Формирование ассортимента в сети розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение оптимального ассортимента товаров исследуемого предприятия.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
• определить сущность понятия «ассортимент» в целом;
• изучить основные этапы его формирования и факторы, влияющие на этот процесс;
• исследовать ассортимент торговой компании «Линия»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной
торговли…………………………………………………………………….6
1.1. Сущность розничной торговли и понятие ассортимента……………..6
1.2. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на
него влияющие………………………………………………………….10
1.3. Этапы формирования ассортимента в розничном магазине………...13
1.4. Понятие и составление ассортиментной матрицы…………………...19
Глава 2. Анализ ассортиментной политики Гипермаркета «Линия»…………...23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….23
2.2. Ценовая политика организации………..………………………………24
2.3. Анализ структуры ассортимента Гипермаркета «Линия»…………...26
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию ассортимента исследуемого
предприятия………………………………………………………………30
3.1. Разработка «Положения об ассортиментной политике»…………….30
3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортимента Гипермаркета
«Линия»…………………………………………………………………33
3.3. Расчет эффективности внедрений…………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………………..41
Приложение А Товарный классификатор Гипермаркета «Линия»…………….42
Приложение Б Ассортиментная матрица Гипермаркета «Линия» на основе
классификатора…………………………………………………...44
Приложение В Организационная структура Гипермаркета «Линия»………….47

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Положение об ассортиментной политике регламентирует зоны ответственности отделов при работе с ассортиментом, описывает порядок ввода и вывода товарных позиций, закрепляет ассортиментную матрицу – словом, является документом, определяющим всю работу с ассортиментом предприятия.

Для разработки «Положения об ассортиментной политике» нужно:

1.      Определить стратегию организации в целом, позиционирование магазина, кто является покупателем;

2.      Определить цели и задачи управления ассортиментом;

3.      Назначить ответственное за ассортимент лицо и определить людей в его подчинении (отдел);

4.      Прописать все аспекты управления ассортиментом, а именно:

     кто составляет матрицу, в каких пределах ответственны менеджеры при внесении информации в матрицу, уровни доступа, кто отвечает за актуальность информации;

     товарный классификатор и его основные уровни;

     роли категорий и их заданные пропорции;

     кто за какие категории отвечает и в каком объеме (порядок ответственности – объем продаж, прибыль и т.д.);

     на каком основании товар вводится в ассортимент и порядок такой процедуры;

     на каком основании товар выводится из ассортимента и процедура;

     норма продаж для каждой категории;

     норма складского запаса;

     порядок проведения и рассмотрения аналитических отчетов;

     что делать с непродаваемыми и неликвидными товарами (процедура, ответственные);

     как происходит планирование продаж (порядок согласования, утверждения и корректировки планов);

     порядок распределения товаров по магазину;

     действия при закрытии магазина и ликвидации части ассортимента [2].

Для Гипермаркета «Линия» предлагается ввести следующее Положение об ассортиментной политике.

Положение об ассортиментной политике Гипермаркета «Линия»

1.          Ответственность за формирование и поддержание ассортимента магазина несет начальник отдела маркетинга.

2.          Основой формирования ассортимента являются потребности покупателей.

3.          В ассортименте магазина присутствуют следующие товарные категории:

     базовые;

     приоритетные;

     сезонные;

     удобные (сопутствующие).

4.          Решение о вводе и выводе товарных категорий из ассортимента принимается группой специалистов и генеральным директором Корпорации «ГРИНН» на основании документов, предоставленных маркетологами-аналитиками.

5.          Основным документом, регламентирующим ассортимент сети магазинов, является ассортиментная матрица, представляющая собой перечень наименований утвержденной формы.

6.          Решение об изменении ассортимента (вводе / выводе конкретных товаров) принимается генеральным директором и группой специалистов на основании отчетов по продажам, предоставленных соответствующими менеджерами.

7.          Товар, относящийся к той или иной категории, остается в ассортиментной матрице при соответствии следующим критериям:

     товар является оборотоспособным и приносит должную прибыль;

     гарантированное качество товара;

     отсутствие нареканий на эффективность работы поставщика.

8.          Товар рассматривается к вводу в ассортиментную матрицу при соответствии одному из следующих критериев:

     существует спрос на товар среди представителей целевой аудитории магазина, а также его представленность в магазинах конкурентов;

     товар является новинкой с уникальными свойствами, для которого обеспечивается массовая рекламная кампания производителя;

     товар способствует увеличению объема покупки.

9.          Товар рассматривается к выводу из ассортиментной матрицы при соответствии одному из следующих критериев:

    товар не приносит магазину должной прибыли;

    объективное снижение качества товара;

    нарекания по качеству работы поставщика [8]. 

