Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-оборудование для развития общих движений;
-игровые средства для развития мелкой моторики;
-игровые средства для развития сенсорного восприятия;
-игровые средства для развития мышления;
-игровые средства для развития речи и языка;
-игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
-игровые средства для социально-эмоционального развития;
-игровые средства и материалы для творческого развития;
-игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
И, наконец, предметная среда не
должна быть самоцелью, было бы утопией
думать, что можно воссоздать идеальную
предметно-развивающую среду. Это открытая,
живая система, постоянно изменяющаяся
в процессе роста детей. Развивающая среда
является развивающей, если помогает ребенку
осваивать генетические задачи возраста
ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Особенности построения математической развивающей среды
в соответствии с современными образовательными
программами
Анализ программ «Детство», «Радуга», « Программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой воспитания и обучения в детском саду определяют следующим требованиям к особенностям организации среды для логико-математического развития детей.
Так
в группах третьего года жизни
целесообразно отвести в группе
специальное место для
Используемые дидактические игры построены преимущественно по принципу вкладышей. Материалы должны быть достаточно крупными, прочными; «ярко» представлять различия по размеру, цвету, форме. Элементы игр должны быть прочными, подразумевать возможности обследования; представлять основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (формы, цвета, размера) [15,145].
Для развития представлений о свойствах необходимо включить в игротеку «Логические блоки Дьенеша» и методические пособия к нему.
Также нужны разрезанные картинки из 4-8 частей, крупные пазлы из 4-9 частей. Большой интерес в самостоятельных играх детей вызывают складные кубики (когда из частей можно собрать предметную картинку). Целесообразно включать в игротеку игры «Сложи узор» из 9-ти кубиков, «Сложи квадрат», разнообразные игры-вкладыши, пирамидки из 6-8 колец (детям 2,5-3 лет – из 8-10(12) колец) и фигурные пирамидки. Активно используются игры-вкладыши, игры «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» и пр., ящики с фигурными прорезями для сортировки [5,254].
Необходимо
учитывать, что в современный
детский сад приходят дети с разным
опытом освоения математических представлений.
Не следует интенсифицировать
В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть представлены также мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 5-15 частей наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют проводить игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
Дети этого возраста, как правило, выделяют 3-4 формы, но затрудняются абстрагировать форму, цвет в малознакомых и «необычных» предметах. Недостаточный уровень развития восприятия сказывается на точности оценки свойств предметов.
Для успешного различия свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т.п.). Точность различия свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дошкольники могут успешно осуществлять простые действия: группировку абстрактных фигур, сортировку по данному признаку упорядочивание 3-4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам – логическим блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера.
Для развития мелкой моторики нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности [ 4, 251].
На пятом году жизни происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия. Дети 4-5 лет успешно абстрагируют значимые свойства предметов (форма, цвет, размер).
В группе организовывается «сенсорный центр», место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.
Используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов (абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные»: шишки, ракушки, игрушки и т.п.)
Необходимы игры на сравнения предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл 12-24 частей); сериация по разным свойствам; игры на освоение счета.
В данном возрасте организуются разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»), группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами).
Используется наглядность в виде моделей: частей суток (в начале года – линейная; в середине - круговая), простых планов пространства кукольной комнаты. Основным требованием является предметно-схематическая форма данных моделей.
В
группе шестого года жизни детей
специальное место и
В старшей группе представлены разные варианты игр на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Коломбово яйцо».
Для накопления опыта действий со множествами используются логические блоки, палочки Кюизенера. Группе, как правило, бывает достаточно нескольких наборов данных пособий. Возможно использование специальных наглядных пособий, позволяющих осваивать умения выделять значимые свойства («Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.)
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскопа. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Математическая развивающая среда или уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам.
Задачи
уголков занимательной
1.Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2.Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [ 7, 58].
Организация
уголков математики возможна в группах,
начиная со среднего дошкольного
возраста.
Приемы руководства самостоятельной деятельностью
детей
Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов, математических представлений ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрослыми и сверстниками, и что не менее важно для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ специальной развивающей среды, в частности, уголка занимательной математики.
Уголок занимательной
Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:
Представление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов « поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов ( по математике).
Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятии в уголке занимательной математики [20, 101].
Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность увлеченность педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Созданию предметно - развивающей среды предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными особенностями и возможностями. К игровому материалу относятся: настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса - гуси»,
« Мельница», «Волки и овцы» и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
Организуя предметно-