Нестандартные уроки математики как средство формирования познавательных интересов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Нестандартные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Цель нашего исследования: Изучение познавательных интересов младших школьников и их развитие с помощью нестандартных уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Познавательный интерес как потребность ребенка в занятиях.
6
Нестандартные уроки, их виды
15
Методика подготовки и проведения нестандартных уроков математики в начальных классах
18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бартева (2).doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших  школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Уроки математики с использованием презентации проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность.

Познавая мир, исследуя его, ребенок  делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Среди характерных черт познавательного  интереса младших школьников особую значимость для нас приобретает  такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

Проблеме развития познавательного  интереса у младших школьников посвящен целый ряд исследований (Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

Содержанием познавательных интересов могут быть разные области  окружающей действительности, в том  числе и мир неживой природы (И.С. Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М. Кларина, О.Р. Галимов, Г.И. Петку, М.Ю. Бурыкина, Л.А. Григорович). Особую значимость для нас представляют исследования, направленные на познание мира техники.

Познавательный  интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует и эффективности учения, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений. В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний.

В развитии познавательного  интереса младших школьников можно  выделить несколько этапов. Первоначально  он проявляется в виде любопытства  — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом  опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой  стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание  глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

-характером (многосторонними,  широкими интересами, локальными-стержневыми  либо многосторонними интересами  с выделением стержневого);

-местом познавательного  интереса среди других мотивов  и их взаимодействием;

-своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

-связью с жизненными  планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного  интереса на личность младших школьников.

Развитие познавательных интересов  прямо зависит от организации  учебной работы. Поэтому учителю  необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов  младших школьников, помнить, что  развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий, о возможностях которых в нестандартных уроках пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.2. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ, ИХ ВИДЫ

По определению И.П. Подласого, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Нестандартные уроки обычно завершают  изучение темы либо начинают новую. Они  помогают преодолевать детям все  трудности обучения.

Современный урок в начальной школе  это… урок яркий, интересный, разнообразный, часто с использованием презентаций; создание проблемных ситуаций и ситуаций спора, это учебный эвристический  диалог, вовлечение детей в поиск, открытие, присутствующих на различных этапах урока и, прежде всего при объяснении нового материала; организация на уроке работы в группах и парах, где учащиеся могут легче раскрыть себя, выразить свое мнение, убедить или прислушаться, принять мнение товарища; использование нестандартных форм урока урок исследование, урок –сказка, урок –концерт, урок –загадка и др.

Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают  напряжение, скованность, помогают формировать  навыки учебной деятельности. 

Цель таких уроков активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников.

Нестандартный урок должен учитывать  темп усвоения знаний каждого ребенка  в классе. На нестандартном уроке  важную роль играет различие детей  по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).

Нестандартный урок всегда урок авторский, т. е. такой урок нельзя приготовить  по готовому чужому сценарию, а можно  только сконструировать и провести самому.

Учитель может добиться успехов  в деле обучения, воспитания и развития детей только, если будет владеть теоретическими знаниями о психическом развитии младшего школьника, главным образом о развитии познавательных процессов. Каждый из познавательных процессов, будь то мышление, память, воображение, внимание или восприятие получают развитие на нестандартных уроках.

Нестандартные уроки могут помочь в развитии познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Внимание ребенка в младшем  школьном возрасте еще рассеянное, а, погружаясь в игру, проблемный диалог, карту путешествия и т. д. , которые применяются на нестандартных уроках, ребенок учится концентрировать свое внимание.

Играя в различных обучающих  дидактических играх, участвуя в  работе группы по конкретному заданию, ребенок вынужден быстро принимать решения и тут же их оценивать, быстрая смена действий учит переключаться с одного действия на другое, развивая, таким образом, устойчивость внимания.

Что касается памяти, то нестандартные  уроки развивают не только долгосрочную память, но улучшает оперативную, поскольку ребенок должен подключать в дидактической игре или при выходе из проблемной ситуации весь свой предыдущий опыт.

Нестандартные уроки оказывают  не меньшее влияние на развитие мышления младших школьников. С помощью  творческих заданий, занимательных заданий на сравнение, описание, построение последовательной цепочки действий, ребусов, кроссвордов, загадок и других, включенных учителем в нестандартный урок, ребенок учится дифференцированно подходить к признакам предмета или явления.

В начальной школе, в соответствии с возрастными особенностями используются следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН и т.д.); уроки – путешествия, урок – сказка, урок – экскурсия, урок – творческий отчёт; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала.

Характеристика нестандартных  уроков:

Уроки - сказки, имеющее сказочную основу позволяют: оживить теоретический материал урока; представить его в контексте реальной жизни; подключить богатую фантазию учащихся; их эмоциональную сферу к процессу познания; провести реальную социально-нравственную проблематику преодоление трудностей, нравственный выбор, социальные и нравственные оценки поступков, как сказочных персонажей, так и своих собственных. Когда дети помогают сказочным героям, они учатся помогать своим близким людям.

Таким образом, используя комплексный  подход и элемент игры, можно добиться эффективной реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

Урок – экскурсия.

Планируется учителем. Во время подготовки и проведения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация. В практике работы современной школы широко используются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебной программой.Виды: по содержанию учебного материала; по месту проведения; по основной дидактической цели и месту, которое занимает данная экскурсия в изучении темы.

На таких уроках реализуется  связь теории с практикой (учащиеся дополняют полученные в школе  знания практическими), интенсифицируется познавательный процесс.

Кроме уроков – экскурсии, также  проводятся уроки – заочная экскурсия. Их цель – знакомство учащихся с  объектами, развитие наблюдательности.

1.Учитель заранее готовит комплекты  фотографий.

2.Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает необходимый комплект фотографий.

3.Каждая группа ведёт экскурсию  по «своим» объектам.

4.Аукцион деловых идей. Учащиеся  предлагают варианты решения  конкретных проблем, стоящих перед  руководителями данных объектов.

5.Подведение итогов. Оценивается  качество проведённых каждой  группой экскурсий, предложенные  деловые идеи.

Урок – путешествие 

Данный урок – познавательная игра. Он может проводиться в нескольких вариантах.

Виды: вводно – обзорные по теме или  заключительные.

1.Первый, подготовительный, этап –  определение стран, станций, островов  для путешествия. Формируется  состав экспедиции по желанию.

2. Учитель готовит нужный раздаточный  материал.

3. Учитель акцентирует внимание  детей на особо важных этапах  путешествия.

4. Ход путешествия фиксируется  в тетрадях.

5. Желательно, чтобы каждый ученик  работал не только на рабочем  месте, но и был у доски  в роли ведущего.

Урок – творческий отчёт.

Цель – практическое применение знаний по теме или разделу

Подготовительный этап:

1.Тема и дата урока объявляется  заранее (в зависимости от сложности  темы – один-два месяца).

2.Объявляются варианты творческих  заданий по теме: например, произвести  исследование, разработать проект, взять интервью у специалиста.  Каждый выбирает себе задание по интересам.

3.Работать можно индивидуально  или группой, полностью самостоятельно  или пользуясь рекомендациями, консультациями.

Требование к отчёту: дать обоснование  выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать практическое применение.

 

1.3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ  И ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ  МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной  из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

Информация о работе Нестандартные уроки математики как средство формирования познавательных интересов младших школьников