Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов оценки и управления ими, а также минимизация рисков путем распределения их между различными участниками рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты банковского риска в системе предпринимательских рисков
2. Проанализировать наличие рисков и рассмотреть методы их оценки и регулирования
3. Разработать комплекс мероприятий по диверсификации банковских рисков и обосновать эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1БАНКОВСКИЙ РИСК В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
РИСКОВ 5
1.1 Сущность и классификация банковских рисков 5
1.2 Методы оценки банковских рисков 11
1.3 Распределение риска между субъектами предпринимательства 16
2 ОЦЕНКА БАНКОВСКИХ РИСКОВ 19
2.1 Характеристика банка 19
2.2 Количественная оценка кредитного риска и методы его регулирования 38
2.3 Оценка процентного риска с использованием метода GAP-анализа 40
3 ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 44
3.1 Распределение рисков при осуществлении пассивных операций 44
3.2 Совершенствование системы управления кредитным и процентным банковскими рисками 48
3.3 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 60
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. зона допустимого риска - это когда потери от какого-то вида деятельности возможны, но они меньше ожидаемой прибыли.
2. зона критического риска - характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме ведут к потере средств, вложенных в операцию.
3. зона катастрофического риска - это когда потери превышают критический уровень и распространяются на имущество банка.
Пределы зон устанавливаются с помощью
коэффициентов риска. Коэффициент риска
определяется как отклонение максимально
возможной величины убытка к собственному
капиталу. Если коэффициент риска не превышает
0,3 - это зона допустимого риска; от 0,3 до
0,7 - зона критического риска; 0,7 и более
- зона катастрофического риска.
1.3 Распределение
риска между субъектами
Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения.
В процессе управления риском следует учитывать следующие правила:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- всегда нужно помнить о возможных последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений;
- всегда существует несколько решений рисковых задач [18].
Основными методами управления рисками являются:
Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее, диверсификация считается наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.
Банковские кредитные
операции подразделяются на две большие
группы:
- активные, когда банк выступает в лице
кредитора, выдавая ссуды;
- пассивные, когда банк выступает в роли
заёмщика (дебитора), привлекая деньги
от клиентов и других банков на условиях
платности, срочности, возвратности [1].
Существует определённый базовый "набор",
без которого банк не может существовать
и нормально функционировать. К таким
операциям банка относятся:
- прием депозитов;
- осуществление денежных платежей и расчётов;
- выдача кредитов.
Выполнение каждого вида
Кредитные операции
- это отношения между кредитором и заёмщиком
(дебитором) по предоставлению первым
последнему определённой сумы денежных
средств на условиях платности, срочности,
возвратности.
В настоящее время некоторые кредитные операции, проводимые российскими коммерческими банками, можно отнести к косвенному, нетрадиционному кредитованию (вексельные, факторинговые, лизинговые, сделки репо и т.д.). Эти формы финансирования имеют существенные особенности и могут рассматриваться как альтернативы традиционному банковскому кредитованию, значение которого в последнее время растёт.
Таким образом, банк, распределяя капитал
между различными субъектами предпринимательства,
уменьшает объем риска за счет возможности
компенсаций убытков в одной из сфер деятельности
банка прибылями в другой (или так же лучше
выдать много мелких кредитов, чем один
большой). Диверсификация
широко используется на финансовых рынках
и является основой для управления портфельными
инвестициями [14].
2 ОЦЕНКА
БАНКОВСКИХ РИСКОВ
2.1 Характеристика
банка
Главным управлением Центрального банка РФ по Тюменской области 27 июля 1992 года был зарегистрирован «Ханты-Мансийский банк возрождения и развития народов Севера». Запись о регистрации кредитной организации в Едином государственном реестре юридических лиц внесена 14 августа 1992 года.
За время осуществления своей деятельности, Банк в своем развитии прошел ряд этапов. Рассмотрим основные из них.
В 1993 году Ханты-Мансийский банк стал первым в России банком-оператором по исполнению бюджета Пенсионного фонда, а также стал уполномоченным дилером Министерства Финансов РФ по работе с золотыми сертификатами. Были открыты филиалы в гг. Москве и Советском.
