Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.
Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103
Часто учителя беспокоит угасание у детей активности на уроке, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей – соревнование.
Соревновательность заложена в самой психике человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.
У соревнования как метода
большие воспитательные
Но если соревнование
Соблюдая эти условия можно
избежать плохой дисциплины на
уроке, повысить интерес к предмету,
развивать уровень
Также на уроках математики
можно применять методы и
Проблемное обучение, а не
преподнесение готовых, годных лишь
для заучивания фактов и
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков в школе.
3.1. Основные этапы подготовки и проведения нестандартных форм урока по математике
Успешность проведения
Понять главное в нестандартном уроке помогают творческие принципы. Минскин Е. М. выделяет следующие принципы:
Манвелов С. Г. выделяет 3 этапа подготовки и проведения нестандартного урока: подготовительный, урок и его анализ.
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.
2. Урок (выделяют три основных этапа):
Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения цели урока. Намечается ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной
сферы осуществляется тем
Второй этап. Сообщение нового
материала, формирование знания
учащихся в различных
Третий этап. Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а “растворяется” в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
В процессе учебной
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор учащихся 6 класса, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, нужно вызвать у него желание к учебе, к знаниям. Надо помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Урок математики нацелен не столько на повторение изученного материала, сколько на знакомство с детьми в непринужденной атмосфере. Работа учеников с учителем должна проходить без страхов и напряжения, а нетрадиционные уроки помогают учителю найти общий язык с учениками. На обыкновенном уроке дети будут чувствовать себя скованно, а на нестандартном уроке они смогут расслабиться, и учитель сможет рассмотреть каждого из них.
3.2. Педагогическое исследование.
Констатирующий этап.
В соответствии с гипотезой
и задачами исследования был
разработан план
Констатирующий этап
На формирующем этапе ноябрь-
Контрольный этап январь 2012 года, ставил своей целью проверку уровня развития познавательной активности учащихся школы.
Эксперимент проводился в 5-9 классах Должанской основной общеобразовательной школы. В нем участвовало 23 учащихся.
На первом этапе
В начале констатирующего этапа для анализа интереса детей и их отношения к математике была проведена анкета.
Анкета.
На основе результатов данной анкеты, составлена диаграмма «Интерес учащихся к уроку математики».
С 28 по 31 октября 2011 года были подготовлены и проведены уроки повторения изученного материала за первую четверть. Целью являлось выявить исходный уровень познавательной активности учащихся.
Была разработана нестандартная форма урока: игра «Кто хочет стать миллионером?» (приложение 1).
Анализы уроков показали, что дети более активно участвуют в процессе урока, быстро и легко усваивают материал.
Для выявления у детей уровня развития познавательной активности, нами были выделены три уровня:
В таблице 1 представлено соотношение количества детей по уровням.
Таблица 1.
Уровень развития познавательной активности |
Количество детей | |
Абсолютное число |
% | |
Высокий уровень |
5 учеников |
22% |
Средний уровень |
13 учеников |
56% |
Низкий уровень |
5 учеников |
22% |
Полученные данные
Проведенная экспериментальная
работа дала возможность
Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника