Территориальные основы местного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности территориальных основ местного самоуправления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•Рассмотреть современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;
•Раскрыть соотношение территориальной организации местного самоуправления и административно-территориальное деления субъектов Федерации;
•Раскрыть особенности образования, преобразования и упразднения муниципальных образований;
•Рассмотреть порядок установления и изменение границ муниципальных образований.

Содержание

Введение
Глава 1. Современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления
1. Становление территориальных основ местного самоуправления
2. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования
3. Понятие и виды муниципальных образований и структура территориальной организации
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления и административно-территориальное деление субъектов Федерации
2.1 Административно-территориальное деление
2.2 Подходы соотношения административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований
Глава 3. Организационные модели местного самоуправления
3.1 Типы организаций муниципального управления в РФ их преимущества и недостатки
3.2 Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение организации  местного самоуправления показало, что  местные власти своими полномочиями осуществляют довольно широкий круг деятельности. Также они наделены высокой степенью самостоятельности. Тем не менее, недостатком здесь  является то, что реализуется право  на местное самоуправление в основном через органы и должностных лиц  местного самоуправления; на практике слабо развиты формы непосредственной демократии. Среди органов и должностных  лиц местного самоуправления объемы власти распределены неравномерно. С  одной стороны, это закономерно, так как соответствует построению власти в целом в стране. То есть законодательная власть находится как бы «на втором плане». Но в то же время практически «размыта» роль администрации. Фактически она выполняет роль администрации мэра: им формируется и возглавляется. Представительный орган местного самоуправления осуществляет довольно широкий круг полномочий, но реально позволяющих ему управлять делами города полномочий практически не имеет.

Таким образом, видно, что  местное самоуправления имеет немало недостатков, которые необходимо решать, чтобы местная власть могла функционировать  наиболее эффективно.

Прежде всего, необходимо задействовать имеющийся потенциал  специалистов в области муниципального управления для подготовки квалифицированных  кадров и - в первую очередь - разъяснения  населению сути местного самоуправления. При этом (задействовав не только систему  образования, но и местные СМИ) необходимо донести до населения осознание  потенциала местной публичной власти, чтобы сформировать у людей заинтересованность в участии в ее осуществлении, особенно в формах непосредственной демократии. Решение данной проблемы будет способствовать решению проблемы, связанной с пассивной реализацией  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением.

Затем на местный уровень  необходимо передать ряд финансовых поступлений, усилив при этом надзор за их использованием. Вместе с тем  надо провести анализ деятельности местной  власти, выявить те сферы, которые  традиционно для нее являются «неподъемными», и передать данные задачи на государственный уровень (хотя бы временно). Есть еще много  проблем, которые необходимо решать (давление областных властей, распределение  властных полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления и др.). Но в данной работе были выделены наиболее существенные недостатки, препятствующие как можно более эффективному функционированию местной власти. В  этой связи были предложены пути решения  двух основных проблем - экономической  и социальной.

Заключение

В результате проделанной  работы была рассмотрена сущность территориальных  основ местного самоуправления.

При рассмотрении данного  вопроса были решены следующие задачи:

  • Рассмотрено современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Раскрыто соотношение территориальной организации местного самоуправления и административно-территориального деления субъектов Федерации;
  • Раскрыты особенности образования, преобразования и упразднения муниципальных образований;
  • Рассмотрен порядок установления и изменения границ муниципальных образований.

Предусмотренная в действующем  федеральном законе система территориального устройства местного самоуправления не разведена с административно-территориальной  системой. Фактическое создание муниципальных  образований в прежних границах административно-территориальных единиц создает значительные трудности  в дальнейшем реформировании системы  местного самоуправления и системы  административно-территориального устройства в субъектах РФ. При этом прежнее  административно-территориальное деление, построенное под систему Советов  народных депутатов, вошло в противоречие с новой системой местного самоуправления, при которой не допускается соподчинение муниципальных образований. В Федеральном  законе создана противоречивая ситуация, когда все низовые, базовые административно-территориальные  единицы субъекта РФ попадают под  определение муниципального образования. По этим причинам на практике возникло множество вопросов, связанных с  территориальной организацией местного самоуправления в субъектах РФ. Наибольшее число вопросов вызывает территориальная организация местного самоуправления на сельском уровне. В разных субъектах РФ практика организации местного самоуправления на этом уровне крайне противоречивая – от попыток выстроить систему соподчиненных муниципальных образований до создания одного муниципального образования на уровне района.

Разрешение этого противоречия зависит от законодательного регулирования  на федеральном уровне вопросов административно-территориального устройства и территориальной организации  местного самоуправления. Правовое регулирование  этих вопросов только на уровне субъектов  РФ без четких федеральных законодательных  рамок может привести к простой  замене местного самоуправления территориальным  административным управлением. Это  происходит последние 2–3 года в субъектах  РФ под разговоры о необходимости  восстановления государственного управления на этом уровне.

Однако решение проблемы восстановления вертикали государственного управления лежит в иной плоскости. Местное самоуправление является одним  из основных элементов децентрализации  власти и предполагает использование  ресурсов самоуправления дополнительно  к государственным. Поэтому в первую очередь должны быть решены задачи разделения полномочий между этими уровнями власти, обеспечения финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создания механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

От законодательного решения  территориальных вопросов зависит  решение проблемы соотношения государственной  и муниципальной власти, государственного управления и местного самоуправления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2011) // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
  3. Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 744 - 747.
  4. Артеменко В.К. Организация местного самоуправления в РФ. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  5. Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: Дело, 2010.
  6. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2011.
  7. Константинов Ю.Н. Территориальная организация населения. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2011.
  8. Местное самоуправление. Справочник. - М.: Знание, 2009.
  9. Мишин А. А. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. - М.: Наука, 2008.
  10. Муниципальное право: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2007.
  11. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы. М., 2010. С. 74.
  12. Писарев А. Н. Муниципальное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2009.
  13. Полянов С.К. Муниципальное образование. Правовое положение и полномочия.– М.: Филинъ, 2011.
  14. Саломаткин А.С. Территориальная организация российского государства. -  Челябинск: УПРАКС, 2009.
  15. Шамшурин В.И. Территориальные основы местного самоуправления // Социос. - № 10. - 2009. – с. 20 – 35.

Приложение 1

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.


 

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

 

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Внутригородская территория - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоупр-ния.

 

Муниципальные образования в Российской Федерации

 


1  Шамшурин В.И. Территориальные основы местного самоуправления // Социос. - № 10. - 2004. – с. 22.

2  Саломаткин А.С. Территориальная организация российского государства. -  Челябинск.: УПРАКС, 2006. – с. 137.

3  Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы. М., 2010. С. 74.

4  Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 744 - 747.

5  Саломаткин А.С. Территориальная организация российского государства. -  Челябинск.: УПРАКС, 2006. - С. 237.

6  Артеменко В.К. Организация местного самоуправления в РФ. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – с. 102.

7  Константинов Ю.Н. Территориальная организация населения. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005. – с. 105.

8  Писарев А. Н. Муниципальное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 84.

9   Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2011.

 


Информация о работе Территориальные основы местного управления