 

3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортимента Гипермаркета «Линия»

 

Как отмечалось в предыдущем параграфе в ассортименте Гипермаркета «Линия» присутствуют следующие категории товаров:

      Базовые – товары, составляющие ассортиментный минимум, это ядро ассортимента, его основа. Эти товары должны постоянно присутствовать в магазине в любой период времени независимо от сезона (хлеб, молоко, стиральный порошок, шампунь, сок, овощи, мясо и т.д.);

      Приоритетные – это могут быть новинки, хиты продаж. Такие товары обеспечивают в достаточной степени прибыльность магазина и привлечение покупателей;

      Сезонные – товары, которые являются необходимым дополнением в ассортименте магазина в зависимости от времени года (летом – туристические товары – палатки, стулья, столики, столовые принадлежности);

      Сопутствующие – товары, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарным позициям (отправляясь на природу, покупатели приобретают необходимые продукты и такие сопутствующие товары, как салфетки, одноразовую посуду и т.д.).

Исходя из этого, мы видим, что в данном магазине не присутствует такая группа товаров, как уникальные товары. Уникальные товары обеспечивают имидж и узнаваемость магазина, они заставляют покупателей совершать импульсные или стихийные покупки – «зашли, понравилось, купили» (данная схема имеет место среди покупателей, которые впервые посетили данный магазин и соответственно обратили внимание на тот товар, который не видели ранее в других магазинах).

Поэтому рекомендацией по совершенствованию ассортимента Гипермаркета «Линия» будет предложение данным магазином уникального товара. Но достаточно непросто создать такой товар и сделать так, чтобы его покупали. Предложение уникального товара должно отвечать следующим правилам:

      Товар должен быть действительно уникальным, т.е. таким, какого конкурент дать не может;

      Предложение должно быть настолько сильным, чтобы привлечь к товару потребителей.

Например, можно было бы ввести в ассортимент Гипермаркета «Линия» какие-либо авторские изделия, которые нельзя приобрести в других аналогичных магазинах. Это может быть посуда, созданная по проекту известного дизайнера; необычные товары для дома и т.п.

Также можно предложить ввести в ассортимент компании уникальные продукты собственного производства. Вообще в Гипермаркете «Линия» имеется продукция собственного производства, но она не является уникальной и в других магазинах существуют ее аналоги. Необходимо разработать такой товар, за которым покупатели будут приходить только в этот магазин. Это могут быть:

   Уникальная выпечка с необычной начинкой, рецептурой, формой и даже цветом;

   Собственные, не имеющие аналогов рецепты других разнообразных блюд и т.д.

Также в качестве одной из рекомендаций, которая не относится непосредственно к ассортименту данной компании, можно предложить введение в Гипермаркете «Линия» системы скидок. Например, лицам, совершившим покупку свыше 3 тыс. руб. можно выдавать разовую дисконтную карту со скидкой 5% на следующую покупку. Если в следующий раз покупатель приобретает покупку на сумму снова свыше 3 тыс. руб., то скидка сохраняется, а если меньше, то она перестает действовать и он сможет получить ее только в том случае, если сделает покупку на сумму свыше 3 тыс. руб. Возможно это будет стимулировать покупателей совершать более дорогие покупки.

И еще можно было бы создать детскую  игровую комнату. По моим наблюдениям многие родители испытывают определенные неудобства, совершаю покупки вместе с маленькими детьми. И порой не помогает избежать этого даже тележки с местами для детей. Организация такой комнаты со специальным работником, который будет присматривать за детьми, позволила бы решить данную проблему.

3.3. Расчет эффективности внедрений

 

В итоге всей проделанной работы необходимо проследить – а что собственно изменилось? Улучшилась ли работа магазина? Сделать это можно при помощи анализа отчета о прибылях и убытках за отчетные периоды.

Рассмотрим отчеты о прибылях и убытках за 2008 и 2009 годы.

 

Таблица 3.1 – Отчет о прибылях и убытках Гипермаркета «Линия» за 2008 год (ед. измерения – млн. руб.)

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 

 

 

 

 

010

 

 

 

 

 

1 056

 

 

 

 

 

952

 

011

-

-

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

 

020

 

758

 

684

 

021

-

-

Валовая прибыль

029

298

268

Коммерческие расходы

030

 

 

Управленческие расходы

040

 

 

Прибыль (убыток) от продаж

050

298

268

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

 

060

 

-

 

-

Процент к уплате

070

 

 

Доходы от участия в других организациях

 

080

 

-

 

-

Прочие доходы

090

-

-

 

091

-

-

Прочие расходы

100

53

64

 

110

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

140

 

245

 

204

Отложенные налоговые активы

141

0

0

Отложенные налоговые обязательства

142

0

0

Текущий налог на прибыль

150

59

49

 

180

0

0

 

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

4

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

 

190

 

186

 

155

СПРАВОЧНО.

Постоянные налоговые обязательства (активы)

 

 

200

 

 

0

 

 

0

Базовая прибыль (убыток) на акцию

201

0

0

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

 

202

 

0

 

0

Информация о работе Формирование ассортимента в сети розничной торговли