Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа
Объект исследования – скрытые воздействия.
Цель работы – овладеть методом нахождения скрытых воздействий любого порядка в любой сфере жизнедеятельности человека.
Методы исследования – использование нечётких множеств, сравнительного анализа, экспертных оценок.
Исследования и разработки – определён математический подход к выявлению скрытых воздействий, использована программа по нахождению скрытых воздействий и промежуточных элементов в редакторе VBA в Microsoft Excel.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ МОДЕЛИ 6
1.1 Использование нечётких матриц 14
1.2 Использование Ф-нечетких матриц 19
2. ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ 22
2.1 Пример с квадратной матрицей 22
2.2 Пример с прямоугольной матрицей 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
вместо
12———>4
0
0.8-0=0.8 .
Попытаемся
интерпретировать некоторые из этих
результатов. Например, непосредственно
окружающая среда (строка 9) не оказывает
никакого влияния на оборону (столбец
12) , но проявляется вторичное
Конечно, детальные исследования должны были бы включать значительно большее количество секторов (параметров). Интуитивно ясно, что чем большее число параметров рассматривается (т.е. чем выше размерность матрицы ), тем больше возможностей существует для выявления значительного числа скрытых воздействий.
В
определённых случаях могут изучаться
воздействия третьего порядка . С этой
целью вычисляется разность
для исключения воздействий
второго порядка из
воздействий второго
и третьего порядков.
Здесь появляется ещё
больше вариантов при
анализе возможных косвенных
воздействий.
Коммерческий престиж предприятия зависит от разнообразных и разнородных впечатлений, которые получают возможные потребители от предлагаемой продукции. Улучшение коммерческого имиджа предприятия проводится за счёт усиления входящих в него факторов. Выделим некоторые наиболее важные для коммерческого имиджа предприятия факторы:
b1 – рост числа продаж (в физических единицах);
b2 – изменение продажных цен;
b3 – конкурентоспособность;
b4 – изменение рыночных квот;
b5 – качество продукции;
b6 – территориальное распределение;
b7 – надёжность поставок.
Средства для влияния на эти факторы разнообразны и затрагивают практически все подсистемы управления. Среди этих средств назовём следующие:
а1– модернизация производственного оборудования;
а2 – расширение ассортимента и объёма товарных запасов;
а3 – повышение квалификации работающих;
а4 – выпуск новых товаров и (или) услуг;
а5 – улучшение внешнего вида товаров;
а6 – создание или улучшение работы исследовательских и контрольных лабораторий;
а7 – улучшение работы транспортных средств;
а8 –расширение торговой сети;
а9 – мероприятия по рекламе.
Перейдём к установлению причинно-следственных отношений между каждым из средств и факторами, составляющими имидж предприятия, с целью определения прямых инциденций и инциденций второго порядка с последующим восстановлением скрытых воздействий.
Так как исходная матрица (приложение А) имеет размерность 9 на 7, она не является квадратной. Для применения рассматриваемого метода необходимо рассмотрение дополнительных влияний множеств факторов и свойств на самих себя (приложения Б и В). Все исходные информационные матрицы, используемые в модели, являются нечеткими (все элементы – результаты оценки инциденции по одиннадцатибалльной шкале, от 0 до 1).
Таким
образом, если Мф/с
– матрица инциденции факторов на свойства,
Мф/ф – матрица автоинциденции
факторов, а Мс/с
– автоинциденции свойств, итоговые значения
М*ф/с будут определяться
следующим образом:
М*ф/с = Мф/ф ◦ Мф/с ◦ Мс/с
Следовательно,
выявленные воздействия будут
Для проведения расчетов по выявлению скрытых взаимовлияний между факторами была использована программа на языке VBA для среды Microsoft Excel. Она позволяет также быстро определить «путь», по которому были получены данные значения инциденции для каждого элемента матрицы.
Вычитая из полученной матрицы М*ф/с исходные значения (матрица Мф/с), можно найти значения скрытых воздействий (приложение Г). В таблице представлены эти найденные значения. В этом случае были выявлены причинно-следственные цепочки, из которых наиболее значимыми являются следующие:
Подводя
итоги, нужно сказать, что анализ
полученных результатов может быть
расширен, поскольку тема коммерческого
имиджа предприятия очень интересна.
В примере учитывались одни из
основных факторов влияния на имидж предприятия,
поэтому для более глубокого исследования
необходимо взять большее количество
факторов и условий влияния на эти факторы.
Метод выявления скрытых воздействий принадлежит авторству ученых Arnold Kaufmann и Jaime Gil Aluja, их книга под названием «Modèles pour la recherche des effets oubliés» («Модели исследования забытых воздействий») была опубликована в 1988 году. В историю же науки этот авторский коллектив вошел в первую очередь благодаря своим исследованиям в области разработки теории нечетких множеств, а работа о «забытых воздействиях» действительно оказалась забытой.
Тем не менее, познакомившись с этим методом, хочется отметить его простоту, однозначность интерпретации результатов и прозрачность всей техники вычислений, что представляется чрезвычайно важным свойством любой системы, работающей с информацией.
В
ходе данной работы был разработан
алгоритм вычислений по методу выявления
скрытых воздействий для
По
итогам проведенной работы можно
сделать вывод, что рассмотренный
метод представляет собой удобный
инструмент для формализации и упорядочения
имеющихся сведений о каком-либо
объекте, построения модели причинно-следственных
связей между элементами системы
или определения существования
связей между группами факторов и
свойств. Это в свою очередь может
качественно улучшить результативность
работы эксперта или их группы в
самых различных областях деятельности.
1. Кофман, А. Модели для исследования скрытых воздействий / А. Кофман, Х. Хил Алуха. – Минск: Вышэйшая школа, 1993. – 160 с.
2.
Кофман, А. Введение теории нечетких множеств
в управлении предприятиями /А. Кофман,
Х. Хил Алуха. — Минск: Вышэйшая школа,
1992. — 224 с.
3. Минюк,
С.А. Математические методы и модели в
экономике / С.А. Минюк, Е.А. Ровба, К.К. Кузьмич.
– Минск: ТетраСистемс, 2002. – 432с.
рост числа продаж |
изменение продажных цен |
конкуренто- способность |
изменение рыночных квот |
качество продукции |
территориальное распределение |
надёжность поставок | |
модернизация производственного оборудования |
0,9 | 0,3 | 0,1 | 0,4 | 0,9 | 0 | 0 |
расширение
ассортимента и объёма товарных запасов |
0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,7 | 0 | 0,6 | 0,8 |
повышение
квалификации работающих |
0,7 | 0,1 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,9 |
выпуск
новых товаров и (или) услуг |
1 | 0 | 0,8 | 0,7 | 0 | 0,6 | 0 |
улучшение внешнего вида товаров | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | 0 | 0,4 | 0 |
создание или улучшение работы исследовательских и контрольных лабораторий | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 1 | 0 | 0 |
улучшение работы транспортных средств | 0,8 | 0 | 0,6 | 0,5 | 0 | 1 | 0,9 |
расширение торговой сети | 1 | 0,2 | 0,7 | 0,6 | 0 | 1 | 0 |
мероприятия по рекламе | 1 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0 | 0,1 | 0 |
Исходные
значения оценок влияний факторов на
свойства (Мф/с)
рост числа продаж |
изменение продажных цен |
конкуренто- способность |
изменение рыночных квот |
качество продукции |
территориальное распределение |
надёжность | |
рост
числа продаж |
1 | 0,7 | 0,8 | 1 | 0 | 0 | 0 |
изменение
продажных цен |
1 | 1 | 0,9 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 |
конкуренто- способность |
1 | 0,2 | 1 | 1 | 0 | 0,2 | 0 |
изменение рыночных квот |
1 | 0,6 | 0,3 | 1 | 0 | 0,4 | 0 |
качество продукции |
1 | 1 | 0,8 | 0 | 1 | 0 | 0 |
территориальное распределение |
1 | 0 | 0,7 | 0,8 | 0 | 1 | 0,9 |
надёжность поставок |
1 | 0 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Информация о работе Оценка скрытых воздействий в экономической системе