Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:26, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях стремительного развития рыночного механизма и смены концепции совершенствования производства, необходимо освоение и использование маркетинга как рыночной концепции во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований спроса на продукцию и услуги, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса…………...5
Состояние и тенденции развития общественного питания………….9
Классификация и характеристика видов спроса на предприятиях общественного питания……………………………………………….13
Методы изучения спроса на продукцию и услуги общественного питания…………………………………………………………………26
Глава 2. Формирование спроса в ресторанном комплексе при гостинице «АМАКС Золотое Кольцо»……………………………………………………..32
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………….32
2.2 Организация изучения спроса на продукцию и услуги на предприятии……………………………………………………………………...34
2.3 Рекомендации по совершенствованию формирования спроса на продукцию и услуги с целью повышения эффективности работы ресторанного комплекса………………………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемой литературы……………………………………………...40
Владимирский институт туризма и гостеприимства
Курсовая работа
по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Формирование спроса на предприятиях общественного питания на примере ресторанного комплекса «АМАКС Золотое Кольцо».
Выполнил:
студентка 4 курса
группы МО-109
Кавелина Любовь
Проверил:
Доц. Мищенко В. И.
Владимир, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса…………...5
Глава 2. Формирование спроса
в ресторанном комплексе при
гостинице «АМАКС Золотое Кольцо»………………………………………
2.1 Краткая характеристика
объекта исследования…………………….
2.2 Организация изучения спроса
на продукцию и услуги на
предприятии…………………………………………………
2.3 Рекомендации по
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение.
Актуальность темы. В условиях стремительного развития рыночного механизма и смены концепции совершенствования производства, необходимо освоение и использование маркетинга как рыночной концепции во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований спроса на продукцию и услуги, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель. Весь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов потребителя и активного воздействия на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими потерями и обеспечивать получение необходимого размера прибыли.
Для общественного питания
вопросы исследования спроса имеют
особую значимость, что обусловлено
спецификой функций, выполняемых предприятиями
питания, и тем, что они непосредственно
контактируют с потребителями, выступая
на рынке как самостоятельные
производители, продавцы и организаторы
потребления своего продукта. Определение
перспектив развития рынка на территориальном
уровне и выбор направлений
Целью данной курсовой работы является изучение формирования спроса на предприятиях общественного питания.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования является формирование спроса на предприятиях общественного питания.
Объектом исследования является ресторанный комплекс «АМАКС Золотое Кольцо».
Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса.
Одной из основных категорий рынка является спрос, который представляет собой экономическую категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Составляющими понятия «спрос» являются:
1) Наличие потенциальных
потребителей с определенными
потребностями, т.е. желанием
2) Обеспеченность потребности денежными доходами;
3) Возможность удовлетворить потребность наличие товарного предложения по объему, структуре и уровню цен, соответствующее потребностям и покупательской способности 1.
Выделяют два уровня спроса:
совокупный (на макроуровне) и индивидуальный
(на микроуровне). Анализ, оценка и прогнозирование
совокупного спроса необходимы для
выявления тенденций его
Микроспрос классифицируется по двум признакам:
1) Спрос на отдельные
типы предприятий
2) Спрос на услуги, формирующиеся
на уровне отдельного
Микроспрос формируется под воздействием следующих факторов:
1) Месторасположение предприятия;
2) Тип предприятия и его специализация;
3) Эффективность обслуживания потребителей;
4) Качество предоставляемых услуг;
5) Уровень цен;
6) Наличие рекламы;
7) Перечень дополнительных услуг и др.
Микроспрос должен изучаться не только в целом по предлагаемому ассортименту продукции, но и в разрезе отдельных кулинарных блюд и позиций, а также должен изучаться спрос по каждой конкретной группе потребителей (пол, возраст, семейное, социальное положение, доход).
Спрос на продукцию и услуги
дифференцируется в зависимости
от типов предприятий и их специализации,
он различен в кафе, ресторанах, барах,
закусочных, столовых и зависит от
целей их создания и функционирования
и мотивов посещения. Соответственно,
потребители предъявляют разные
требования, посещая тот или иной
тип предприятия. Нужно отметить,
что в экономической литературе
необходимость
В общественном питании, в
отличие от торговли, процесс проявления
спроса по времени практически почти
всегда совпадает с процессом
его удовлетворения, т.е. потребления,
так как реализация продукции
завершается непосредственным обслуживанием
посетителей в торговом зале (за
исключением магазинов –
Следовательно, спрос на продукцию и услуги общественного питания определенного вида проявляется в предприятии и вне его не может быть удовлетворен. Поэтому объем и структура спроса зависят от количества предприятий, их производственной мощности, числа мест в них, специализации, оборачиваемости мест и т.д., определяющих объем предложения на рынке.
Процесс потребления в общественном питании индивидуализирован, каждый потребитель имеет свои вкусы, привычки, потребности, предпочтения, мотивы посещения. В силу этого спрос носит весьма дифференцированный характер и в существенной степени зависит от психофизиологических особенностей людей, их привычек, национальных традиций. Поэтому при исследовании спроса особую актуальность приобретает изучение поведения потребителя.
На спрос влияет и место расположения предприятий питания. Практически спрос на услуги любых типов предприятий, расположенных в центральной части городов, в местах отдыха и интенсивных людских потоков, в районах сосредоточения торговых предприятий, на оживленных магистралях, в несколько раз выше, чем в жилых районах.
Особенность спроса общественного питания состоит и в том, что фактически основной количественный показатель, характеризующий его объем, товарооборот общественного питания (сумма средств, полученная от продажи продукции отрасли). Но сам объем продаж в значительной степени зависит от условий организаций потребления, т.е. уровня и качества обслуживания, хотя в количественном выражении эти показатели напрямую не учитываются.
Таблица 1 - Система показателей, характеризующих основную услугу общественного питания.
Показатели |
Характеристика показателей |
|
3. Уровень цен |
|
|
|
|
|
|
|
|
Помимо основных, предприятия
общественного питания могут
оказывать целый ряд
Большое влияние на спрос
оказывает конкурентное окружение
предприятия, но в общественном питании
конкурентом выступает
Таким образом, спросу в общественном питании свойственны большая подвижность, изменчивость, диверсификация, быстрота реакции на изменение цен, часто меняющиеся требования потребителей3.
Предприятие общественного питания – общее название организации, которая оказывает услуги общественного питания посредством: производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения.
Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные.
В современных экономических
Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Любой реальный экономический объект может быть отнесён к разным системам. Предприятие общественного питания является элементом сложной рыночной системы в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентированного на получение прибыли, т.е. относится к коммерческим системам, одновременно предприятие можно рассматривать как часть сферы товарно-денежных отношений. Поэтому для эффективного развития предприятия необходимы знания по развитию финансовых, информационных систем. Предприятие общественного питания по своим свойствам можно отнести и к социально-экономическим системам. Социальной системой является потому, что создаётся для удовлетворения физиологических потребностей общества. Экономической является потому, что использует ресурсы и товары, обеспечивая непрерывность воспроизводства общественного продукта и доведение до конечного потребителя5. Предприятия общественного питания необходимо рассматривать и как производственную систему, т.к. в процессе производства кулинарной продукции создаётся продукт с новыми потребительскими свойствами.