Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:04, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследовать качество предоставляемых услуг в гостиничном сервисе, выявить основные проблемы и дать рекомендации по их повышению.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «гостиничная услуга» и выявить особенности гостиничных услуг;
Раскрыть сущность понятия «качество гостиничного сервиса» и определить роль качества услуг в индустрии гостеприимства;
Определить принципы и подходы в системе управления качеством;
В обязанности руководителя, управляющего «качеством» входит объединение этих трех аспектов качества в единую систему предоставления услуг [23].
Система управления качеством - интегрированный механизм управления, предназначенный для реализации целей в области качества и ориентированный как на минимизацию всех видов потерь, так и на согласованное функционирование всех элементов. Построение системы качества регламентируется требованиями международных стандартов, принятых большинством стран в качестве национальных. Наличие сертифицированной системы качества - важное доказательство высокого уровня характеристик продукции или услуги. Экономические преимущества предприятий, имеющих сертифицированную систему качества, перед предприятиями, у которых таковой нет, подтверждаются специальными исследованиями. Так, по оценкам специалистов, ведущие западные фирмы с высочайшим исходным уровнем организации производства смогли увеличить прибыль на 10-20 % в результате построения и сертификации системы качества. В настоящее время инструментами обеспечения качества являются [4]:
• то же на региональных и национальных уровнях.
Таким образом, понятие качества нормировано и определяется стандартами. Стандарты, как и все нормативные документы необходимы для получения гарантированного уровня качества. Стандарт (от английского standard - норма, эталон), в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.
Классик современной теории маркетинга Ф. Котлер отмечает, что "наиболее важный способ улучшения качества обслуживания состоит в том, чтобы установить стандарты обслуживания и его цели, а затем обучить этому служащих и управленцев. Эти стандарты должны непрерывно повышаться. Служащие, которые предоставляют хорошее обслуживание, должны вознаграждаться".
В связи с этим, качество услуг также подразумевает соответствие предоставляемых услуг ожидаемым или установленным стандартам. То есть, стандарты, их реальная форма и содержание являются критерием качества обслуживания. Критерий оценки качества, полученной услуги для потребителя - это степень его удовлетворенности, т.е. соответствие полученного и ожидаемого. Критерий степени удовлетворенности клиента - желание вернуться еще раз и посоветовать это сделать своим друзьям и знакомым. Именно стандарты выступают главным инструментом управления качеством услуг в современном гостиничном сервисе.
В настоящее время в индустрии
гостиничного сервиса используются
международные и
К основным международным стандартам в области качества относятся стандарты ISO 9000.
Первые стандарты на системы качества, носившие название BS-5750, были разработаны Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утверждены в 1979 году. Впоследствии эти стандарты были взяты Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) за основу первой версии стандартов ISO 9000, утвержденных в 1987 году. Вторая версия, претерпев незначительные изменения, была утверждена ISO в 1994 году и действует до сих пор [23].
ISO – это международная организация
по стандартизации, которая была основана
в 1947 г. на базе Международной федерации
национальных ассоциаций по стандартизации.
Её членами являются представители национальных
организаций по стандартизации. ISO включает
более 140 технических комитетов, 400 подкомитетов
и 500 рабочих групп. С 1972 года «Рекомендации
ISO» начали выпускаться как «Стандарты
ISO», что предопределяет использование
документов ISO в качестве национальных
стандартов.
Первоначально они были разработаны, чтобы
согласовать технические нормы в рамках
ЕС. Сейчас это важная часть функционирования
бизнеса во всей Европе и в 70 странах мира,
включая США.
Согласно ISO 9000, компании должны иметь документацию по каждой операции, которая влияет на качество продукции, и устанавливать оборудование только в соответствии с требованиями. Сертификация по методу ISO 9000 включает в себя сложный анализ управленческих систем и процессов, а не только анализ самого качества продукции. ISO 9000, как метод оценивает управление производственным процессом, а не качество отдельного продукта. Анализ проводится в 20 областях, начиная с разработки продукта вплоть до обучения персонала. Компания, которая хочет получить сертификат ISO 9000, должна заполнить анкету, и затем она будет проинспектирована группой независимых аудиторов. Процесс сертификации стоит дорого и занимает много времени – сертификация предприятия с численностью около ста человек стоит около $20.000 и занимает от 6 до 8 месяцев. Каждая часть компании должна быть отдельно сертифицирована. Сертификация одного филиала компании не может распространяться на всю компанию.
ISO 9001 – используется, когда филиал компании должен подтвердить соответствие специфическим требованиям по оформлению, развитию, производству, установки и обслуживанию.
ISO 9002 разработан для компаний, не
связанных с дизайном
ISO 9003 уделяет особое внимание
окончательному качеству
ISO 9004 – стандарт качества менеджмента
– описывает руководство внедрением стандартов
качества, направления для развития и
применения системы ISO. Он описывает базовые
элементы системы качества: требования
к продукту и услугам, организацию и контроль,
удовлетворение интересов покупателя,
ответственность за продукцию, системное
руководство.
Общее руководство по методу ISO выделяет
также стандарты для различных отраслей
промышленности.
Сегодня в мире более трехсот
тысяч предприятий
Сертификация систем качества стала сегодня большим самостоятельным бизнесом. Органы по сертификации систем качества заинтересованы в привлечении всё большего числа клиентов. С увеличением конкуренции увеличивается и пропаганда стандартов.
Стандартами также устанавливается
классификации гостиниц, в которых
фиксируются определённый уровень комфорта,
техническое оснащение, состав и качество
номерного фонда, для конкретной категории
гостиницы.
По данным Международной Гостиничной
Ассоциации (МГА), в настоящее время официальная
система классификации гостиниц принята
в 64 странах мира, в 11 странах она находится
в стадии разработки, в 58 – гостиницы не
имеют единой классификации.
В мире осуществлялись попытки создания единой международной классификации гостиниц. Так Международной Гостиничной Ассоциацией совместно с Международной Торговой Палатой и Международным Союзом Официальных Туристских Организаций был разработан проект единой международной классификации гостиниц. Но этот проект не был одобрен национальными ассоциациями, членами МГА из-за различного подхода к оценке качества оборудования, разницы в климатических и других условий. Большинство стран признали невозможным создание единой классификации, пригодной для использования повсеместно в каждой из них.
В настоящее время в мире действуют около 30 различных национальных систем классификации гостиниц (система звёзд от 1до 5; система букв – А, В, С, D; система «корон» или «ключей», «бриллиантов» и т. д.), которые можно объединить в две основные группы. «Европейский» тип, в основу которого положена французская национальная система, и балльная оценка, в основе которой лежит индийская национальная система.
К основным государственным стандартам и правилам в РФ в сфере гостиничного сервиса можно отнести:
Система качества в туризме утверждена ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг». Этот стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ISO и направлен на обеспечение необходимого качества предоставляемых потребителю услуг. Стандарт предназначен для сертификации систем качества услуг, а также для оценки систем качества на предприятиях, оказывающих услуги населению.
В 1994 году был разработан ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Классификация гостиниц». В данном ГОСТе содержатся общие
требования к гостиницам, в которых говорится
о том, что классификация гостиниц осуществляется
по категориям, и она основана на комплексе
требований к материально-техническому
обеспечению, номенклатуре и качеству
предоставляемых услуг, уровню обслуживания.
Категория обозначается специальным символом
– (*) (звезда). Количество звёзд увеличивается
в соответствии с повышением уровня качества
обслуживания. В разделе Приложения «А»
данного ГОСТа даются нормативные требования,
относящиеся к каждой конкретной категории
гостиниц, устанавливающие разницу между
ними.
Разработчики ГОСТа
Каждый из этих аспектов важен и служит достижению качественного обслуживания туристов. Показатели качества оговариваются в договоре купли-продажи, заключаемом с клиентом. С помощью этих показателей можно также сравнить работу различных предприятий туристской индустрии. Для гостиницы, например, такими показателями могут быть: быстрота размещения туристов; соответствие предоставляемых номеров классу обслуживания; четкость работы всех служб гостиницы; комфортность; чистота номеров и общественных помещений; наличие дополнительных услуг; разнообразие меню; высокое качество приготовления пищи; отсутствие нареканий со стороны туристов.
Введенное в августе 2003 года «Положение о государственной классификации гостиниц и других средств размещения» отражает международные требования и практику создания системы классификации гостиничных предприятий.
Целями Системы классификации гостиниц являются:
Положение определяет перечень средств размещения, а также минимальные требования к средствам размещения различных категорий, включая здания, территории, техническое оборудование, номерной фонд, техническое оснащение, санитарные объекты общего пользования, общественные помещения, помещения для предоставления услуг питания. Особое внимание уделено требованиям к услугам, предоставляемым в гостинице, услугам питания, а также требованиям к персоналу
В современном гостиничном
Информация о работе Совершенствование качества гостиничного сервиса