Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
Стратегии в организации бывают разных уровней. Например, у каждого индивидуума есть стратегия - сделать карьеру. Безусловно, это оказывает определенное воздействие на организацию в целом. Но нам необходимо, прежде всего, руководствоваться стратегией на корпоративном уровне.
Следующий уровень - конкурентный или бизнес-уровень. Цель этой стратегии - удержать конкурентоспособность на рынке. Таким образом, если корпоративная стратегия решает вопросы, касающиеся организации как единого целого, то бизнес-стратегия направлена на отдельные подразделения внутри целой организации.
Третий уровень стратегии - оперативная стратегия. Она решает проблемы связи различных функций организации - маркетинга, финансовой, производственной и т. д. с другими уровнями стратегии.
Рассмотрим разницу между стратегическим менеджментом и оперативным менеджментом.
Таким образом, сфера стратегического менеджмента гораздо шире сферы функционального или операционного менеджмента.
Вся модель стратегического менеджмента опирается на три основных элемента: стратегический анализ, выбор стратегии, внедрение стратегии.
Влияние на стратегический анализ оказывают:
· внешняя бизнес-среда;
· ресурсы;
· культура и ожидания основных заинтересованных групп.
Выбор стратегии включает в себя:
· создание стратегических опций;
· оценка стратегических опций;
· выбор стратегии.
Внедрение стратегии:
· планирование ресурсов;
· структура организации;
· системы.
Основные аспекты деятельности менеджера по персоналу при стратегическом управлении:
· анализ и планирование, поиск информации;
· действия и операции для составления заданий в соответствии с проведенным анализом;
· концептуализация проблем и выбор стратегии.
1. Политика и стратегия управления персоналом
Стратегия - это, как уже говорилось, генеральная линия и план действий, направленные на достижение целей организации.
В управлении персоналом при стратегическом планировании выделяют такое понятие, как процедуры.
Взаимосвязь действий менеджера по персоналу в процессе стратегического менеджмента можно проиллюстрировать рисунком.
Общая стратегия в отношении управления персоналом не должна противоречить политике и планам организации. Очень часто компании называют своей политикой по отношению к персоналу свободно и независимо существующие направления в управлении, возникшие несколько лет назад.
Политика в управлении персоналом весьма специфична для каждой организации и зависит от возраста организации, размеров, природы рабочей силы, существующих объединений.
Тем не менее, выделяют основные области политики в управлении персоналом:
· принципы - это положение об общем состоянии управления персоналом в организации. Основные подходы к управлению: организация групповых работ, инновации, предоставление различных возможностей, вовлеченность персонала в принятие решений;
· персонал и развитие - привлечение нужных людей на необходимые рабочие места, профессиональный рост, развитие способностей и навыков персонала;
· отношения работников - политика в этой сфере будет зависеть от многих психологических факторов, которые мы рассмотрим позже;
· контроль - отношения между организацией и работником, обратная связь. Сюда входят дисциплина, информационный менеджмент, разрешение конфликтов;
· условия работы - политика в отношении контрактов с персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом
Успешное внедрение стратегии зависит от ресурсов организации. Поэтому очень важно своевременно осуществлять планирование ресурсов. Оно обычно проводится на двух уровнях. В первую очередь, необходимо распределить ресурсы между различными функциями, департаментами, подразделениями или разными сферами деятельности. Во-вторых, следует определить, как эти ресурсы будут использованы в одном подразделении или всей организацией таким образом, чтобы они могли принести наибольшую пользу и наилучшим образом поддерживали стратегию.
При бурном развитии новых технологий все большую значимость приобретает обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Планирование человеческих ресурсов становится важнейшим элементом кадровой политики или политики в сфере управления персоналом. Планирование человеческих ресурсов - составная часть стратегического планирования на предприятии.
Западноевропейские ученые выделяют следующие этапы планирования:
· первый этап, где устанавливаются главные задачи, исходя из целей предприятия. Они состоят в том, чтобы обеспечить необходимую количественную и качественную эффективность труда на каждом рабочем месте и в нужное время. Разумеется, планирование человеческих ресурсов включает в себя и другие задачи, например стимулирование труда работников;
· второй этап планирования предполагает выработку кадровой стратегии предприятия, связанную с общими условиями его развития и обновления, чтобы создавать предпосылки должностного и профессионального продвижения работников предприятия, обеспечить необходимые условия труда с учетом научной организации и обеспечить реализацию индивидуальных возможностей каждого работника;
· третий этап предусматривает определение конкретных целей каждого сотрудника и уточнение принципов руководства внутри предприятия.
