Нестандартные уроки математики как средство формирования познавательных интересов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Познавательный интерес как потребность ребенка в занятиях.
6
Нестандартные уроки, их виды
15
Методика подготовки и проведения нестандартных уроков математики в начальных классах
18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бартева (2).doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

 


На доске карта путешествия, на которой указан маршрут. Детям сообщается, что прежде чем отправиться в путешествие, необходимо построить космический корабль. Для этого проводим графический диктант:

Двигаемся от точки. Диагональ влево  вниз на 2 клетки, вниз 5 клеток, диагональ  влево вниз на 1 клетку, вниз 2 клетки, диагональ вправо вверх на 1 клетку, вправо 4 клетки, диагональ вправо вниз на 1 клетку, вверх 2 клетки, диагональ влево вверх на  2 клетки, диагональ влево вверх на 1 клетку, вверх 5 клеток, диагональ влево вверх на 2 клетки.             

Ракета готова и она взяла  старт к центру Солнечной системы. Ставим флажок на солнце. Проверим свою подготовку, отправляются самые смелые (работа по карточкам). Остальные продолжают тренировку.

1) Узнайте кличку собаки, первой преодолевшей земное притяжение.

«Логическая цепочка»

81 : 9 + 55 – 14 : 5 х 8 + 63

145-Белка

154-Стрелка

143-Лайка

2) Космонавтам приходится решать  великое множество различных  задач.

Летели ракеты 1-впереди, 2-позади; одна позади, две впереди; одна между двумя  в ряд.

 

1

к

у

з

й

2

с

о

т

д

3

п

л

я

е

4

и

б

г

м

5

р

н

а

ю




Сколько летело ракет? Как они летели?

3)Прочитав шифр, вы узнаете название  следующей планеты.

4  , 3  ,   5        , 1        , 1       , 5        , 1          (Меркурий)


4) Найдите значение произведений:

60 х 8       6 х7     7х3     50 х 3     70х7     4 х 8        20 х3    8 х 3

Как найти значение произведения 28 х 3?

Какие равенства нам могут помочь?

 

Составим алгоритм:   Представим

                                      Получим

                                      Удобно

Далее идёт аналогичная работа с  произведениями 64 х 8, 76 х 7, 73 х 7, 58 х 3, 57 х 3, 27 х 3.

Путешествие продолжается по другим планетам. На Венере дети вычисляют  периметры прямоугольников, на Марсе решают задачи, на Юпитере отдыхают, на Луне выполняют самостоятельную работу, а на Земле получают домашнее задание.

На уроках-соревнованиях учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью урока-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Урок-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в урок не просто занимательный материал, а весьма сложные вопросы школьной программы. 

Урок-соревнование по теме: «Отработка навыков сложения и вычитания двух-значных чисел.

Дети разбиваются на пары. Каждая команда получает карточку, на которой  записаны примеры и код расшифровки. Необходимо решить примеры, выписать ответы в одну строчку и каждую цифру  заменить буквой по указанному коду.

                          82+56=                                 72-30=                              54-45=

                          98-36=                                  28+29=

Д 

О

Ю

В

Ч

М

К

Й

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9


В 3 классе появляются уроки, отражающие современные общественные тенденции (Урок-исследование, урок-поиск истины, урок защиты знаний).

Урок-поиск истины по теме «Площадь прямоугольника».

Задание: найди площадь фигуры.

                                                              

Урок - поиска истины по теме «Площади фигур»

Детям предлагается вырезать прямоугольник и провести его диагональ. Затем они разрезают прямоугольник по диагонали и доказывают равенство полученных треугольников, следовательно, и их площади. И ответ на вопрос: как найти площадь полученных треугольников уже у всех готов. Тогда дети составляют алгоритм нахождения площади

прямоугольного треугольника.

Именно такие задания и повышают интерес к учению, развивают уверенность в себе.

В конце урока-защиты знаний по итогам учебного года детям предлагается составить  “Математическую сказку”. Работа проходила в микрогруппах.

Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую  начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей…”. Один из учащихся записывает полученную сказку.

  В 4 классе появляются и другие формы проведения урока:  урок-открытие, урок – математический ринг, компьютерный урок. Это стало возможным, благодаря программе «Компьютер – школьнику», когда все дети начальной школы получили возможность заниматься на персональных ноутбуках. Их появление не могло не повлиять на учебный процесс. Учителя получили возможность  использовать компьютеры на всех уроках, что помогает лучшему усвоению материала, способствует большей заинтересованности обучающихся в творческой деятельности, повышает их познавательную активность. Дети учатся думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связно, последовательно её излагать; они учатся учиться, развиваются и самосовершенствуются.

Приведу пример компьютерного урока  по теме  «Действия с величинами».

Перед детьми на мониторах игровое поле с заданиями и вариантами ответов. Задача детей как можно быстрее и правильно заполнить игровое поле карточками.

После окончания работы, при правильном выполнении задания, на экранах монитора появляется запись «Молодец! Ни одной  ошибки», если допущены ошибки - запись «Попробуй еще раз!»

12000г

12ц   

1200м

120дм

120см

12ч

120 сек

12м

12мин




 

Разрезные каточки: 1200см      720сек     2мин      720мин     12дм      12м       120000см       1200кг     12кг

Урок-открытие по теме «Действия с величинами».

Детям предлагается вывести алгоритм нахождения  объёма прямоугольного параллелепипеда. Действуя с кубиками, они приходят к выводу, как найти  объём прямоугольного параллелепипеда.

В ходе таких уроков, детям предлагается работать в группах. Такая работа, на мой взгляд, эффективна как в традиционных, так и в нетрадиционных уроках.

При такой работе я – консультант.

Цель такой работы – побуждение учащихся к сбору новых данных, к самостоятельному решению проблем, к сотрудничеству друг с другом. Но для детей важно с кем работать в группах. Для этого было проведено анкетирование детей, в процессе которого я попросила детей ответить на вопрос: «С кем бы ты стал решать трудную задачу?».

Результаты ответов детей рассмотрим в таблице.

Анализируя результаты анкетирования, мы составили следующие микрогруппы: 

Урок - математический ринг по типу игры «Своя игра». Дети выбирают категории и задания по уровню сложности на экране монитора. Предложены следующие категории: «Время», «Длина, площадь», «Скорость, время, расстояние», «Масса», «Задачи». Уровень сложности изменялся от 100 до 500 баллов.

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 

 

    В процессе работы над данной темой были достигнуты поставленные задачи и,  на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание следует уделять нетрадиционным урокам.

    Нетрадиционные уроки особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря им удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников.

    Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. 
 Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования нестандартных уроков как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами:

1. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

2. В младшем школьном возрасте  развитие познавательных интересов  имеет свои особенности. Познавательный  интерес как мотив учения побуждает  ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс  овладения знаниями становится  более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

3. Нестандартные уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время таких уроков  ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время нестандартных уроков происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

 

Развитие познавательной деятельности учащихся через проведение нестандартных  уроков - необходимое условие формирования умения учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной.  М.: Просвещение, 1984. С.34.
  2. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.
  4. Выготский Л.С. Психология познания . М.: Просвещение, 1977. С.127.
  5. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. Ноябрьск, 2005.С.24.
  6. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения . М.: Просвещение, 2002.- С.345
  7. Зотов Ю.Б. Организация совремённого урока. - М.: Просвещение, 2009.
  8. Истомина Н.Б. Математика 1класс. – Ассоциация 21 век, 2008.
  9. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности . М.:Просвещение, 1972.-С.55.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок.  Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 2007.
  11. Махмутов М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 2007.
  12. Мохова И.К. Урок-исследование в начальной школе. - Начальная школа, 1997 . №12
  13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.
  14. Подласый И.П. Педагогика.  М.: Владос, 2002.
  15. Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград, 2003
  16. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе . М.: Просвещение, 1999.С. 97.
  17. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся . М.: Педагогика, 1971.358 с.
  18. Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1979. С.25.

Информация о работе Нестандартные уроки математики как средство формирования познавательных интересов младших школьников