Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
кризис вступления в должность – неясны взаимоотношения между работником и организацией, период испытательного срока;
дифференциальный транзит – период, когда работник приспосабливается к организации, но еще может уволиться, если представится более выгодная альтернатива;
вовлеченность – работник испытывает чувство удовлетворения, работая в организации, причастность к победам и поражениям.
Известный количественный способ оценки текучести кадров – анализ Маркова, который использует исторические нормы продвижения по службе, перемещения и оборота для оценки будущих потребностей в рабочей силе. При условии, что организация не испытывает серьезных потрясений, можно рассчитать достаточно надежную модель потребностей в заменах и продвижениях за определенный период времени.
Качественный или оценочный подходы используют для прогнозирования пополнения человеческих ресурсов, они включают в себя: планирование замен (оценка потенциальных кандидатов для замены работающего персонала), планирование преемственности, анализ вакансий. Последнее время эталонное тестирование стало популярным методом на Западе. Оно заключается в сравнении методов планирования человеческих ресурсов с тем, как это происходит в других организациях.
Шаг 3. Определение будущих потребностей организации в человеческих ресурсах.
На этой стадии организация должна определить количество работников, которое будет необходимо, навыки, которые потребуются, уровень производительности. Все это можно охарактеризовать как анализ спроса на человеческие ресурсы. Наиболее часто используют два метода: анализ соотношения (количество работников сопоставляется с некоторыми данными развития человеческих ресурсов, например, если 4 преподавателя были необходимы для обучения 1000 работников, то в других подобных ситуациях потребуется такое же количество преподавателей); регрессивный анализ, при котором факторы, определяющие спрос на работников (степень автоматизации, управленческие показатели), представлены в виде уравнений или формул. Регрессивный анализ является более сложным из-за необходимости проведения более глубокого статистического анализа.
В рамках качественных методов оценки спроса на человеческие ресурсы общеизвестным методом является базовый прогноз, в ходе которого руководители подразделений оценивают: потребности во введении новых должностей, сокращении, ожидаемое сверхурочное время работы, число частично занятых или незанятых работников, ожидаемые изменения в рабочей нагрузке отдела и т. д.
Шаг 4. Разработка программы по работе с человеческими ресурсами.
На этом этапе организация должна сопоставить степень соответствия между будущими возможностями и будущими потребностями в человеческих ресурсах (например, рассмотреть прогнозы по бюджету). Затем необходимо разработать программу по работе с человеческими ресурсами, которая должна включать в себя не только план работы с внешним рынком труда, но и с внутренним (например, развитие человеческих ресурсов, планирование карьеры и т.д.).
5. Формирование персонала организации
Формирование персонала в условиях рынка опирается на действие механизма внутреннего рынка труда предприятия. Смысл создания такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения предприятия необходимыми работниками и придает постоянный характер рыночным отношениям между работодателем и работником в течение срока действия трудового договора.
Формирование персонала предприятия происходит по разным направлениям, при этом выделяют профессиональную, функциональную, социальную структуру персонала.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. В России основой является классификация по категориям работников, предложенная в 80-х годах Госкомтрудом СССР.
Структура и численность персонала на предприятиях существенно зависят от форм собственности на средства производства и степени участия работников в управлении. Практика показывает, что переход к кооперативной, акционерной или частной собственности приводит к сокращению численности и упрощает структуру персонала.
В условиях рынка представляется возможным применить новый подход к формированию персонала, основанный на сочетании двух важных качеств - стабильности и мобильности. Например, возможно такое решение, когда предприятие ограничивает постоянный штат ведущими работниками, привлекая остальных работников с внешнего рынка по мере необходимости. Известен опыт создания предприятий с периодически сменяемым персоналом.
Формирование личного состава работников предприятия включает в себя найм, увольнение работников, оценку их возможностей и результатов деятельности, повышение их качественного уровня.
В отличие от традиционных отделов кадров, ограничивающих свою деятельность учетными функциями, полноценная работа с персоналом требует принципиально нового подхода к организации и формированию соответствующей службы.