В 1994 году были открыты филиалы в гг. Тюмень, Сургут и Новосибирск. Банк стал участников Сибирской Межбанковской валютной биржи, а также участников российской платежной системы UNION CARD.
В 1995 году на основании решения внеочередного Общего собрания акционеров «Ханты-Мансийский банк возрождения и развития народов севера», был переименован в Ханты-Мансийский Банк открытое акционерное общество (ОАО Ханты-Мансийский Банк). В этом же году Банк стал управляющей компанией Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда и получил статус уполномоченного банка Министерства финансов РФ на осуществление операций с казначейскими обязательствами.
В последующие годы Банк продолжал наращивать объемы своей деятельности и улучшать основные показатели. Так, например, Ханты-Мансийский банк, в 2005 году, стал обладателем Национальной банковской премии в номинации «Наиболее динамично развивающийся банк», а президент банка вошел в число лауреатов в номинации «За эффективное управление».
Как уже было сказано выше, Ханты-Мансийский банк имеет форму открытого акционерного общества, что оказывает влияние на структуру управления Банком (Рисунок 1).
Рисунок
1- Структура управления ОАО «Ханты-Мансийский
Банк»
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В состав совета директоров банка входят одиннадцать человек, включая президента банка. Председателем совета директоров является Губернатор, Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Филиппенко А.В.
В состав правления Банка входят шесть человек: президент, четыре вице-президента и главный бухгалтер Банка.
Внутренний контроль в банке осуществляют:
- Совет директоров банка;
- Ревизионная комиссия;
- Правление банка;
- президент банка;
- вице-президенты банка;
- главный бухгалтер (его заместители);
- директора филиалов ( их заместители);
- подразделения
и служащие банка
Система внутреннего контроля, установленная в банке, является одним из инструментов реализации стратегии, предусматривает действия руководителей структурных подразделений и органов управления в случае возникновения нестандартных ситуаций, либо отрицательных тенденций по ликвидности, а также изменений законодательства РФ.
Особое внимание при проверках уделяется вопросам выявления, оценки и управления банковскими рисками, соблюдения процессов и процедур внутреннего контроля, соответствия совершаемых операций действующему законодательству РФ. В течении 2008 года было проведено 244 проверки, из которых 201- в филиалах банка, в том числе 10 комплексных проверок филиалов банка. В ходе работы нарушений, ошибок и недостатков в деятельности банка, которые могут создавать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость не выявлено.
Важно отметить, что большое внимание уделяется развитию филиальной сети. По состоянию на 01.01.2009 сеть офисов обслуживания клиентов ОАО «Ханты-Мансийский Банк» состоит из:
- дирекции в г.Ханты-Мансийске;
- 16 филиалов
- двух представительств в гг. Екатеринбург и Прага (Чешская Республика);
- 63 дополнительных офисов;
- 24 операционных касс вне кассового узла;
В настоящий момент действуют 30 управлений. В рамках каждого управления, в зависимости от объема проводимой работы, осуществляют свою деятельность 99 отделов. Из организационной структуры (Приложение 1) видно, что имеет место четкое разграничение обязанностей и специализация отделов на определенных сторонах деятельности. В то же время, в ходе работы все отделы, и тем более управления тесно взаимодействуют между собой. Сбои в работе одного отдела, неизбежно ведут к нарушению слаженности и четкости в работе банка в целом.
Таким образом, уделяется огромное внимание контролю за соблюдение трудовой дисциплины, соблюдению всеми работниками без исключения локальных нормативных актов Банка, требований информационной безопасности и так далее.
Непосредственно работой с населением занимаются отделы кредитования физических и юридических лиц: осуществляют консультирование по вопросам кредитования, прием заявлений на предоставление кредитов, оформление кредитных заявок; отдел по работе с держателями банковских карт, который занимается выдачей банковских карт; отдел обслуживания клиентов и так далее. Отдел обслуживания клиентов включает пять дополнительных офисов и одну операционную кассу.
Важным моментом является и подбор персонала. При приеме на работу, служба безопасности тщательно проверяет всю имеющуюся информацию о кандидате. Управление по работе с персоналом проводит собеседование и различного рода тестирования для определения готовности кандидата занимать ту или иную должность и выполнять требуемую работу. Только после прохождения данных процедур кандидату назначается собеседование с начальником управления и начальниками отделов, входящих в данное управление, которое принимают окончательное решение о приеме на работу, либо об отказе.
