Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:34, курсовая работа
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно - экономической обстановки в России оптовые торговые предприятия по - разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА……………………………………...…5
1.1 СУЩНОСТЬ И УРОВНИ ТОВАРОВ..........................................................................5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ………………………………………………...….9
1.3 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………..…….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА……………………………..…..19
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ......................................................19
2.2 СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА……………………………….……19
2.3 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА…………………………………………………..….25
ГЛАВА 3. НОВЫЙ ТОВАР…………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Товар в системе маркетинга…………
Рыночный успех является
главным критерием оценки деятельности
отечественных предприятий, а их
рыночные возможности предопределяются
правильно разработанной и
Предпринимательская деятельность
является эффективной, когда производимый
фирмой товар или оказываемая
ею услуга находит спрос на рынке,
а удовлетворение определенных потребностей
покупателей благодаря
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно - экономической обстановки в России оптовые торговые предприятия по - разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего, путём реализации товарной политики.
Объектом исследования стала товарная политика, проводимая на фирме ИП Киселева С.Н.
Цель работы раскрыть общие понятия товара и товарной политики предприятий индивидуальных предпринимателей на примере ИП Киселева С.Н.
Глава 1. Товар в системе маркетинга
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит такому понятию, как товар. Ведь именно товар должен удовлетворять определенные потребности личности и общества совокупностью своих качеств.
Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на "нормальном" развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром - его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой - занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. .
В настоящее время не только отдельные исследователи, по-разному трактуют понятие "товар", вкладывая в него совершенно различное содержание.
Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными из которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Общепринятое определение товара - "продукт труда, произведенный для продажи" - остается, конечно, справедливым в маркетинге. Но в большей части литературы по маркетингу подчеркивается не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: "Товар - это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность" или же "Мы называем товаром все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. К товарам относятся не только материальные вещи. Вообще говоря, товары включают в себя физические объекты, услуги отдельных лиц, конкретные места, организации, идеи либо их сочетания" или "Товар - это все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребности и желания", или "Товар - это сердцевина всего комплекса маркетинга. Если товар не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием маркетинга, не смогут улучшить позиции товара на рынке: они лишь несколько продлят его "агонию" или же "Товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому … он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя".
Потребительская ценность1 товара определяется тем, насколько он благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретным нуждам человека. На рис.1 изображены конкретный товар и человеческая потребность.
а) б) в)
Рис.1. Три степени удовлетворения потребности: а - потребность не удовлетворена; б - потребность удовлетворена частично; в - потребность удовлетворена полностью.
Ф. Котлер выделяет три уровня товара:
Товар по замыслу. В него включаются все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара.
Товар в реальном исполнении. Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через набор отдельных (свойственных каждому товару индивидуально) свойств, - потребительские свойства, качество, упаковка, внешнее оформление, марочное название.
Товар с подкреплением. Здесь товар дополняется услугой - работой при его использовании потребителем. Поэтому услуга является подкрепляющей к товару составляющей и может быть представлена в виде монтажа оборудования на месте эксплуатации товара, предоставления гарантий по качеству, предоставление услуг сервиса - послепродажное обслуживание, услуг по платежам - "товар в кредит", доставка по согласованным срокам и пр.
По сферам применения товары делятся на товары потребительского назначения и товары промышленного назначения.
Потребительские товары (товары широкого потребления) - это широчайший спектр товаров, предназначенных для конечного потребления - личного, семейного, домашнего. Главный признак - применение, а не конкретная сущность. Например, калькуляторы, ЭВМ могут быть, предметами потребления, если употребляются лично, семьей, в домашних условиях.
Выделяют три группы потребительских товаров (таблица 1):
1.Товары повседневного спроса;
2.Товары предварительного выбора;
3.Товары особого спроса.
4.Кроме того, в зависимости от целевого анализа могут выделяться:
Товары импульсивной покупки (приобретают без всякого предварительного планирования и поисков);
Товары для экстренных случаев (покупают при возникновении острой нужды в них);
Товары пассивного спроса, которые потребитель не знает, поэтому не задумывается об их покупке. Как правило, это новинки.
