Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:53, курсовая работа
Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Познавательный интерес как потребность ребенка в занятиях.
6
Нестандартные уроки, их виды
15
Методика подготовки и проведения нестандартных уроков математики в начальных классах
18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На доске карта путешествия, на которой указан маршрут. Детям сообщается, что прежде чем отправиться в путешествие, необходимо построить космический корабль. Для этого проводим графический диктант:
Двигаемся от точки. Диагональ влево вниз на 2 клетки, вниз 5 клеток, диагональ влево вниз на 1 клетку, вниз 2 клетки, диагональ вправо вверх на 1 клетку, вправо 4 клетки, диагональ вправо вниз на 1 клетку, вверх 2 клетки, диагональ влево вверх на 2 клетки, диагональ влево вверх на 1 клетку, вверх 5 клеток, диагональ влево вверх на 2 клетки.
Ракета готова и она взяла старт к центру Солнечной системы. Ставим флажок на солнце. Проверим свою подготовку, отправляются самые смелые (работа по карточкам). Остальные продолжают тренировку.
1) Узнайте кличку собаки, первой преодолевшей земное притяжение.
«Логическая цепочка»
81 : 9 + 55 – 14 : 5 х 8 + 63
145-Белка
154-Стрелка
143-Лайка
2) Космонавтам приходится решать великое множество различных задач.
Летели ракеты 1-впереди, 2-позади; одна позади, две впереди; одна между двумя в ряд.
|
|
|
| |
1 |
к |
у |
з |
й |
2 |
с |
о |
т |
д |
3 |
п |
л |
я |
е |
4 |
и |
б |
г |
м |
5 |
р |
н |
а |
ю |
Сколько летело ракет? Как они летели?
3)Прочитав шифр, вы узнаете название следующей планеты.
4 , 3 , 5 , 1 , 1 , 5 , 1 (Меркурий)
4) Найдите значение произведений:
60 х 8 6 х7 7х3 50 х 3 70х7 4 х 8 20 х3 8 х 3
Как найти значение произведения 28 х 3?
Какие равенства нам могут помочь?
Составим алгоритм: Представим
Получим
Далее идёт аналогичная работа с произведениями 64 х 8, 76 х 7, 73 х 7, 58 х 3, 57 х 3, 27 х 3.
Путешествие продолжается по другим планетам. На Венере дети вычисляют периметры прямоугольников, на Марсе решают задачи, на Юпитере отдыхают, на Луне выполняют самостоятельную работу, а на Земле получают домашнее задание.
На уроках-соревнованиях учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью урока-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Урок-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в урок не просто занимательный материал, а весьма сложные вопросы школьной программы.
Урок-соревнование по теме: «Отработка навыков сложения и вычитания двух-значных чисел.
Дети разбиваются на пары. Каждая команда получает карточку, на которой записаны примеры и код расшифровки. Необходимо решить примеры, выписать ответы в одну строчку и каждую цифру заменить буквой по указанному коду.
82+56=
98-36=
Д |
О |
Ю |
В |
Ч |
М |
К |
Й |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
В 3 классе появляются уроки, отражающие современные общественные тенденции (Урок-исследование, урок-поиск истины, урок защиты знаний).
Урок-поиск истины по теме «Площадь прямоугольника».
Задание: найди площадь фигуры.
Урок - поиска истины по теме «Площади фигур»
Детям предлагается вырезать прямоугольник и провести его диагональ. Затем они разрезают прямоугольник по диагонали и доказывают равенство полученных треугольников, следовательно, и их площади. И ответ на вопрос: как найти площадь полученных треугольников уже у всех готов. Тогда дети составляют алгоритм нахождения площади
прямоугольного треугольника.
Именно такие задания и
В конце урока-защиты знаний по итогам учебного года детям предлагается составить “Математическую сказку”. Работа проходила в микрогруппах.
Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей…”. Один из учащихся записывает полученную сказку.
Перед детьми на мониторах игровое поле с заданиями и вариантами ответов. Задача детей как можно быстрее и правильно заполнить игровое поле карточками.
После окончания работы, при правильном выполнении задания, на экранах монитора появляется запись «Молодец! Ни одной ошибки», если допущены ошибки - запись «Попробуй еще раз!»
12000г |
12ц |
1200м |
120дм |
120см |
12ч |
120 сек |
12м |
12мин |
Разрезные каточки: 1200см 720сек 2мин 720мин 12дм 12м 120000см 1200кг 12кг
Урок-открытие по теме «Действия с величинами».
Детям предлагается вывести алгоритм нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда. Действуя с кубиками, они приходят к выводу, как найти объём прямоугольного параллелепипеда.
В ходе таких уроков, детям предлагается работать в группах. Такая работа, на мой взгляд, эффективна как в традиционных, так и в нетрадиционных уроках.
При такой работе я – консультант.
Цель такой работы – побуждение учащихся к сбору новых данных, к самостоятельному решению проблем, к сотрудничеству друг с другом. Но для детей важно с кем работать в группах. Для этого было проведено анкетирование детей, в процессе которого я попросила детей ответить на вопрос: «С кем бы ты стал решать трудную задачу?».
Результаты ответов детей
Анализируя результаты анкетирования, мы составили следующие микрогруппы:
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
В процессе работы над данной темой были достигнуты поставленные задачи и, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание следует уделять нетрадиционным урокам.
Нетрадиционные уроки особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря им удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников.
Регулярное использование
на уроках математики системы специальных
задач и заданий, направленных на развитие
познавательных способностей, расширяет
математический кругозор младших школьников,
способствует математическому развитию,
повышает качество математической подготовленности,
позволяет детям более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей
их действительности и активнее использовать
математические знания в повседневной
жизни.
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы использования нестандартных уроков
как средство развития познавательных
интересов младших школьников, мы пришли
к выводами:
1. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
2. В младшем школьном возрасте
развитие познавательных
3. Нестандартные уроки, пронизанн
Развитие познавательной деятельности
учащихся через проведение нестандартных
уроков - необходимое условие формирован
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