Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.
Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103
Формирующий этап.
На формирующем этапе в ноябре-
Для определения содержания работы было изучено перспективное планирование занятий по математике на период с 9 ноября по 29 декабря 2011 года.
Были разработаны уроки с использованием: игровых моментов, исторических сведений, путешествий. В 5 классе были проведены уроки по темам: «Деление с остатком», «Квадрат и куб числа»; в 7 классе – по теме «Возведение в степень произведения и степени», в 8 классе – по теме «Квадратный корень из произведения и дроби», в 9 классе – по теме «». Цель: повышение уровня познавательной активности с использованием нестандартных форм урока. (Приложение 2-8)
Первый этап работы.
Цели: закрепить изученный материал, применив его в практическом решении задач; ввести занимательный и познавательный элемент в процесс повторения пройденного материала; отработка умений и навыков в групповой работе, формирование товарищеского чувства, коллективной ответственности; способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
Урок закрепления изученного материала в 5 классе по теме «Деление с остатком».
При закреплении ранее изученного материала использовали урок-путешествие. На протяжении всего урока дети были активны, увлеченно работали.
Второй этап работы.
Цели: закрепить знания учащихся о понятиях квадрат числа и куб числа; сформировать умения и навыки решения упражнений, содержащих квадрат и куб числа; способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать; прививать такие качества, как внимание, аккуратность; развивать интерес к математике; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок закрепления изученного материала в 5 классе. Тема «Квадрат и куб числа».
При изучении нового материала использовались презентация, игра «Лото». Ребята активно и увлеченно работали.
Третий этап работы.
Цели: выработать у учащихся правила возведения в степень произведения и возведения степени в степень, применять эти правила при вычислении; развивать умение работать коллективно; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок изучения нового материала в 7 классе по теме «Возведение в степень произведения и степени». При изучении новой темы использовались исторические материалы.
Дети были активны на
Четвертый этап работы.
Цели: повторение свойств квадратного корня; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков использования свойств квадратного корня; совершенствовать вычислительные навыки; формировать качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, самостоятельность, дисциплинированность; прививать интерес к предмету; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок закрепления изученного материала в 8 классе по теме «Квадратный корень из произведения и дроби» с использованием игрового момента и исторических данных.
Ученикам предлагалась фронтальная работа в группах с использованием презентации. Ребята очень активно включились в работу.
Пятый этап работы.
Цели: закрепить решение квадратных уравнений по формуле; способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество; прививать интерес к предмету; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок закрепления изученного материала в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле» с использованием задач занимательного характера и исторических данных.
Ученикам быстро справились с математическим диктантом, а в завершение урока выполняли самостоятельную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями с использованием презентации. Ребята работали активно на протяжении всего урока.
Шестой этап работы.
Цели: ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение; познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции; сформировать умения решать неравенства данного вида; выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать; формировать графическую и функциональную культуру учащихся; показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью; формировать навыки общения, умения работать в коллективе; прививать интерес к предмету; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок изучения нового материала в 9 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной» с использованием задач занимательного характера.
Ученикам предлагалась самостоятельная работа в начале урока при проверке домашнего задания, фронтальная работа в группах с использованием презентации. Ребята очень активно включились в работу, и были активны на протяжении всего урока.
Седьмой этап работы.
Цели: применение способов решения систем уравнений с двумя переменными; развитие навыков самостоятельной работы; развитие логического мышления, монологической речи; воспитание ответственного отношения к учебному труду; воспитание внимания, аккуратности; прививать интерес к предмету; способствовать повышению уровня познавательной активности.
Урок обобщения изученного материала в 9 классе по теме «Способы решения систем уравнений с двумя переменными» с использованием игры «Аукцион».
Восьмой этап работы.
Было проведено внеклассное занятие, викторина «Умники и умницы».
Все ребята были активны на протяжении всей викторины, очень хорошо отвечали. Даже когда не знали правильного ответа на вопрос, всегда старались найти его.
Эта викторина способствует
не только развитию
Контрольный этап.
Контрольный этап (январь 2012 года) позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку уровня развития познавательной активности учащихся экспериментальной программы с использованием нестандартных форм урока. В нем участвовали 23 учащихся МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа».
В наблюдении за детьми было выяснено, что часть учеников, которые были на среднем уровне развития познавательной активности, повысили свой уровень до высокого. Часть учащихся, находящихся на низком уровне, повысили свои результаты до среднего. И только два ученика оставили свой результат прежним.
Для выявления у детей
уровня познавательной
Эти показатели позволяют
судить о повышении уровня
познавательной активности
В таблице 2 представлено соотношение количества детей по уровням до проведения эксперимента и после проведения эксперимента.
Таблица 2.
Уровень развития познавательной активности |
Количество детей | |||
До эксперимента |
После эксперимента | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Высокий уровень |
5 учеников |
22% |
9 учеников |
39% |
Средний уровень |
13 учеников |
56% |
12 учеников |
52% |
Низкий уровень |
5 учеников |
22% |
2 ученика |
9% |
Таблица 3 показывает, какой уровень познавательной активности был у учащихся до проведения эксперимента, и после проведения эксперимента.
Таблица 3.
Уровни развития познавательной активности учащихся. |
До проведения эксперимента |
После проведения эксперимента |
1. Ситуативная активность. Активность
учащегося проявляется в |
Бугакова Юлия (5 класс), Глотов Владимир (5 класс), Мунтян Андрей (5 класс), Петрова Анна (5 класс), Родионова Регина (5 класс), Федосеева Юлия (5 класс), Салтанов Алексей (7 класс), Федосеев Владимир (7 класс), Григоров Василий (8 класс), Сучилин Артем (8 класс), Удодова Екатерина (8 класс), Посохов Артем (9 класс), Сертуков Владислав (9 класс) |
Бугакова Юлия (5 класс), Мунтян Андрей (5 класс), Петрова Анна (5 класс), Родионова Регина (5 класс), Чернов Сергей (5 класс), Салтанов Алексей (7 класс), Григоров Василий (8 класс), Салтанова Ольга (8 класс), Сучилин Артем (8 класс), Зыбин Сергей (9 класс), Посохов Артем (9 класс), Сертуков Владислав (9 класс) |
2. Исполнительная активность. Позиция
учащегося обусловлена не |
Ломакина Диана (5класс), Олейник Александр (5 класс), Ломакина Елена (8 класс), Домахина Альвина (9 класс), Шматова Валерия (9 класс) |
Глотов Владимир (5 класс), Ломакина Диана (5класс), Олейник Александр (5 класс), Федосеева Юлия (5 класс), Федосеев Владимир (7 класс), Ломакина Елена (8 класс), Удодова Екатерина (8 класс), Домахина Альвина (9 класс), Шматова Валерия (9 класс) |
3. Нулевая активность. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога. |
Байдиков Владимир (5 класс), Кирдеева Надежда (5 класс), Чернов Сергей (5 класс), Салтанова Ольга (8 класс), Зыбин Сергей (9 класс) |
Байдиков Владимир (5 класс), Кирдеева Надежда (5 класс) |
В конце контрольного
этапа так же проводилась
Использование нестандартных
уроков математики
Заключение.
Мы выполнили дипломную работу по теме «Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся». Для достижения поставленных в начале исследования целей мы проанализировали различные источники педагогической и периодической литературы, изучили сущность исследуемой проблемы и ее практическое состояние.
В ходе проделанной нами работы, были решены следующие задачи, поставленные в начале исследования.
Проанализировав литературу, передовой педагогический опыт по проблеме применения нестандартных форм урока по математике, мы выделили этапы подготовки и проведения урока, основные требования и принципы.
Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу познавательной деятельности учащихся, указали условия эффективного ее развития. Изучение методической литературы дало основание полагать, что применение нестандартных форм уроков математики является мощным средством повышения познавательной активности учащихся.
В практической части нашего исследования бала разработана серия нестандартных уроков по математике, организована и проведена экспериментальная работа с внедрением разработанных уроков и определена их эффективность.
Проделанная работа позволила сделать вывод о том, что учащихся необходимо включать в активную творческую деятельность. Этому может способствовать применение нестандартных форм уроков математики в школе. Сами же нестандартные формы урока позволяют не только развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, анализ, синтез, интерес, настойчивость, трудолюбие, но и способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся. Таким образом, в результате применения таких форм, учащиеся на уроке математики не только осознанно усваивают учебный материал, приобретают умения, но и получают интеллектуальную удовлетворенность, заинтересованность к предмету.
Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника