Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6

1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6

1.2. Процесс формирования знаний младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11

Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14

2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15

2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15

2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18

2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22

Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 130.47 Кб (Скачать файл)

Ничем неоправданно и принижение роли предметно-образной наглядности в обучении, которая имела место в некоторых методических источниках и практике ряда школ. Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств наглядности. При определенных условиях использование наглядных пособий не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся

 

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.19 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1





важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования средств наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном процессе различных источников информации.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

  • Метод иллюстраций
  • Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской ,.. Ученики уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что это куб, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размера, окраски, материала.

В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме средств наглядности, следует иметь в виду тождественность отображения ими структур и отношений изучаемых объектов,

в какой бы форме это отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления.

Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.20 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия.

Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей.

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе

зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных

его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется

в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных

источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала,

проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.21 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

демонстрационных наглядных пособий.

Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий. Эти возможности средств наглядности хорошо были показаны в одной из статей А.М. Пышкало. Он писал следующее: “Общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, учащиеся выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и тому подобного.

Это достигается систематическим применением приема материализации геометрических образов. Например, прямая линия получается не только с помощью линейки, но это и след движущейся точки (конца карандаша), и край – ребро крышки стола, натянутая нить, линия сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей, (например, плоскости стены и плоскости потолка). Отвлекаясь от конкретных свойств материальных вещей, учащиеся овладевают геометрическими представлениями”.

Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов-исследователей и ученых-методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Младший школьный возраст является одним из сенсетивных периодов в развитии мышления ребенка. Геометрии важно отводить большую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т.е. придании начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представленных представлений у учащихся.

Геометрический материал дается в дополнение к арифметическому.

Совершенно очевидно, что рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.22 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1





2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе.

 

Соблюдение принципа наглядности - одно из основных требований, которому должно удовлетворять обучение математике в начальных классах. В начальных классах эффективно использовать технические средства обучения и наглядность по несколько минут на различных этапах урока. В процессе работы важно применять технические средства обучения в комплексе с другими средствами наглядности, что позволяет переключать внимание учащихся и тем самым снижать напряжение и утомляемость.

     Наглядное обучение должно обеспечить у учащихся формирование первичных обобщений и установление простых связей. Оно должно способствовать движению мысли от жизненных наблюдений к сущности изучаемого понятия.

      Любое учебное оборудование, в том числе и наглядность принесет ожидаемый эффект лишь в том случае, если при планировании и подготовке к уроку учитель выполнит необходимую подготовительную работу.

     Изложение нового материала должно быть согласовано с используемым на данном уроке пособием, которое войдет в урок, не разделяя его. Включение в урок наглядности значительно снижает утомляемость учащихся, разнообразит урок, способствует поддержанию произвольного внимания. Неправильное, избыточное применение пособий приводит к противоположным результатам.

         Ориентация на обязательное использование наглядности, дидактических игр, игровых упражнений может позволить учителям в интересной, занимательной для учащихся форме организовывать тренировочные упражнения, устный счет, решение задач и так далее.

          Включение этих видов деятельности может создать благоприятные условия для повышения работоспособности учащихся, повысить качество усвоения знаний, уровень сформированности понятий, законов, позволит формировать произвольное внимание у младших школьников.

Если учитель в системе использует средства наглядности на уроках, то это способствует прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков, развитию творческой активности, обогащению абстрактного мышления младших школьников.

 

 

 

Таразский государственный педагогический институт

Ф 02/112

Курсовая работа

Кафедра « Педагогика и методика начального обучения»

Стр.23 из 41

СМЖ «Инновационный»

КП ОП 06-2011

Изд 1.Экз. №1




 

Констатирующий этап нашего эксперимента проводился на базе средней школы № 31, во 2 «Б» классе, классный руководитель Кренделева  Маргарита Анатольевна.

  В классе 27 человек, из них 9 мальчиков и 18 девочек. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях. Наблюдая за классом можно было также заметить, что больший интерес к урокам учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

   В ходе  опытно - экспериментальной работы были использованы следующие диагностические методы:

- наблюдение  за деятельностью учащихся;

- беседа с  учителем;

- анкетирование  среди учащихся.                                     Это помогло выявить наличие данной проблемы в классе и отследить полученные результаты, в ходе проведения и организации уроков.

Анкета была проведена среди учащихся. В анкетировании принимали участие 25 учащихся класса. Целью анкеты является: выявить мотивацию учащихся по отношению к математике.

   Анкета состояла из 10 вопросов (см. приложение ). Анкета проводилась два раза в начале практики и по ее окончании, для того чтобы сравнить результаты с интервалов в 3 месяца.

 

Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:

 

Таблица 1

 

 

Высокий

уровень мотивации

 

Средний

уровень мотивации

 

Низкий уровень мотивации

 

20%

 

40%

 

40%

Информация о работе Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников