаточных  маркетинговых исследований и  анализа спроса.

Информация о работе Роль маркетинга в экономике России