Структура отдела по работе с персоналом зависит от масштабов предприятия, вида деятельности, численности работников. В зарубежной практике этим службам уделяется большое внимание, так, на японских предприятиях численность работников в службах по работе с персоналом составляет от 2 до 5% от общего числа работающих. В американских фирмах – от 1 до 200 и более человек в зависимости от различных факторов.
Формирование персонала организации находится в зависимости от большого количества факторов, а структура отдела по работе с персоналом в значительной мере определяется характером и объемом производимых работ.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы
Рынок
труда представляет собой
систему социально-экономических
отношений, которая
формирует экономический
механизм, обеспечивающий
соответствие спроса
и предложения рабочей
силы в профессионально-
Рассмотрим рынки труда как регуляторы занятости и безработицы. Прежде всего, необходимо уточнить два понятия - трудовые ресурсы и занятость, определить, как они соотносятся между собой и каким образом можно количественно оценить их. Исходя из определения человека труда, трудовые ресурсы - это не само население страны, а совокупность способностей той или иной категории людей к трудовой деятельности. Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.
Различают понятия полной и эффективной занятости. Если полная занятость отражает занятость с точки зрения количественных характеристик, то эффективная - с качественных.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости.
Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.
В зависимости от характера и причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа: фрикционная, структурная, циклическая безработица.
Позиция Международной организации труда (МОТ) в отношении занятости и безработицы выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 г.
Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Рынки труда как регуляторы занятости реагируют на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Важно отметить, что наблюдается взаимодействие местных и региональных рынков труда.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и использование механизма, регулирующего динамическое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамического движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Для лиц предпенсионного и пенсионного возраста по-прежнему актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту и т.д. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения, давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет значительно уменьшено, так как 60% пенсионеров изъявляют желание работать из-за материальных проблем.
7. Особенности рынка труда в России
Национальный рынок труда в Российской Федерации находится пока на стадии формирования (нет еще полноценного рынка жилья, ограничен свободный выбор места жительства и т.д.). Именно эта особенность диктует необходимость регулирования рынка рабочей силы и рынка рабочих мест таким образом, чтобы не допустить перерастания безработицы в массовую и хроническую.
Основной задачей в работе центров занятости должно стать содействие безработным в их трудоустройстве, так как только работа, а не пособие позволяет им почувствовать себя полноценными членами общества. Как показывают исследования, большинство руководителей не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме работников даже при избытке рабочей силы на рынке труда. Однако именно в этой сфере для наилучших результатов необходимо тесное сотрудничество таких центров с предприятиями и организациями, у которых появляются вакансии, а, точнее, с менеджерами по персоналу этих предприятий.
Главной особенностью процессов на рынке труда в последние годы стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объясняется это тем, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте явной безработицы.
Важно отметить и такую особенность российского рынка труда, как принудительные отпуска по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой, которые фактически являются проявлением скрытой безработицы. Этот вид безработицы характерен в наибольшей степени для предприятий легкой промышленности и машиностроения.
Анализируя особенности и состояние современного рынка труда, нельзя не упомянуть и о таком чисто российском феномене, как невыплаты заработной платы.
К числу ярко выраженных тенденций российского рынка труда можно отнести растущую вторичную занятость. Кроме этого, наблюдается вынужденный уход женщин из общественного производства в домашнее хозяйство. Специфика российского рынка труда заключается и в его значительной регионализации, которая определяется исходной неравномерностью экономического развития регионов, а также различиями в демографической ситуации.
Говоря о регионализации рынка труда, следует констатировать, что единого российского рынка труда в полном смысле слова не существует и что он представляет собой совокупность относительно замкнутых локальных рынков, весьма слабо связанных между собой.
Существенное влияние на ситуацию на рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Учебные заведения готовят работников, практически не учитывая ситуацию на рынке труда. В то же время, работодателя, в первую очередь, интересует вопрос, что конкретно умеет делать нанимаемый работник, а не какой у него диплом. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации на рынке труда России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости
При использовании понятия “человеческие ресурсы” формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях, но и предпринимательство, самозанятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале