Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы
и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделения пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками [18, 96].
Исследуя
среду, ученые по разному определяли
ее воспитательный потенциал: среда
наполненная нравственно-
ПРОБЛЕМА:
Способствует ли специально созданная
развивающая среда
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Математическое развитие дошкольников
ПРЕДМЕТ: Развивающая среда как средство математического развития дошкольников
ЦЕЛЬ: Определить содержание и приема работы развивающей среды в детском саду для математического развития дошкольников
ЗАДАЧИ:
1.Раскрыть
содержание понятия «
2.Рассмотреть
особенности создания
3.Составить
рекомендации по построению
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО
ДЕТСКОГО САДА
Проблемы и принципы
Предметный мир детства - это
не только игровая среда, но
и среда развитая всех
Для повышения качества
Для отбора оборудования, учебно-
методических и игровых
- концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным коородинационным советом по общему образованию Министерства образования РФ
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений », утв. постановлением, Главного государственного санитарного врача России .
- Письмо Минобразования России « О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».от 15.03.2004№ 035146 ин/1403.
-Письмо Минобразования России « О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»от 17.05.1995 №61/1912.
-Концепция построения развивающей чреды в дошкольном учреждении
( авторы
В. А. Петровский,Л. М.
-Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А.Петровский, 1989г)[1, 115].
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, берут на себя ответственность создать таких условий, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Данная проблема
Сам термин «развивающая среда»
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство специалистов
Развивающая предметная среда
– это система материальных
объектов деятельности ребенка,
В данном случае понятие «
Неудивительно, что этот мир
оказывает свое формирующее
Таким образом, предметно - пространственная
среда — составная часть
Развивающая
предметно- пространственная
На основе анализа современных
исследований, разработок и педагогической
практики, не претендуя на полноту,
выделим ряд проблем в
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости [13, 63].
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.