Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа
Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6
1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6
1.2. Процесс формирования знаний младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14
2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15
2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15
2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18
2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22
Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…
После решения задач учащиеся сравнивают, каким действием решается та или другая задача: одна сложением, другая умножением, а затем сопоставляют способы решения с различиями в условиях задач. Такое сопоставление помогает учащимся лучше осознать смысл выражений "больше на несколько единиц" и "больше в несколько раз" и прочнее установить связь между условием каждой задачи и способом её решения.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.13 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Сравнение основано на анализе и синтезе: необходимо расчленить каждую задачу на составляющие её элементы, а затем мысленно соединить сходные элементы, выделив при этом существенные различия.
При объяснении учащимся новой для них по способам решения задачи с многозначными числами часто используется приём аналогии: учитель предлагает решить аналогичную задачу с небольшими числами, вычисления над которыми можно выполнить устно. Используя в начальном обучении математике различные методы, учитель применяет их так, чтобы они содействовали активизации мышления учащихся, и тем самым способствовали его развитию.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.14 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Вывод по 1 Главе
Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Оно не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них аккуратность, терпение.
Выбирая наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной Цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.
Таким образом, на уроках математики в начальной школе наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым
материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и комбинациях.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.15 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ.
2.1. Классификация наглядных пособий по математике.
Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».
Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.
Учебные наглядные пособия принято делить:
К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п. (см. Приложение 1)
Среди изобразительных наглядных пособий выделяют: (см. Приложение 2)
образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.
символические (условные): карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи.
экранные: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.
Предметы школьного оборудования по математике делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место учителя, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.).
а) Наборное полотно. Оно предназначено для работы в классе с подвижными цифрами и знаками « + », « - », « = », предметными картинками и другими плоскими пособиями. Размеры наборного полотна могут быть 60 х 90
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.16 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
или 60 х 100 сантиметров. Расстояние между пазами должно соответствовать размерам подвижных цифр и предметных картинок.
б) Классные счеты. В настоящее время применяются счеты, на верхней планке которых расположен ряд вертикальных проволочек с косточками по десять штук на каждой. Это добавление используется при изучении состава чисел в пределах первого десятка, а так же при прохождении темы «Нумерация многозначных чисел» для разъяснения поместного значения цифр.
в) Арифметический ящик. В него входят бруски (десятки) и доски (сотни) разделенные неглубокими прорезями на единицы.
г) Демонстрационные палочки. Десять палочек одного цвета и десять палочек другого цвета.
д) Серия таблиц:
- «числа первого десятка». Всего десять таблиц. Каждая таблица построена по следующему плану: изображение предметов в соответствии с изучаемым числом; изображение числа при помощи цифры.
- «таблицы по математике для 1 – 4 классов». В комплекте четыре таблицы. Две из них «Правильно черти» и «Правильно измеряй» предназначены для работы с учениками первого класса.
- «таблицы для устных вычислений». В комплекте четыре таблицы с цифрами и таблицы для устных вычислений и упражнений в счете при сложении и вычитании в пределах ста.
Все эти таблицы не однократно переиздавались в издательстве «Просвещение» в разные годы, разными составителями.
е) Набор диафильмов и диапозитивов (составитель А. С. Пышкало)
- диафильм «К урокам математике в первом классе» (геометрический материал).
- диафильм «Сравнение чисел»
- диафильм
«Решение простых задач в
- диафильм «Составление задач в первом классе » и другие диафильмы и наборы диапозитивов для работы на уроках математики в начальных классах.
а) Абак – счетный прибор, применяющийся при изучении нумерации в концентре «сотня»
б) Абак с кружками. Применяется как разновидность абака (слева десятки, справа единицы) при изучении нумерации чисел первого и второго десятков.
в) прибор – счеты с двумя дугообразными проволочками,
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.17 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
расположенными вертикально. На лицевой стороне помещается только по десять шариков, каждая половина которых окрашена в разные цвета.
Индивидуальные наглядные пособия для первоклассника изготавливаются из приложения к учебнику математики для первого класса общеобразовательной школы. В них входят:
«минус», «умножить», «вопрос»;
В индивидуальный комплект для каждого учащегося входят:
При рациональном использовании наглядных пособий, выпускаемых издательством «Просвещение» и некоторых пособий изготовляемых самостоятельно учителем и учениками, учебный процесс в начальной школе может стать более интересным, разнообразным и качественным. [8, с. 10-15]
Технические средства обучения уже довольно давно применяются в разных образовательных учреждениях. Разработаны научные основы их использования и накоплен интересный практический опыт.
Средства наглядности по их роли в учебном процессе школьников могут быть разделены на две группы:
К группе средств предметно-образной наглядности относятся:
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.18 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
7.игрушки
8.макеты
9.продукты технических средств обучения
К группе знаковой наглядности относятся:
Эти средства наглядности нужны для передачи сложной связи, взаимосвязи и отношений объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающейся реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных представлений и понятий.
Как известно, отражение действительности в сознании человека осуществляется в единстве чувственного и рационального. «Ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание в сущности исследуемого объекта», - отмечает А.П. Шептулин.
2.2.Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике.
Последовательное осуществление понятийной основы обучения математике в начальной школе, ни в какой мере неумоляет роли представлений, основанных на образном восприятии действительности. Система представлений о природных явлениях, исторических событиях и событиях современной общественной жизни, о современной технике, о произведениях искусства составляет существенную часть программного материала в начальных классах.