Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:53, курсовая работа
Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Познавательный интерес как потребность ребенка в занятиях.
6
Нестандартные уроки, их виды
15
Методика подготовки и проведения нестандартных уроков математики в начальных классах
18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Нестандартные уроки математики как средство формирования познавательных интересов младших школьников
Бартева Ксения Валерьевна
Специальность 050146
«Преподавание в начальных классах»
Курс III, группа 346
Форма обучения: очная
Руководитель –
Чабан Татьяна Леонидовна
Работу сдал
«____» ______________
подпись
Работу принял
«____» ______________
подпись
Итоговая оценка
____________________
Енисейск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ |
|
|
6 |
|
15 |
|
18 |
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ |
29 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, где формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Игра, а в нестандартных уроках
это основа, как феноменальное
человеческое явление наиболее подробно
рассматривается в таких
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии, которые присутствуют в нестандартных уроках.
Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Однако определяется противоречие между теорией и практикой: проблема развития познавательных интересов является одной из самых актуальных в современной дидактике, тем не менее, процесс обучения строится на традиционной подаче материала.
Проблема исследования заключается в определении эффективных средств формирования познавательного интереса младших школьников, способствуют ли нестандартные уроки формированию познавательного интереса к математике?
В рамках данной работы рассмотрели нестандартные уроки как средство формирования познавательного интереса к математике.
Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.
Объектом исследования выступает процесс развития познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: нестандартные формы уроков математики как средство формирования познавательных интересов.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
и проанализировать
2. Рассмотреть формы нестандартных уроков математики и экспериментально проверить эффективность таких уроков.
3. Разработать систему
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах С.В. Арутюняна, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицкого и других, концептуальные положения использования игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников в психолого-педагогическом комплексе В.В. Петрусинского, П.И. Пидкасистого, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова, М.В. Кларина, А.С. Прутченкова и других.
Проблеме познавательных интересов, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, далее при работе предполагаем использовать педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста через использование нестандартных уроков.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка, включающего наименования, приложения. Общий объем работы 31 страница компьютерного текста.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно[7, с.84].
Познавательный интерес —
Значение познавательного
Особую значимость познавательный интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
Познавательный интерес —
В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [9, с.286].