Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:31, шпаргалка
1) Язык - орудие, средство общения.
2) Состав языка. Литературный язык. Лексикон и тезаурус. Словари.
3) Основания классификации и общая характеристика форм речи.
4) Функции речи: обязательные и факультативные.
5)Социализированная и эгоцентрическая речь.
- субъектом - инициатором общения;
- субъектом, которому адресована инициатива;
-нормами, по которым организуется общение;
- целями, которые преследуются в ходе общения;
- ситуацией, при которой совершается взаимодействие.
Понятие "коммуникация" имеет множество значений и трактовок. Одной, а возможно и самой главной, причиной тому является употребляемость данного термина в различных областях науки и отраслях человеческой деятельности. Современная трактовка сложилась не сразу. В XIV веке словом communication англичане рассматривали в значении "общение"; смысл "сообщение" слово обрело в XVI веке, а значение "обмен информацией" сложилось только в XX столетии. Из формулировки следует, что коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп или же отдельных индивидов.
Сегодня термин "communication"
в английском языке имеет
Понятие коммуникации включает в себя:
1.Средства связи любых
объектов материального или
2.Общение, передачу
информации от человека к
3.Общение и обмен информацией в обществе.
Значения:
• Универсальное, при
котором коммуникация рассматривается
как способ связи любых объектов
материального и духовного
• Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации;
• Социальное, используемое
для обозначения и
-По субъектам: политическая,
корпоративная, некоммерческая, государственно-
- По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.
- По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая.
- По вектору движения: горизонтальная, вертикальная
- По используемому коду: вербальная, невербальная.
- По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.
Можно назвать несколько
каналов коммуникации и
• визуальный канал распространения информации;
• распространение информации через предмет;
• СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.
41.Основные
способы реализации речевой
I. Виды и формы речи
Речь как процесс
порождения и восприятия
Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т. е. словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь
Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Основными формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь.
Таким образом, формы
речи (РД) – это «типовые» способы
структурно-семантической
При классификации форм речи по характеру используемых знаков (средств выражения мысли) выделяются устная, кинетическая и письменная речь.
1)Речь устная (звуковая или звучащая) реализуется звуковыми средствами(звуки, темп, ритм, паузация, акцентуация, мелодика и интонация
К основным вариантам устной речи относятся следующие.
• Вербальная кодифицированная устная речь, т. е. отвечающая известным языковым и «семантическим» стандартам или нормам.
• Вербальная некодифицированная устная речь – ( «псевдослова» неологизмы Маяковского и Северянина)
• Звуковые жесты — своеобразные слова,состоящие из звуков
• Звукоподражания( подражание звукам, издаваемым животными, людьми и др)
• Эмболофразии, т. е. вставки «асемантичных» языковых элементов: слов, словосочетаний, звуков и т. д. Например, «ну», «это», «так сказать», «это самое»
• Хезитации – это
вставки в речевой поток
2)Кинетическая (мимико-жестикуляторная) речь включает в свой состав выразительные жесты, позы (мимические и пантомимические).В речевой деятельности кинетическая речь используется чаще всего совместно с другими формами речи (в основном – с устной речью) и дополняет ее, реже – самостоятельно
Эмоциональные жесты. (выражают эмоции – удивление, радость и т.д)
Апеллятивные жесты для привлечения внимания, «призыва» или, наоборот, «отзыва» коммуникантов (подъем руки, движения головой и др.).
Контактоустанавливающие. Это жесты приветствия, некоторые жесты вежливости (например, предложение даме опереться на руку мужчины и др.)
Волюнтативные — выражают разнообразные акты волеизъявления.
Номинативные жесты констатируют наличие того или иного факта (предмета, события) в наличной (наглядно воспринимаемой) предметной ситуации речевой коммуникации
Устная, письменная и кинетическая речь могут быть использованы вместе (речь лектора)
По проявлению различаются: (речь внешняя и внутренняя) так называемая внутренняя речь — «речь для себя, речь свернутая», преимущественно (или всецело) предикативная (по определению Л.С. Выготского).
В зависимости от особенностей ритмической организации речи, а также от особенностей ее «социально-семантического» предназначения выделяются речь прозаическая, стихотворная и певческая.
По степени автоматизированност
В связи с ролью речевой коммуникации выделяются: речь-установка, планирующая речь, речь-действие, коьнт ролирующая речь
С учетом ситуационно-контекстной обусловленности речи выделяются (ситуативная- в рамках данного события, контекстная-содержание понятно из контекста, внеситуативная и внеконтекстная речь «Сократ – философ»)
Характер социальной специфики речи обусловливает следующие ее формы: речь обиходная, официальная, деловая, профессиональная, ораторская, сценическая, жаргонная и др
По признаку «дистантности» (на непосредственную, коммуниканты наблюдают друг друга;, и опосредованную (коммуниканты общаются, не наблюдая друг друга)
2Основные формы внешней устной речи
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (95, 133 и др.). Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Типы монолога: Описание, повествование, рассуждение
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего их объединяет общая система языка, связность, последовательность, логико-смысловая организация
Полилогическая речь
(полилог), или групповая речь, представляет
собой весьма своеобразную форму
осуществления речевой
По форме полилог представляет собой развернутый и усложненный диалог, речевое общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию (в частности, характеру отображения предмета речи) и коммуникативной направленности полилог в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей (своего рода «микросоциума»).
42. Письменная
речь как особый вид речевой
деятельности. Внутренняяя речь
как особый вид речевой
Письменная речь
как особый вид речевой
Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.
Письменная речь по своей
коммуникативной природе
История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла из примитивных мнемонических знаков.
Современная письменная речь носит алфабетический характер; в ней звуки устной речи обозначаются определенными знаками.
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д.
Письменная монологическая речь – это речь без собеседника, ее мотив и замысел (в типичном варианте) полностью определяются субъектом речевой деятельности. Особенность письменной речи состоит в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах интеллектуальной деятельности самого пишущего, без коррекции письма или чтения со стороны адресата.
Письменная речь не предполагает
ни обязательного знания адресатом
предмета речи, ни «симпрактического»
(в рамках совместной деятельности)
контакта «отправителя» и «адресата»,
она не располагает
Основные функции письменной речи – это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени. Эти свойства письменной речи бесконечно раздвигают пределы развития человеческого общества.
Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности
Важнейшее значение в плане научного исследования проблемы внутренней речи имеют труды Л.С. Выготского. Внутренняя речь, по Выготскому, «есть особое по психологической природе образование, особый вид речевой деятельности, имеющий совершенно специфические особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности». Это определяется прежде всего функциональным назначением данного вида речи, а именно тем, что «Внутренняя речь есть речь для себя. Внешняя речь есть речь для других».
На основе глубокого
и всестороннего анализа
Именно внутренняя речь, являясь «живым процессом рождения мысли в слове», отражает чрезвычайную сложность взаимоотношения мышления и речи, их противоречивое единство.
На основе экспериментального исследования эгоцентрической речи Л.С. Выготским были выделены следующие основные особенности внутренней речи:
– максимальная («абсолютная») предикативность;(отрывочность, фрагментарность, сокращенность по отношению к внешней речи)
– свернутость, сокращенность
структуры и «семантики»