Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 17:36, дипломная работа
Цель дипломной работы – совершенствование сбытовой деятельности РУП «ГЗ «Коммунальник».
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи дипломной работы:
изучить теоретические аспекты сбытовой деятельности предприятия;
проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности РУП «ГЗ «Коммунальник»;
проанализировать сбытовую деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности РУП «ГЗ «Коммунальник».
Согласно полученным данным в табл. 2.7 РУП «ГЗ «Коммунальник» обладает высокой деловой активностью, эффективно использует финансовые ресурсы для обеспечения ритмичности производственного процесса. Значительный темп роста всех показателей деловой активности предприятия свидетельствует о высокой способности существенно наращивать финансовый потенциал в короткие сроки.
В ходе проведенного анализа хозяйственной деятельности РУП «ГЗ «Коммунальник» установлено, что предприятие имеет устойчивую тенденцию роста производства и продаж продукции, сохраняет (на протяжении рассмотренного периода 2002-2004г.г.) высокий уровень рентабельности продукции, обеспечивает повышение эффективного использования ресурсного потенциала, способно решать социальные задачи трудового коллектива. Таким образом, можно выделить возможности и опасности, раскрывающиеся перед РУП «ГЗ «Коммунальник» при помощи SWOT-анализа (табл. 2.8).
Таблица 2.8
SWOT-анализ РУП «ГЗ «Коммунальник»
Возможности |
Угрозы | |
Нет существенных ограничений при выходе на зарубежные рынки |
Возможность выхода на рынок РБ российских предприятий с аналогичным товаром и высокая конкуренция на внутреннем рынке | |
Обеспеченность сырьем. |
Повышение цен на сырье и материалы | |
Есть возможность выхода на рынок с новой продукцией |
Нестабильное экономическое положение в стране | |
Совершенствование технологий производства. |
Отсутствие инвестиций | |
Сильные стороны |
СиВ |
СиУ |
Географически удобное месторасположение. |
Выгодное расположение, отсутствие препятствий позволяет находить рынки сбыта за рубежом. |
Вниманием потребителей пользуется более дешевая российская продукция |
Тесные взаимоотношения с поставщиками (возможность взаимозачетов) |
Тесные взаимоотношения с поставщиками несет постоянную обеспеченность сырьем. |
Повышение цен на сырье уменьшает возможность взаимозачетов с поставщиками. |
Широкий ассортимент выпускаемой продукции |
Расширив ассортимент новой продукцией можно увеличить долю рынка |
Нестабильное экономическое положение в стране уменьшает долю рынка |
Замена устаревшего оборудования |
Замена устаревшего оборудования позволит применять более современные технологии. |
Из-за притока капитала замена оборудования идет медленными темпами |
Слабые стороны |
ОиВ |
ОиУ |
Нестабильное финансовое положение |
Нестабильное финансовое положение замедляет процесс применения современных технологий |
Отсутствие инвестиций усугубляет финансовое положение предприятия |
Высокая степень износа оборудования |
Износ основных фондов не дает выйти на рынок зарубежья |
Нестабильное экономическое положение в стране снижает рентабельность продукции |
Недостаточный комплекс рекламных мероприятий |
Недостаточное продвижение новой продукции не позволяет получить достаточную долю рынка |
Снижение темпов роста объемов продаж приводит к недостатку оборотного капитала |
Рост себестоимости продукции |
Обеспеченность сырьем снижает темпы роста себестоимости |
Рост себестоимости продукции усиливает конкуренцию на внутреннем рынке |
В настоящее время производственный потенциал предприятия полностью обеспечивает потребности ЖКХ специальным оборудованием для очистных сооружений и тепловых систем, а также различным нестардартизированным оборудованием.
Основным направлением деятельности завода остаётся обеспечение потребностей коммунального хозяйства Республики в необходимом оборудовании.
Предприятие, поставляющее свою продукцию для системы ЖКХ, зависит от сезонного спроса на нее. Данный вопрос для предприятия в последние годы особенно актуален: неравномерные финансовые возможности потребителей в течение года исключают круглогодичную закупку необходимой продукции и равномерную загрузку производства. Отсутствие средств за поставляемое оборудование в период межсезонья негативно влияет на стабильную работу предприятия.
Предприятие специализируется на выпуске продукции в области теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства серийного производства.
Важнейшим фактором, определяющим уровень и рентабельность продаж является соответствие ассортимента и номенклатуры продукции запросам потребителей. Под номенклатурой понимается укрупненный перечень выпускаемой продукции или оказываемых им услуг. Ассортимент служит для детализации продукции на виды, типы, сорта и т.д.
