Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:26, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях стремительного развития рыночного механизма и смены концепции совершенствования производства, необходимо освоение и использование маркетинга как рыночной концепции во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований спроса на продукцию и услуги, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и особенности формирования спроса…………...5
Состояние и тенденции развития общественного питания………….9
Классификация и характеристика видов спроса на предприятиях общественного питания……………………………………………….13
Методы изучения спроса на продукцию и услуги общественного питания…………………………………………………………………26
Глава 2. Формирование спроса в ресторанном комплексе при гостинице «АМАКС Золотое Кольцо»……………………………………………………..32
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………….32
2.2 Организация изучения спроса на продукцию и услуги на предприятии……………………………………………………………………...34
2.3 Рекомендации по совершенствованию формирования спроса на продукцию и услуги с целью повышения эффективности работы ресторанного комплекса………………………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемой литературы……………………………………………...40
Понимание сущности предприятия
как системы и знания закономерности
его функционирования во внешней
среде позволяет руководству
предприятия, с одной стороны, предотвратить
влияние негативных факторов, а с
другой, использовать положительные
тенденции в направлении
На деятельность предприятия
общественного питания
Под внутренними факторами понимается совокупность производственно-финансовых, кадровых процессов предприятия, направленных на выполнение торгово-производственных, управленческих, сбытовых и прочих видов деятельности.
Под внешними факторами понимаются все условия и процессы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности предприятия, но оказывающие воздействие на состояние его внутренних факторов. Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся:
К факторам косвенного воздействия относятся:
Под предприятием общественного питания понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства кулинарной продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Важно, чтобы цена реализации кулинарной продукции и покупных товаров должна быть выше закупочной цены, а разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации производства и оказанию услуг, но и приносить доход предпринимателю [4].
Главное, что отличает предпринимательскую
коммерческую деятельность современных
предприятий общественного
Этому критерию отвечает производственно-финансовая деятельность предприятий общественного питания.
Отрасль общественного питания может являться барометром экономики страны, оказывает огромное влияние на повседневную жизнь людей, на их здоровье, самочувствие, настроение, работоспособность. Предприятия общественного питания являются важнейшей составной частью потребительского рынка страны и оказывают заметное влияние на формирование бюджета всех уровней.
Общественное питание выполняет следующие функции:
1) Производство кулинарной
продукции. В процессе этой
функции создаётся новая
2) Реализация кулинарной продукции, как собственного производства, так и покупных товаров.
3) Потребление готовой пищи. Эта функция сводится к организации потребления пищи в обеденном зале.
4) Организация досуга населения в ресторанах, кафе в вечернее время 7.
1.2 Классификация видов спроса на предприятиях общественного питания их и характеристика
Комплексный характер спроса
в общественном питании требует
его классификации, что необходимо
как для выявления и
В общественном питании формируются не все виды спроса, присущие спросу на потребительские товары в розничной торговле в силу специфики отрасли, а многие из них имеют отличительные характеристики. Классификация видов спроса на продукцию и услуги общественного питания представлена в таблице 2.
Классификационный признак |
Виды спроса |
А |
Б |
|
Макроспрос Микроспрос |
|
Спрос всего населения (совокупный) Спрос различных социальных групп населения Спрос экономических групп населения (по уровню материального достатка) |
Спрос отдельных семей Спрос отдельных граждан (индивидуальный) | |
|
Спрос в масштабах страны Региональный (спрос в масштабах краев, областей, республик, городов и т.д.) Стационарный (спрос постоянно проживающих граждан) Мобильный (спрос приезжего населения) |
|
Городской Сельский |
|
Интенсивный Стабилизирующийся Пониженный (угасающий) |
|
Сложившийся Формирующийся Потенциальный |
|
Ретроспективный Текущий Перспективный |
|
Действительный Реализованный Неудовлетворенный |
|
Устойчивый Альтернативный Импульсный Ажиотажный |
Наиболее важным признаком классификации спроса, имеющим принципиальное значение, является его разделение на макро- и микроспрос. В зависимости от этого ставятся различные задачи и используются разные методы изучения. В розничной торговле макроспрос определяют как спрос на потребительские товары в целом. Под микроспросом большинство исследователей подразумевают спрос на укрупненные товарные группы, спрос на отдельные товары или спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри отдельных товаров.
При определении этих понятий в общественном питании целесообразно уточнить признаки подразделения спроса на макро- и микро-.
Градация спроса в зависимости от территориального признака позволяет отнести к макроспросу спрос в масштабах страны, региона, города, а под микроспросом в этом случае понимается спрос в разрезе отдельных предприятий или группы определенных типов предприятий.
Если за основу взять социальный состав населения, то к макроспросу можно отнести спрос, предъявляемый всем населением, а к микроспросу - спрос отдельных социальных групп (рабочих, служащих, предпринимателей и т.д.). Возможны и другие варианты. Следовательно, подразделение спроса на макро- и микро- носит в определенной степени условный характер, поэтому при исследовании необходимо четко уточнять его границы в зависимости от поставленных целей.
Таким образом, «микроспрос», можно определить его как спрос, предъявляемый населением:
Понятия макро- и микроспрос одновременно отражают и объект, и объем спроса.
Таким образом, объектами спроса в общественном питании могут быть:
Непосредственно для предприятия общественного питания важны структура и объем спроса на отдельные группы продукции, виды питания и виды услуг.
Спрос на продукцию и услуги может быть классифицирован и с учетом субъекта спроса, в качестве которого выступают:
Каждая из групп, а также отдельный потребитель имеют свои специфические особенности формирования и развития спроса, проявляющиеся в мотивах, бенефитах, частоте посещения и предпочитаемых типах предприятий, потребностях, вкусах, привычках.
В качестве самостоятельного можно также выделить региональный признак, так как на спрос в общественном питании влияет уровень урбанизации – доля населения городов в общей численности и соотношение между городским и сельским населением. Спрос в городах значительно выше, чем в сельской местности. Это обусловлено разной структурой расходов на питание и различием в источниках обеспечения продовольствием, поскольку в настоящее время значительная часть потребностей сельских жителей в продуктах питания удовлетворяется за счет самостоятельно произведенной продукции. Кроме того, спрос дифференцируется и по регионам, краям, областям, городам вследствие сильного воздействия факторов, действующих на территориальном уровне.
Большое влияние на спрос оказывает и миграционный признак: спрос населения других таксонометрических единиц, временно оказывающихся на данной территории, значительно выше, чем спрос постоянно проживающего населения.
В различные
периоды развития отрасли спрос
на продукцию общественного
Интенсивный спрос – спрос, активно возрастающий в определенные периоды. Например, в настоящее время интенсивным является спрос на услуги предприятия быстрого питания (системы fast foot, mackdonalds, хот-доги и т.д.) и предприятий, специализирующих на изготовлении блюд национальных кухонь, спрос в магазинах-кулинариях.
Стабилизирующийся спрос характеризует некоторый постоянный уровень потребностей населения и больше присущ системе закрытой сети.
Угасающий (пониженный) спрос может быть характерен для макроспроса на продукцию и услуги общественного питания или для спроса на услуги отдельных типов предприятий, например, в настоящее время это столовые. Угасающий спрос для продукции общественного питания не свойствен в силу ее необходимости, традиционности потребительских привычек. Выявление этих видов спроса необходимо для обоснования открытия новых или перепрофилирования действующих предприятий.
При изучении спроса на продукцию
общественного питания
Формирующийся - спрос на новые виды блюд, изделий, которые на данном этапе еще не вошли в постоянное потребление. В развитии формирующегося спроса большую роль играют непосредственно предприятия питания, которые могут целенаправленно влиять на него путем проведения активной политики в области рекламы, организации выставок-продаж, дегустаций и др.
Потенциальный спрос в общественном питании имеет свои особенности. Учитывая многообразие ассортимента продукции и типов предприятий, к нему можно отнести спрос на новые виды блюд, новые услуги, новые типы или открывшиеся предприятия общественного питания. В настоящее время это спрос на услуги предприятий, организующих доставку продукции на дом, на работу, а также на блюда экзотических кухонь, с использованием нетрадиционного сырья или блюда, обладающие определенными свойствами (энергоемкость, калорийность и др.), спрос на такие услуги, как организация работы Интернет, караоке и др.
Виды спроса
в зависимости от интенсивности
и степени развитости взаимосвязаны
и, по сути, отражают этапы жизненного
цикла продукции и услуги или
предприятия общественного
Классификация спроса по времени предъявления характеризует характер и тенденции его развития. С этой точки зрения его подразделяют на: