Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_gotovaya2.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Часто учителя беспокоит угасание у детей активности на уроке, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей – соревнование.

  Соревновательность заложена в самой психике человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.

  У соревнования как метода  большие воспитательные возможности:

  • оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность;
  • соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности учащихся, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
  • соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

  Но если соревнование организованно  методически неверно, то это может  вызвать у детей стремление  победить любой ценой, высокомерие, хвастовство и жадность. Возникает ложное чувство товарищества или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения важных педагогических условий:

    1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может сыграть роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, в которой детей нужно привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.
    2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования.
    3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности учащихся. В качестве предмета не следует выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес к предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя.
    4. Из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

  Соблюдая эти условия можно  избежать плохой дисциплины на  уроке, повысить интерес к предмету, развивать уровень познавательной  активности учащихся.

  Также на уроках математики  можно применять методы и приемы  проблемного обучения и создания проблемных ситуаций способствуют повышению познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.  Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, энциклопедиями, таблицами, графиками, картами.

  Проблемное обучение, а не  преподнесение готовых, годных лишь  для заучивания фактов и выводов  всегда вызывает неослабевающий  интерес учеников. Такое обучение  заставляет искать истину и  всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков в школе.

 

3.1. Основные этапы подготовки и проведения нестандартных форм урока по математике

 

 

   Успешность проведения нестандартных  форм уроков зависит от ряда  действий учителей и учащихся:

  1. Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия.
  2. Продумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций.

  Понять главное в нестандартном уроке помогают творческие принципы.  Минскин Е. М. выделяет следующие принципы:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего инструмента.

  Манвелов С. Г. выделяет 3 этапа  подготовки и проведения нестандартного урока: подготовительный, урок и его анализ.

  1. Подготовительный.

   В нем активное участие  принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают  определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.

2. Урок (выделяют три основных  этапа):

  Первый этап. Он является  предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения цели урока. Намечается ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

   Развитие мотивационной  сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён  подготовительный период: качество  выполнения учащимися предварительных  заданий влияет на их интерес  к предстоящей работе. При проведении  урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

   Второй этап. Сообщение нового  материала, формирование знания  учащихся в различных нестандартных  формах организации их мыслительной активности.

   Третий этап. Он посвящён  формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во времени, а “растворяется”  в каждом из предшествующих  этапов.

3. Анализ.  В период анализа  данных уроков целесообразно  оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

 В процессе учебной деятельности  в 6 классе, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательной активности и познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, памяти, воображения, мышления. Развитию и формированию познавательных процессов способствуют нестандартные формы уроков.

    Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор учащихся 6 класса, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, нужно вызвать у него желание к учебе, к знаниям. Надо помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Урок математики нацелен  не столько на повторение изученного материала, сколько на знакомство с детьми  в непринужденной атмосфере. Работа учеников с учителем должна проходить без страхов и напряжения, а нетрадиционные уроки помогают учителю найти общий язык с учениками. На обыкновенном уроке дети будут чувствовать себя скованно, а на нестандартном уроке они смогут расслабиться, и учитель сможет рассмотреть каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Педагогическое исследование.

 

 

 Констатирующий этап.

 В соответствии с гипотезой  и задачами исследования был  разработан план педагогического  эксперимента, который включал три этапа.

  Констатирующий этап проводился  в октябре 2011 года. Целью его явилось изучение уровень развития познавательной активности учащихся школы.

  На формирующем этапе ноябрь-декабрь 2011 года, проводилась работа по формированию уровня развития познавательной активности, с использованием нестандартных форм урока.

  Контрольный этап январь 2012 года, ставил своей целью проверку уровня развития познавательной активности учащихся школы.

  Эксперимент проводился в 5-9 классах Должанской основной общеобразовательной школы. В нем участвовало 23 учащихся.

  На первом этапе констатирующего  эксперимента изучался исходный  уровень развития познавательной  активности учащихся и интерес  к уроку математики.

   В начале констатирующего этапа для анализа интереса детей и их отношения к математике была проведена анкета.

Анкета.

  1. Нравятся ли вам уроки математики? Почему?
  2. Что вам больше нравится на уроке: решать задачи, играть?
  3. Нравится ли вам присутствие игр, эстафет, конкурсов?
  4. Всегда ли вы запоминаете изученный материал?
  5. Всегда ли вы выполняете домашнюю работу по математике?
  6. Возникают ли у вас трудности на уроке математики?
  7. Помогают ли вам родители при выполнении домашнего задания?

  На основе результатов данной  анкеты, составлена диаграмма «Интерес  учащихся к уроку математики».

 

     С 28 по 31 октября 2011 года были подготовлены и проведены уроки повторения изученного материала за первую четверть. Целью являлось выявить исходный уровень познавательной активности учащихся.

Была разработана нестандартная форма урока: игра «Кто хочет стать миллионером?» (приложение 1).

Анализы уроков показали, что дети более активно участвуют в процессе урока, быстро и легко усваивают материал.

Для выявления у детей уровня развития познавательной активности, нами были выделены три уровня:

    1. Высокий уровень. (Исполнительная активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения).
    2. Средний уровень. (Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, урок в игровой форме); определяется в основном эмоциональным восприятием).
    3. Низкий уровень. (Нулевая активность. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога).

 В таблице 1 представлено соотношение  количества детей по уровням.

            Таблица 1.

Уровень развития познавательной активности

Количество детей

Абсолютное число

%

Высокий уровень

5 учеников

22%

Средний уровень

13 учеников

56%

Низкий уровень

5 учеников

22%


 

  Полученные данные свидетельствуют  о том, что у большей половины учеников уровень развития познавательной активности средний, они воспринимают материал, не очень активно работают в процессе всего урока.

  Проведенная экспериментальная  работа дала возможность определить  пути и средства развития познавательной активности.

Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника