Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности территориальных основ местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•Рассмотреть современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;
•Раскрыть соотношение территориальной организации местного самоуправления и административно-территориальное деления субъектов Федерации;
•Раскрыть особенности образования, преобразования и упразднения муниципальных образований;
•Рассмотреть порядок установления и изменение границ муниципальных образований.
Введение
Глава 1. Современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления
1. Становление территориальных основ местного самоуправления
2. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования
3. Понятие и виды муниципальных образований и структура территориальной организации
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления и административно-территориальное деление субъектов Федерации
2.1 Административно-территориальное деление
2.2 Подходы соотношения административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований
Глава 3. Организационные модели местного самоуправления
3.1 Типы организаций муниципального управления в РФ их преимущества и недостатки
3.2 Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Выбор той или иной избирательной системы во многом определяет качественный состав представительного органа и характер его деятельности. Если при выборе избирательной системы будет осознанно поставлена задача формирования органа, отражающего интересы местного сообщества в целом и способного разработать проект развития муниципального образования, учтены демографические, социально-политические особенности и величина территории муниципального образования, организационная модель местного самоуправления, а также качественный состав электората и (предположительно) кандидатского корпуса, создаются необходимые объективные предпосылки для формирования в результате выборов дееспособного конструктивно ориентированного представительного органа местного самоуправления.
3.2 Перспективы
развития местного
В процессе становления системы
местной власти возникают различные
вопросы юридического характера, а
также другие аспекты формирования
«вертикальной организации» местного
самоуправления. К их числу относятся:
территориально-поселенческий
От правильного решения
территориальной проблемы муниципального
управления в значительной мере зависит
его организация и
Муниципальные бюджеты буквально
надрываются от тяжести расходов,
связанных, в том числе, и с
исполнением государственных
Данная ситуация вызвана
тем, что государство до конца
не определилось в своей бюджетной
политике, в своем отношении к
местным финансам, да и к местному
самоуправлению в целом. Это ведет
к тому, что в сфере, о которой
идет речь, накопилось большое количество
проблем. Главные из них, естественно,
связаны с системным
Рассмотрев некоторые
аспекты функционирования законодательной
базы, регулирующей отношения (в том
числе и межбюджетные) между Федерацией,
ее субъектами и муниципальными образованьями
можно сделать несколько
- во-первых, ее несоответствие принципам федерализма;
- во-вторых, она носит чрезмерно общий декларативный характер;
- в-третьих, не регулирует многие аспекты деятельности местного самоуправления;
- в-четвертых, отсутствие законодательных актов прямого действия;
- в-пятых, отсутствуют четкие механизмы реализации законов;
- в-шестых, имеет противоречия между законодательными актами и двоякое их толкование;
- в-седьмых, законодательная база не кодифицирована.
В итоге, законы, появившиеся
за годы реформ и регулирующие взаимоотношения
муниципалитетов с органами государственной
власти РФ, субъектов РФ не создали
механизма обеспечения местному
самоуправлению финансовой самостоятельности
и независимости. Таким образом,
законодательная база, регулирующая
вопросы в этой сфере требует
серьезной доработки в плане
создания новых законодательных
актов по насущным вопросам и корректировке
действующих, с целью уточнения
отдельных положений для
Конечно, федеральный закон
«О финансовых основах местного самоуправления»,
подписанный Президентом РФ - важнейший
документ при всех его слабостях
и недочетах. Однако если посмотреть,
в какой степени обеспечивается
финансовая самостоятельность местного
самоуправления тем или иным законодательным
актом, то можно указать на некоторые
слабые места данного закона. Так
в статье 7 закона «О финансовых основах
местного самоуправления», где идет
речь о долях федеральных налогов,
относимых к собственным
В процессе экономического развития территорий муниципальных образований со стороны государства создаются различные сложности для их развития. Складывается парадоксальная ситуация - муниципалитеты составляют планы социально-экономического развития своих территорий с целью повышения уровня жизни населения, вкладывают свои средства в разные проекты и программы. Однако ничего кроме неприятностей от этого они не получают. Доход фиксируется субъектом РФ и при формировании следующего бюджета на такую же сумму, если не на большую, срезают ассигнования посредством сокращения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. Все сверхплановые доходы изымаются. Задача сегодня состоит в том, чтобы поддержать тех, кто умело поставил дело, кто умеет и может самостоятельно работать с прибылью. У нас же получается так: лучше работаешь, тебя же и наказывают. Некоторые муниципалитеты развивают свою производственную базу, создают муниципальные предприятия, расширяют налогооблагаемую базу, а живут не лучше, чем те города и районы, которые ждут дотации. Это говорит о том, что муниципальным образованиям не выгодно развивать свою собственную доходную базу. Активно работающие в этом направлении оказываются в худшем положении, чем те, кто сидят на дотациях.
