Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа
Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6
1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6
1.2. Процесс формирования знаний младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14
2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15
2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15
2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18
2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22
Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.24 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
40% 40%
20%
Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 40 % учащихся – низкий уровень мотивации.
Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к математике у учащихся слаб, так как данный предмет, является одним из основных. На этом предмете периодически, в течение месяца, проводились дидактические игры.
На формирующем этапе была проведена беседа с учителем.
Цель: выяснить, как учитель относится к использованию наглядных пособий при проведении уроков математики во 2 классе.
- Как вас зовут? – Кренделева Маргарита Анатольевна
- Каков ваш педагогический стаж?
- Мой педагогический стаж составляет 32 года.
- Сколько классов вы уже выпустили?
- 8 классов.
- Как вы
относитесь к использованию
– Положительно, но все же не всегда удается, как следует использовать их, потому что в основном дети работают по тетрадям.
Таким образом, анализируя результаты беседы можно сделать вывод, что наглядные пособия хотя и используются учителем, но не систематически.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.25 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Учитель заинтересован в том, чтобы сделать обучение школьников более интересным и осознанным, но не всегда может выбрать время для использования наглядных пособий. При проведении метода наблюдения мы поставили следующую цель: выявить, как учащиеся относятся к предмету математика, насколько он им интересен.
На контрольном этапе исследования в течение всего времени эксперимента были проведены: анкетирования, беседа с учителем, наблюдение, проведение уроков математики с применением наглядных пособий. После проведения работы по улучшению мотивирования, было проведено повторное анкетирование.
Второй этап анкеты дал следующие результаты:
Таблица 2
Высокий уровень мотивации |
Средний уровень мотивации |
Низкий уровень мотивации |
35% |
55% |
10% |
55%
35%
10%
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.26 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Приведу несколько примеров заданий, проводимых с данном классе с использованием наглядного материала:
1.«Незадачливый математик» (см. приложение 7)
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
48 + 20 = 40 22 = 64
- 8 = 87 67 - = 47
36 15 =21 74 + 10 =
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами (68,95,20,84,+,-) и фигурка медвежонка. Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
2. «Проверяем Незнайку» (см. приложение 8)
Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляют изображение Незнайки, нарисованного на бумаге (либо выставляет игрушку Незнайка). Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.
3. «Что сказало солнышко?» (см. приложение 4)
Для этой игры на листе ватмана рисуется красками большое солнышко с лучами и вырезается. Рисунок прикрепляется к магнитной доске. К одному из верхних лучей прижимается магнитом карточка с числом, из которого надо
вычесть или к которому надо прибавить другие числа. Например, это число 10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляют по 2 кружочка, наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые надо прибавить или вычесть из 10. на нижних – буквы, из которых составляется какое-либо слово поощрительного содержания, например: «молодцы», «спасибо», «отлично» и т.д. Учитель показывает указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа. Вызванный ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу на уроке.
Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Оно не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них аккуратность, терпение.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.27 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Выбирая наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ.
Школьники младших классов, еще не имеющие достаточно развитого образного мышления, не имеющие «багажа» зрительных образов, гибкости сопоставления нового с уже когда-то виденным, познанным, гораздо быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами.
Особенность детского мышления быстрее и лучше запоминать зрительные образы, нежели логическое или механическое сопоставление предметов, величин и т.п., дает возможность более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. Способность педагога интуитивно чувствовать дозировку наглядного материала позволяет значительно повысить успеваемость и усвоение учебной программы.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.28 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Наглядность есть такой
Наглядности в обучении математике присущи следующие характеристики:
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.29 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Цель нашей курсовой работы раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках математики во 2 классе была полностью реализована. Я показала это в теории и подкрепила на практике. Доказали, что применение наглядности на уроках математики способствует:
В своей курсовой работе мы изучили психолого-педагогическую литературу, определили роль наглядности в процессе обучения, дала научное обоснование наглядности, указала ее роль на уроке. Выполнили сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.
Мы попыталась определить степень влияния применения наглядных средств в педагогическом процессе в младших классах.
Полученные экспериментальным путем данные подтверждают нашу гипотезу. Разумное дозирование наглядных средств, при изучении нового материала, способствует лучшему его усвоению учащимися.
Прежде всего, наглядность повышает внимание учащихся. Возникает интерес к познанию данного материала, материал лучше усваивается. Дети задают дополнительные вопросы, хотят получить больше информации по заинтересовавшему вопросу.
Конечно, нужно очень тонко, порционально использовать наглядность в процессе обучения, дабы не подменить интерес к существу изучаемого предмета интересом к его изображению.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.30 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