Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:53, курсовая работа
Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Познавательный интерес как потребность ребенка в занятиях.
6
Нестандартные уроки, их виды
15
Методика подготовки и проведения нестандартных уроков математики в начальных классах
18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каждый учитель в своей работе должен использовать то, что считает возможным и нужным ему: можно использовать урок целиком, а можно взять отдельные фрагменты из них, можно дополнить их компьютерными презентациями, потому что каждый учитель – творческая личность, заботящаяся о прочных навыках знаний своих учащихся.
Своей фантазией построения и проведения урока учитель разбудит фантазию учащихся, их желание работать и добиваться успехов.
Методы группового взаимодействия, включенные в нестандартный урок, помогают разграничить признаки предмета или явления и способствуют формированию у младшего школьника научных понятий.
Самым известным преимуществом нестандартного урока, особенно с применением ИКТ, является его способность развивать творческое воображение. С помощью яркого наглядного материала, схем, графиков, рисунков дети создают новые образы, связанные с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания.
И, наконец, разнообразие приемов, методов на нестандартном уроке, включение музыкальных вставок, использование репродукций известных художников, фото и видеоматериалов, портретов писателей, поэтов, известных людей страны и многое другое, позволяют говорить о способности нестандартных уроков развивать дифференцированность восприятия детей.
Таким образом, нестандартные уроки,
в частности с применением
ИКТ, накладывают отпечаток на психическое
развитие младшего школьника. Как выяснилось,
нестандартные уроки способству
Нестандартный урок и современные формы работы Повышение интереса учащихся к обучению – одна из важнейших задач школы, однако, решение данной задачи нужно осуществлять не за счет дополнительных нагрузок учащихся, а за счет усовершенствования форм и методов обучения.
Нестандартный урок как раз и включает в себя самые современные формы работы, такие как побуждающий диалог, подводящий (пошаговый) диалог, ролевые игры проблемной направленности, обучение в малых группах сотрудничества, мозговой штурм, дискуссия, театрализация ситуаций.
Использование наглядности и занимательных игровых ситуаций помогает включиться в работу и успешно справляться с заданиями различного характера (ребусы, головоломки, задания с геометрическим материалом и другие).
Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы младших школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными. Сказка наиболее близкая и наиболее адекватная детскому восприятию форма постижения жизни.
К системе нетрадиционных уроков можно отнести и такой тип урока, который получил название урок-исследование. Урок-исследование это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме. такие уроки способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определенное мировидение.
Разумная занимательность на занятиях по математике имеет большую педагогическую ценность. Еще Блез Паскаль отмечал, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».
Подобные уроки позволяют
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков исследователи относят к весьма значимым. Выделяются три периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.
1.Подготовительный.
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет учитель (написание плана – конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2.Собственно урок (выделяются три основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих уроков.
3.Анализ.
В период анализа данных уроков целесообразно
оценивать как итоги обучения,
воспитания, развития учащихся, так
и картину общения –
Особенности нестандартных уроков
заключаются в стремлении учителей
разнообразить жизнь школьника;
вызвать интерес к
Интерес- увлечённость каким-либо делом. Познавательный интерес связан с внутренней мотивацией. Одной из важнейших задач школы является воспитание познавательного интереса, как к конкретным предметам, так и к обучению в школе
Таким образом, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, конечно, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать их в главную форму работы не следует из-за большой потери времени и отсутствия серьёзного познавательного труда.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знании
В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Формы проведения уроков очень разнообразны и меняются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Рассмотрим это на схемах.
По схемам видно, что уроки в 1 классе носят в основном игровой характер, где дети-главные его участники, действующие лица. На таких уроках в процессе игры дети сами, не замечая этого, приобретают новые знания и умения. Они учатся, играя.
Рассмотрим примеры уроков в 1 классе.
Урок-игра по теме "Ориентация в пространстве» Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении - слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций.
Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства.
Задачи урока:
1) развить навыки коллективной работы;
2) дать понятие направления в пространстве;
3) сформировать практические
Урок-экскурсия на тему "Зачем людям нужны числа".
Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение, Г.Граник "Моя самая первая книжка по математике"
Негаданно-нежданно
Нагрянула беда:
Все числа потерялись,
Исчезли без следа.
Как дом или квартиру
Без номера найти?
И к другу в день рожденья
Вовремя прийти?
Ведь стрелка не покажет
Нам время на часах,
И сколько весят фрукты,
Не видно на весах.
Отныне заблудиться.
Не стоит и труда:
Автобус без маршрута
Уходит в никуда.
Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления - предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.
Задачи урока:
1) заинтересовать детей
2) дать понятие натурального числа;
3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.
Урок-экскурсия "Геометрия вокруг нас".
Урок можно провести, следуя потому же маршруту, который был использован на уроке 1, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.).
Целью данного урока является ознакомление с понятием формы, и формирование абстрактного мышления - предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору фигур.
Задачи урока:
1) заинтересовать детей
2) дать понятие формы предмета;
3) дать навыки определения форм и сравнения их между собой.
В конце урока-игры по теме «Геометрические фигуры» детям предложено поиграть в игру “Собери робота”. Задача участников команд любые геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) собрать и приклеить на лист бумаги так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Во 2 классе появляются и другие виды нетрадиционных уроков, которые носят в основном игровой состязательный характер. Эти уроки направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
Уроки - путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в уроках-путешествиях выражается в устных ответах, вопросах, личных переживаниях и суждениях.
Урок-путешествие по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
В начале урока детям сообщается, что на уроке их ждёт увлекательное путешествие в космос, где их ждут интересные задания, приключения и открытия.