Таблица 1
Классификация товаров широкого потребления
Маркетинговые факторы |
Разновидности товаров широкого потребления | ||||
Покупательское поведение |
Товары повседневного спроса |
Товары предварительного выбора |
Товары особого выбора (спроса) |
Товары пассивного спроса | |
Покупки частые, без раздумий и при минимальных усилиях на их сравнение. |
Менее частые покупки, значительный уровень
планирования и покупательских усилий,
различные марки товаров |
Сильно выраженные приверженность, "верность" маркам, особые усилия при покупке, сравнение между отдельными марками почти не производится. Низкая ценовая чувствительность. |
Малая осведомленность о товаре (даже в случае осведомленности, слабый или даже отрицательный интерес). | ||
Цена Распространение Продвижение на рынок |
Низкие цены Повсеместно в удобных для покупателя местах Широко рекламируется |
Более высокие цены Выборочное распространение в нескольких торговых точках Рекламируются и продаются производителями и реселлерами |
Высокие цены Эксклюзивное распространение только в одном или в нескольких магазинах на всей территории рынка Более тщательно спланированная реклама, как производителем, так и реселлерами |
Различные цены В различных местах Агрессивная реклама и личная продажа производителем и реселлерами | |
Примеры |
Зубная паста, журналы, стиральные порошки |
Большинство бытовых приборов, телевизоры, мебель, одежда |
Предметы роскоши, например часы Rolex или драгоценные камни |
Страхование жизни, донорская сдача крови |
Все товары могут быть классифицированы на товары личного пользования и производственного назначения. Товары личного пользования могут допускать и индивидуальное, и семейное, и групповое пользование и классифицируются в следующие группы:
Товары длительного пользования - например, автомашины, пылесосы, средства вычислительной техники, электронные игры. Это в своем
большинстве наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении (пользовании). Ассортимент (выбор) этих товаров постоянно растет, что определяется новыми возможностями научно-технического прогресса и новыми потребностями людей.
Товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания и т.п.
Товары особого спроса - товары с уникальными свойствами, например коллекции, раритеты.
Услуги - действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относиться не только пошив обуви, ремонт мебели, уборка помещений, размножение информации, доставка товаров, но и качественно новые, например, наем телохранителей, частные детективные услуги.
Товары промышленного (производственного) назначения используются при производстве других товаров, в хозяйственной деятельности или для перепродажи другим производителям. Это оборудование, сырье, уборочные машины и пр.
Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:
Основное оборудование. Оно предназначено для производства основных видов продукции. Например, токарные, фрезерные, шлифовальные станки, электротехнологическое оборудование, вычислительная техника, генераторы и пр.
Вспомогательное оборудование, включающее мобильное производственное оборудование и инструменты (ручной инструмент и др.), а также офисное оборудование (компьютеры и пр). От их уровня в значительной мере зависит качество продукции, эффективность производства. Поэтому необходимо обеспечить надежность, эффективность этого оборудования, важен уровень цен, как элемент издержек производимой продукции.
Отметим сразу то, что границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства.
На электростанции, например, трансформаторные подстанции, распределительные устройства должны быть отнесены к основному оборудованию, а станки для механообработки, необходимые для мелких ремонтных работ, по существу являются вспомогательным оборудованием.
Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборку, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью: коробки передач, блоки шестеренок для преобразования вращательного движения, дисплеи, небольшие двигатели и шины, устанавливаемые в автомобиле.
Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную или массовую составляющую долю в выпускаемой продукции. Основная составляющая - сырьевые материалы двух видов: сельскохозяйственные (зерно, картофель) или природные (лес, нефть и пр). А также категория полуфабрикатов и деталей - комплектующие материалы (железо, цемент, пряжа, пластмасса).
Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса, бывают двух видов:
1) расходные материалы (смазочные материалы, писчая бумага и пр);
2) эксплуатационные и ремонтные материалы (краска, гвозди и пр).
Услуги - это предлагаемые к продаже товары, которые состоят из действий, преимущества или возможности удовлетворения. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской, ремонт жилья, услуги совершенно нематериальны и не приводят к возникновению имущественных прав.
Производственные услуги - осуществление разнообразных технологических операций, например, обеззараживание территории или гальваническая обработка крупногабаритных деталей. Сфера оказания производственных услуг за последнее время сильно возросла.
Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ, рецептуры и т.д. За последнее время рынок этих товаров выявляет тенденцию к значительному расширению ассортимента.
Каждая классификационная группа имеет важное значение, занимает определенное место на рынке, требует определенной маркетинговой стратегии, которая по отношению к различным классификационным группам не одинакова.
В условиях развивающегося научно-технического прогресса, производства громадного количества товаров, огромную роль играют взаимозаменяемые (удовлетворяющие одну и ту же потребность примерно на одинаковом уровне), дополняющие (как правило, расширяющие круг удовлетворяемых потребностей, например, различные приставки к телевизору), сопутствующие (позволяющие более эффективно использовать основную полезность, например, крем для обуви и пр) товары.
Классификационная схема (рис.2) позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Но и она, как любая другая, все-таки достаточно условна. В частности, персональный компьютер может служить не только как товар личного пользования, но и одновременно использоваться для производственных целей (сбор производственной или деловой информации, ее переработка, использование и т.п.)