Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 01:08, лекция
Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
Международный маркетинг
Международный маркетинг
Лекция № 1.
Сущность международного маркетинга.
Основные этапы интернационализации фирмы.
План.
1. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России.
Внешнеторговый оборот - это стоимость импорта + стоимость экспорта.
Внешнеторговый оборот России
1995 г.: 102 млрд. $ (экспорт - 65 млрд. $ - темп роста на 2-3 % меньше, чем в 1996 г.)
1996 г.: 133 млрд. $ (экспорт - 86,5 млрд. $) - это примерно 16 место в мире по товарообороту.
Долг России на 1996 г. - 26 млрд. $.
Долг стран СНГ России на 1996 г. - 9 млрд. $.
Структура экспорта России
45% - вывоз энергоносителей
15% - вывоз металлов
9% - вывоз продукции машиностроения
Торговля со странами дальнего зарубежья составляет 77% от внешнеторгового оборота России.
Основные внешнеторговые партнеры России по объему оборота:
Торговый оборот со странами СНГ в 1996 г. возрос на 10% по отношению к 1995 г.
В 1996 г. наблюдалось падение импорта из стран дальнего зарубежья (снижение импорта составило » 4,4%), что компенсировалось импортом из стран СНГ.
Перспективы развития внешней торговли России:
Структура бартерных операций со странами дальнего зарубежья
(данные за 1995 г.)
вид товара |
экспорт |
импорт |
1. Продовольствие и сырье для его производства. |
2,4% |
22,4% |
2. Топливно-энергетические товары. |
14,1% |
1,7% |
3. Товары химической промышленности. |
11,5% |
11,9% |
4. Черные и цветные металлы и изделия из них. |
43,8% |
2,9% |
5. Древесина и изделия из дерева. |
5,2% |
1,9% |
6. Изделия машиностроения. |
13,7% |
48,1% |
7. Продукция текстильной и обувной промышленности |
2,5% |
9% |
Зарубежные активы предприятий и граждан РФ
виды активов |
1991 г., млрд. $ |
1995 г., млрд. $ |
1. Легальные |
7,5 |
29,9 |
2. Депозиты |
2,9 |
9,8 |
3. Наличные |
5 |
20,1 |
4. Нелегальные |
3 |
19,9 |
Наблюдается значительный рост (в среднем в 4,33 раза) российских активов за рубежом.
Структура внешней торговли стран дальнего зарубежья
(данные на 1995 г.)
Страны |
экспорт, млрд. $ |
импорт, млрд. $ |
1. Германия |
421 |
356 |
2. США |
394 |
515 |
3. Великобритания |
185 |
224 |
4. Италия |
170 |
182 |
5. Нидерланды |
134 |
127 |
6. Бельгия |
118 |
120 |
2. Сущность и основные задачи, решаемые в международном маркетинге. Виды и последовательность решений.
Международный маркетинг - это логика предпринимательского мышления, рассматривающая весь мировой рынок как сферы производственно-сбытовой деятельности и источник получения прибыли на систематизированной плановой основе.
Сущность международного маркетинга - рассмотрение всего мира как своего потенциального рынка, его анализ и удовлетворение его потребностей.
Особенности международного маркетинга
Признаки экспортной операции:
Основные понятия
Традиционный экспорт |
- продажа за рубежом для передачи в собственность при этом продажа осуществляется без дальнейшего сопровождения (экспортер несет ответственность только до момента поставки) |
Экспортный маркетинг |
- экспортер систематически обрабатывает заграничный рынок, приспосабливает свой товар к нему, контролирует весь путь товара от поставщика к потребителю |
Международный маркетинг |
- экспортер глубоко и постоянно исследует зарубежный рынок, использует все инструменты маркетинга и различные формы внешнеэкономических связей:
|
Международный менеджмент (бизнес) |
- предполагает маркетинговую деятельность за границей, которая охватывает не только сбыт, но и все сферы деятельности предприятия (снабжение, НИОКР, финансы, кадры и пр.) - часто имеет место в рамках ТНК (транснациональных корпораций) |
Задачи международного маркетинга
Задачи международного маркетинга можно сформулировать как ответ на следующие вопросы:
Последовательность решений, принимаемых в международном маркетинге
3. Интернационализация предприятия, мотивы и этапы.
Мотивы выхода на внешний рынок
(мотивы интернационализации)
(мотивы расположены в порядки уменьшения значимости для малых предприятий)
Лекция № 2.
Этапы интернационализации
(этапы выхода за рубеж)
Этапы интернационализации можно представить в виде следующего рисунка:
1-ый этап: Местная стадия развития, которая характеризуется местным производством.
2-ой этап: Начальная стадия интернационализации отличается наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов.
3-ий этап: Стадия развития характеризуется всеми видами контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом.
4-ый этап: Стадия роста предполагает наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в 6 странах.
5-ый этап: Многонациональная стадия интернационализации предполагает создание производственных предприятий в более чем 6 странах мира (данная стадия характерна для транснациональных корпораций).
Сущность интернационализации
Движущие силы интернационализации - это прежде всего взаимодействия между отечественными и зарубежными партнерами в виде следующих способов действий:
(по сути это прямые и обратные связи между элементами различных национальных рынков).
Пути к созданию первого зарубежного предприятия
Наиболее эффективными считаются варианты (г) и (д) при создании производственного предприятия за рубежом.
Изучение среды обитания международного маркетинга
План.
1. Экономическая среда. Виды стран по структуре хозяйства и характер распределения доходов.
Изучение среды международного маркетинга начинается с определения тенденций развития мировой экономики.