Ассортиментная позиция – это конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает предприятие. Номенклатура или товарный ассортимент включает все группы, предлагаемые предприятием к продаже.
Система формирования ассортимента включает следующие моменты:
Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Каждое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и условий.
Жизненный цикл изделий состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период жизненного цикла изделия состоит из пяти фаз: внедрения (выведения и распространения товара на рынке); роста (времени резкого увеличения объема продаж нового товара); созревания (замедление темпов роста продаж); насыщения (время когда объем продаж достигает максимума); падение (падение объема продаж, рост затрат и уменьшение прибыли).
Фазы жизненного цикла по основным группам товарного ассортимента РУП «ГЗ «Коммунальник» представлены в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Этапы жизненного цикла различных видов продукции
РУП «ГЗ «Коммунальник»
Наименование продукции |
Фаза жизненного цикла |
Рентабель-ность, % | ||||
Внедрение |
Рост |
Созревание |
Насыщение |
Падение | ||
Гидрант пожарный |
+ |
7,5 | ||||
Колонка водоразборная |
+ |
7,8 | ||||
Регулятор расхода воды:
|
+ |
+ + |
10,0 10,2 10,4 | |||
Котлы водогрейные:
|
+ |
+
+ |
+
+ |
+ |
10,2 7,5 9,0 10,5 10,4 11,2 | |
Дымосос:
|
+ + |
+ |
6,2 5,0 5,0 | |||
Нестандартизированное:
|
+ + |
+ |
15,5 12,2 10,0 |
Использование жизненного цикла продуктов позволяет формировать на предприятии политику «продукт – рынок». В частности, становится возможным планирование производства на основании совокупности продуктов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, а также оказывать влияние на отдельные стадии жизненного цикла разных продуктов. Например, благодаря маркетинговым действиям и работам по модернизации можно удлинять те стадии жизни продукта, которые приносят наибольшую прибыль, и таким образом продлевать период пребывания продукта на рынке. Знание стадий жизненного цикла отдельных продуктов позволяет лучше планировать затраты и прибыли предприятия, оценивать инвестиции и затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Таким образом, для большинства видов продукции РУП «ГЗ «Коммунальник» фаза жизненного цикла – насыщение, когда объем продаж достигает максимума, после чего по причинам старения продукта, а также из-за деятельности конкурентов объем продаж начинает падать. Поэтому руководству предприятию необходимо направить свои финансовые и материальные ресурсы либо на разработку и внедрение новой продукции, либо предпринять шаги по модернизации прежних моделей. Как мы видим из данных представленных в табл. 2.9 руководство РУП «ГЗ «Коммунальник» придерживается тактики разработки новых товаров практически в каждой номенклатурной группе товаров (регуляторы расхода воды, котлы водогрейные, нестандартизированное оборудование). Также следует отметить, что наибольшим уровнем рентабельности обладают именно те виды продукции, которые находятся на первоначальных стадиях жизненного цикла (внедрение, рост и созревание), (табл. 2.9).
Широта ассортимента (количество ассортиментных групп) составляет 12 групп.
Глубина ассортимента (количество ассортиментных позиций в группе) по группам составляет:
Насыщенность ассортимента (общее количество ассортиментных позиций в номенклатуре предприятия) равна 52 позициям.
Еще одним показателем ассортимента является его гармоничность, то есть степень близости различных ассортиментных групп с точки зрения производства, конечного использования каналов распределения и других показателей. Относительно выпускаемого РУП «ГЗ «Коммунальник» ассортимента можно сказать, что его стоило бы делить на три части:
Определим динамику показателей ассортимента предприятия за последние 3 года (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Динамика показателей ассортимента
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Темп роста, % | |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Широта |
9 |
10 |
12 |
111,1 |
120 |
Глубина, по группам: - гидрант пожарный подземный - регулятор РР, РД - элеватор водоструйный - установка для гидравлических испытаний - эжекторный узел - дымосос - колонка водоразборная - термореле биметаллическое с ФО - котлы и котлоагрегаты |
9 6 1
- 1 3 1 1 6 |
13 6 2
1 2 3 1 1 8 |
13 8 4
1 2 3 1 1 9 |
144,4 100 200
- 200 100 100 100 133,3 |
100 133,3 200
100 100 100 100 100 112,5 |
- нестандартное оборудование - гидродинамическая установка - установка для дробления древесины |
12 -
4 |
5 2
1 |
6 3
2 |
41,6 -
25 |
120 150
200 |
Насыщенность |
44 |
45 |
53 |
95,35 |
126,3 |
Информация о работе Совершенствования сбытовой деятельности РУП «ГЗ «Коммунальник»