Муниципалитеты вынуждены
для покрытия бюджетного дефицита залезать
в долги, кредитоваться в банках.
У некоторых из них задолженность
энергетикам, вышестоящим бюджетам,
банкам превышает годовые бюджеты,
а списывать задолженности
Сейчас можно говорить, что развитие муниципалитетов остановилось. Речь может идти лишь о текущих расходах, да и то весьма ограниченных. Получается, что средств едва хватает на функционирование муниципалитетов, а не на их развитие. А эта проблема упирается в несовершенство системы межбюджетных отношений в РФ между федеральным, региональным и местным уровнями.
Под бюджетным регулированием в российском законодательстве понимается перераспределение средств с целью обеспечения в местных бюджетах минимально необходимого уровня доходов. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ гарантируют:
а) закрепление за муниципальными образованиями на постоянной основе (полностью или частично) федеральных и региональных налогов в пределах, обеспечивающих долю собственных доходов местных бюджетов в общем объеме собственных и регулирующих доходов (без учета дотаций, субвенций и других средств финансовой помощи) в размере не менее 70%;
б) обеспечение минимального местного бюджета;
в) право органов местного самоуправления на получение платежей, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования;
г) право органов местного самоуправления на образование муниципальных внебюджетных фондов и участие в кредитных отношениях;
д) что сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта РФ
ж) право органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в результате увеличения поступления доходов или экономии расходов;
з) компенсацию увеличения
расходов или уменьшения доходов
местных бюджетов, возникших вследствие
принятия федеральных законов и
законов субъектов РФ, а также
иных решений органов
Законы субъекта РФ не могут снижать уровень гарантий местного самоуправления, определенный Конституцией РФ и федеральными законами, ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Указанные ограничения, вводимые законами субъектов РФ, не имеет юридической силы, поскольку согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведении РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. О том, насколько несовершенна законодательная база было сказано выше.
Тем не менее, рассматривать
взаимоотношения органов
Указанные доли налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе не могут относится к собственным доходам местных бюджетов. Это связано с тем, что собственные доходы - это такой источник финансовых средств, размер поступления которого в местный бюджет постоянен и зависит только от представительного органа местного самоуправления. В федеральном законе же фигурируют постоянные доли местных бюджетов от изменяющихся долей субъектов РФ в федеральных налогах, изменения в которые происходят всякий раз при утверждении федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Доходные части местных
бюджетов формируются в основном
не за счет собственных доходов, а
путем отчислений от регулирующих доходов.
В результате, финансовых ресурсов
этим бюджетам катастрофически не хватает,
а в доходной части, несмотря на принятые
законы, остается весьма высокий удельный
вес средств, поступающих в виде
финансовой помощи из бюджета субъекта
РФ. В этих условиях большое число
муниципальных образований
На лицо кризис формирования
доходной части местных бюджетов,
а значит и местных финансов в
целом и все большая
Минфин действует в
отношении муниципальных
Еще один из серьезных вопросов
в межбюджетных отношениях между
различными уровнями бюджетной системы
РФ, в частности между местными
бюджетами с одной стороны
и федеральным и региональным
бюджетами с другой стороны является
обязанность органов
Информация о работе Территориальные основы местного управления