Цель планирования – это обеспечение фирмы или компании необходимой рабочей силой и определение неизбежных при этом издержек.
В теории и практике работы менеджеров по персоналу существуют различные точки зрения на инструменты планирования. Сторонники одного направления считают, что планирование человеческих ресурсов сегодня и в будущем целесообразно выполнять с применением математически точных моделей, несмотря на то, что это дорогостоящий метод. Сторонники другого направления предлагают использование простых методов, что сопровождается наиболее низкими издержками.
Одна из схем планирования человеческих ресурсов представлена на рисунке.
Сложность планирования на длительную перспективу сопряжена с трудностью прогнозирования поведения людей. Поэтому приходится решать соответствующие задачи с определенной степенью риска, рассматривать возможные альтернативы и реально оценивать издержки.
При привлечении работников требуемых профессий и квалификации на фирму или в компанию, прежде всего, анализируется наличная рабочая сила и тенденции ее изменения в рассматриваемой перспективе. Особое внимание уделяется изучению молодежи на рынке труда, формам ее привлечения на фирму, необходимым рекламным компаниям.
Важное место в планировании занимает подготовка мероприятий по адаптации рабочих к новым условиям производства, к складывающейся экономической ситуации. При этом персонал подвергается сокращению, перемещению на новые должности, привлекаются новые работники, проходят переобучение старые.
Изменения в стратегии организации, безусловно, влияют на людей внутри нее.
Три важных аспекта планирования выделяют американские ученые - это планирование трудовых ресурсов, найм на работу, обучение и развитие.
Таким образом, необходимо, чтобы набор и отбор персонала был тесно связан со стратегией организации, целями и задачами. На этом этапе вырабатывается политика набора и отбора персонала, разрабатываются методы.
Обучение и развитие как одно из основных направлений управления персоналом также требует планирования. Во многих организациях это планирование рассматривают как планирование карьеры.
Английские ученые разделяют терминологически планирование человеческих ресурсов и планирование рабочей силы. Это разграничение состоит в различии процесса и целей.
В планировании человеческих ресурсов учитывается и делается ставка на мотивацию людей - процесс, в котором издержки, число, контроль и системы взаимодействуют и играют свои роли.
В планировании рабочей силы менеджеры опираются на числовые характеристики и элементы, прогнозирование, спрос и предложение, контроль, где люди играют только определенную роль.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом
При стратегическом управлении невозможно обойтись без прогнозирования. Прогнозирование управленческих решений в управлении персоналом тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления (в данном случае персонала). Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события и характеристики планируемого объекта.
Таблица показывает краткие характеристики методов прогнозирования. Следует остановиться подробнее на некоторых из них, наиболее часто применяемых.
Метод экстраполяции. Основан на прогнозировании поведения или развития объекта в будущем по тенденциям его поведения в прошлом. Применение методов экстраполяции, как правило, не требует моделирования частных параметров объекта и показателей организационно-технического уровня производства. Наиболее распространены - по математическим и графическим моделям.
Метод экспертной оценки. Сущность метода - выработка коллективного мнения группы специалистов в данной области. Используется много вариантов. Рассмотрим один из них – метод баллов. Сначала формируется экспертная группа, численность которой должна быть равна или больше 9 человек. Для повышения однородности состава группы путем анонимного анкетирования можно сделать отсев специалистов, которые, по мнению большинства, не совсем компетентны в данной области. Затем коллективно устанавливается 3 – 5 важнейших параметров объекта. Следующий шаг - установление важности параметра экспертным путем. Все эксперты каждому параметру присваивают баллы по степени важности.
Тогда важность параметра определяется по формуле, где:
ai - весомость i-го параметра объекта;
i - номер параметра;
n - количество параметров объекта;
j - номер эксперта;
m - количество экспертов в группе;
Bij – балл, присвоенный i-ому параметру j-ым экспертом;
Bcj - сумма баллов, присвоенная j-м экспертом всем параметрам объекта.
Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений.
Задачами организации работ по прогнозированию являются:
· сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования;
· подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;
· формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.
Определены некоторые принципы организации работ по прогнозированию:
· адресность,
· сбалансированность,
· параллельность,
· непрерывность,
· прямоточность,
· адекватность,
· управляемость,
· альтернативность.
Принцип адресности состоит в выполнении прогнозов для строго определенной организации.
Принцип параллельности работ по прогнозированию различными службами используется для сокращения времени сбора и обработки информации и выполнения самого прогноза.
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале