Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:14, курсовая работа
Целью данной работы - изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО «Жар Птица» – предприятие, выпускающее мясную продукцию.
Введение 3
1. Управление маркетингом на предприятии как необходимая составляющая современного предприятия 5
1.1 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием 5
1.2 Организация маркетинга на предприятии 10
1.2.1. Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимодействие с другими службами 11
1.2.2. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга 15
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 18
1.3.1. Планирование целей предприятия 18
1.3.2. Выбор стратегии маркетинга 19
1.3.3. Планирование программы маркетинга 20
1.3.4. Бюджет маркетинга 21
1.4. Система маркетингового контроля 23
2. Управление маркетингом на предприятии ЗАО «Жар Птица» 28
2.1. Характеристика ЗАО «Жар Птица» 28
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 29
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «Жар Птица» 31
2.4. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров ЗАО «Жар Птица»…………………………………………………..…………………...32
2.5. Анализ сбытовой сети………………………………………………………34
2.6. Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка 35
2.7. Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления 36
3. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на зао «Жар Птица» 40
3.1. Совершенствование системы управления маркетингом 40
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 43
Заключение 48
Библиографический список 50
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают или вероятно окажут значительное влияние на осуществление деятельности данного предприятия. Для определения конкурентов могут применяться следующие критерии.
Работу по данным о фирмах – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАО «Жар Птица»
2.1. Характеристика ЗАО «Жар Птица»
На рынке мясоперерабатывающих предприятий Уральского региона Закрытое акционерное общество ЗАО «Жар Птица»
работает c 2002 года и входит в состав агропромышленной группой компаний пищевых и сельскохозяйственных предприятий, включающей 3 основных производственных блока - «мясопереработка», «свиноводство» и «производство зерна и кормов». В состав Группы входят: мясоперерабатывающее предприятие, Оленеводческий комплекс, хлебоприёмное предприятие , хозяйство по выращиванию крупного рогатого скота, агрофирма с закреплёнными пахотными землями. География деятельности охватывает весь Красноярский край.
Группа предприятий представляет собой единый вертикально-интегрированный агропромышленный холдинг полного цикла, охватывающий все звенья в производственно-сбытовой цепи - от производства комбикормов до производства мясной продукции и ее реализации.
Ежегодно инвестируются крупные средства в оснащение предприятий группы современным оборудованием, работающим по передовым мировым технологиям. Группа владеет одним из наиболее популярных в уральской пищевой промышленности брендов — торговой маркой «Жар Птица». Неоднократные победители наиболее престижных отраслевых областных и всероссийских выставок, мясопродукты «Жар Птица» успешно реализуются по всей территории Красноярского края.
С 2011 г. ЗАО «Жар Птица» занимает первое место в области по объему производства и реализации колбасных изделий (статистические данные Министерства сельского хозяйства Красноярского края). В 2012 г. производственный процесс в ЗАО «Жар Птица» сертифицирован по системе ХАССП. В соответствии с системой ХАССП контролю подлежит исключительно все мясное сырье входящее на предприятие и вся продукция на всех этапах производства.
На сегодня комбинат «Жар Птица» выпускает свыше 350 наименований мясопродуктов. Мощность производства – свыше 60 тонн в сутки. Помимо знаменитых «гостовских» колбас, комбинат предлагает много своих разработок. Покупатели могут попробовать сервелат «Юкола», сервелат «Коньячный», сыровяленые деликатесы, приготовленные на основе уникальных русских рецептов начала XX века с использованием мяса оленины.
Для обеспечения производства качественным сырьем, комбинат реконструировал Заполярный оленеводческий комплекс на 106 тыс. голов и создал в г. Талнах Красноярского края ферму по выращиванию оленей ЗАО «Агроуниверсал».
Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели являются секретной информацией.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «Комбинат пищевой «Жар Птица»
Основные показатели |
2011 |
2012 |
Отклонение |
Темп роста, % |
Реализовано готовой мясной продукции, т/год: |
1 548 |
1 795 |
247 |
115,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
309 600 |
376 950 |
67 350 |
121,8 |
Товарная продукция, тыс.руб. |
121 002 |
135 696 |
146 94 |
112,2 |
Себестоимость товарной пордукции, тыс.руб. |
113 102 |
124 566 |
8 536 |
107,5 |
Среднесписочная численность, чел. |
450 |
480 |
30 |
107,0 |
Сумма материальных затрат, тыс.руб. |
50 712 |
68 972 |
18 260 |
136,0 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции |
98,06 |
91,62 |
-6,44 |
93,4 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
95,82 |
96,23 |
0,41 |
101,0 |
Производительность труда, тыс.руб. |
177,68 |
259,45 |
81,77 |
205,2 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
15 049 |
18 869 |
3 826 |
120,0 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
7 686 |
16 140 |
8454 |
209,9 |
Рентабельность продаж, % |
8,37 |
12,46 |
4,09 |
148,9 |
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.
Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 18 869 тыс. р., что на 3 826 тыс. р. больше соответствующего периода 2011 г.
Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2012 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2011 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последние два года
Таблица 2.2
Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. руб
Статья |
На 01.01.12 |
На 01.01.13 |
АКТИВ |
||
1. Оборотные активы |
||
2. Денежные средства и их эквивал |
117,755 |
63,102 |
3.Расчеты с дебиторами |
0,298 |
61,371 |
|
- |
- |
Итого по разделу 1 |
118,053 |
124,473 |
|
||
|
31,792 |
30,067 |
|
- |
- |
Итого по разделу 2 |
31,792 |
30,067 |
|
1095,502 |
1374,536 |
ПАССИВ |
||
|
||
|
721,769 |
857,160 |
|
- |
- |
Итого по разделу 1 |
721,769 |
857,160 |
Собственный капитал |
||
Уставной капитал |
525,970 |
525,970 |
Фонды и резервы |
- |
- |
Итого по разделу 2 |
525,970 |
525,970 |
Всего источников |
1095,502 |
1374,536 |
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой
деятельности
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6 (2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия ЗАО «Жар Птица» и об отсутствии текучести кадров.
2.4. Анализ конкурентной среды
и конкурентоспособности
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.
Главными конкурентами ЗАО «Жар Птица» по выпуску готовой мясной продукции являются такие крупные компании как:
За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным доля на рынке Норильска завода «Иванов» оценивается в 19%.
В 2012 году проводись исследование на улицах г. Норильска на предмет выявления потребностей на мясной гастрономии, в результате которого были выявлены следующие результаты. Основными конкурентами ЗАО «Жар Птица» являются торговые марки: «Иванов», «Норильский мясокомбинат (НМК)», «Карамышев», «Царицыно», «Мясная Лавка», «Велес», «Микоян».
Рис. 2.1. Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки колбас и мясных деликатесов они предпочитают:
пт
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.
2.5. Анализ сбытовой сети
Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд, самое важное решение руководства предприятия ЗАО «Жар Птица», определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем.
Анализируя каналы распределения продукции ЗАО «Жар Птица», можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров.
Обычно выделяют четыре канала. Первый канал - это канал нулевого уровня. Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна.
Основная часть всей продукции ЗАО «Жар Птица» осуществляется через продуктовые магазины, супермаркеты и магазины фирменной торговли.
Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ЗАО «Жар Птица».
Вторым нестандартным каналом распределения является бартер на материалы, энергоресурсы. Его достоинство - это возможность оплаты, так как нет денежных средств.
Информация о работе Управление маркетингом на предприятии ЗАО «Жар Птица»