С работниками Банка проводятся многочисленные тренинги по клиентоориентированности, навыкам продаж банковских продуктов, продолжает действовать и развиваться программа стажировки сотрудников, как в смежных, так и вышестоящих подразделениях (стажировка сотрудников филиалов в головном банке). В течение 2008 года было организовано и проведено 28 корпоративных семинаров, на которых прошли обучение более 1000 работников.
В целом, численность персонала банка (включая все филиалы и представительства) на 01.01.2009 достигла 2909 человек. По количественным и качественным показателям кадровый состав соответствует стоящим перед ним задачам: 67% сотрудников Банка - специалисты с высшим образованием. Средний возраст сотрудников-34 года, кроме того, широко распространена практика приема на работу молодых специалистов.
Таблица 1- Динамика численности работников Головного банка
Должность | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение (+/-) | ||||
количество, чел | уд. вес, % | количество, чел | уд. вес, % | количество, чел | уд. вес, % | количество, чел | уд. Вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Экономист: | 145 | 32,9 | 172 | 32,6 | 195 | 33,1 | 50 | 0,2 |
в
т.ч. ведущий
экономист |
36 | 8,2 | 49 | 9,3 | 51 | 8,7 | 15 | 0,5 |
старший
экономист |
41 | 9,3 | 52 | 9,7 | 63 | 10,7 | 22 | 1,4 |
экономист 1
категории |
23 | 5,2 | 27 | 5,1 | 31 | 5,3 | 8 | 0,1 |
экономист 2
категории |
16 | 3,6 | 18 | 3,4 | 20 | 3,4 | 4 | -0,2 |
экономист | 29 | 6,6 | 26 | 4,9 | 30 | 5,1 | 1 | -1,5 |
Руководитель | 4 | 0,9 | 7 | 1,3 | 7 | 1,2 | 3 | 0,3 |
Делопроизводитель | 9 | 2,0 | 14 | 2,7 | 17 | 2,9 | 8 | 0,9 |
Юрисконсульт | 7 | 1,6 | 13 | 2,5 | 15 | 2,5 | 8 | 0,9 |
Специалист | 134 | 30,5 | 157 | 29,8 | 160 | 27,2 | 26 | -3,3 |
в т.ч.:
ведущий
специалист |
41 | 9,3 | 47 | 8,9 | 49 | 8,3 | 8 | -1 |
старший
специалист |
38 | 8,6 | 42 | 7,9 | 44 | 7,5 | 6 | -1,1 |
специалист 1
категории |
15 | 3,4 | 21 | 3,9 | 21 | 3,6 | 6 | 0,2 |
специалист 2
категории |
11 | 2,5 | 15 | 2,8 | 11 | 1,9 | 0 | -0,6 |
специалист | 19 | 4,3 | 24 | 4,6 | 22 | 3,8 | 3 | 0,3 |
специалист-
стажер |
10 | 2,3 | 8 | 1,5 | 13 | 2,2 | 3 | -0,1 |
Инженер | 46 | 10,5 | 54 | 10,2 | 60 | 10,2 | 14 | -0,3 |
Бухгалтер | 19 | 4,3 | 21 | 3,9 | 23 | 3,9 | 4 | -0,4 |
Бухгалтер-контролер | 18 | 4,1 | 23 | 4,4 | 26 | 4,4 | 8 | 0,3 |
Бухгалтер-операционист | 4 | 0,9 | 5 | 0,9 | 5 | 0,8 | 1 | -0,1 |
Кассир-операционист | 39 | 8,9 | 47 | 8,9 | 54 | 9,2 | 15 | 0,3 |
Оператор | 4 | 0,9 | 6 | 1,1 | 9 | 1,5 | 5 | 0,6 |
Контролер | 2 | 0,5 | 3 | 0,6 | 3 | 0,5 | 1 | 0 |
Техник | 6 | 1,4 | 6 | 1,1 | 8 | 1,3 | 4 | -0,1 |
Консультант | 3 | 0,7 | 5 | 0,9 | 7 | 1,2 | 4 | 0,5 |
Итого | 440 | 100 | 527 | 100 | 589 | 100 | 149 | - |