Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
При проектировании предметно-
развивающей среды следует
1.Принцип
дистанции позиции при
ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки);
2. Принцип
активности – это возможность
совместного участия взрослого
с ребенком в создании
3. Принцип
стабильности – динамичности
ориентирован на создание
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей,
кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
4. Принцип
комплексирования и гибкого
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.
6. Принцип
«половых и возрастных»
7. Принцип
свободы достижения ребенком
своего права на игру
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития». Содержать предметы и материалы известные детям,
предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы [11, 15].
При формировании предметной среды в современном дошкольном учреждении необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами принципами и требованиями к созданию предметно-развивающей среды.
Современные подходы к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению проблемы настоящего исследования:
- обеспечение
преемственности психического
1 А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.);
- создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыги-на, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.) [3,94];
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н. Щетинина и др.);
- преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды,
- формирование
системы развивающей
Л.А. Смывина, ЛЛ. Стрелкова и др.).
Особенностью всех этих
Концептуальная модель
К предметному содержанию относятся:
1) игры,
предметы и игровые материалы,
с которыми ребенок действует
преимущественно
2) учебно- методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей ( например, числовая лесенка, обучающие книги );
3) оборудование
для осуществления детьми
( например,
материалы для
Непременным условием
Развивающее образование
С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка,
интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности,
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Центром «Дошкольное детство» им. Запорожца разработаны новые технологии организации предметно-развивающей среды на примере групп раннего возраста.
В процессе эксперимента были
получены данные, показывающие, что
умело организованная
Разработка предметно-
1) психологической
характеристики группы (темперамента
детей, их подвижности,
2) количественного
соотношения мальчиков и
3) социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
4) окружающей социальной практики (город, поселок, село).
Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т.д.
До сих пор мы говорили об
общих стратегических
Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
игровая,
продуктивная, познавательно-
Таким образом, оснащение
-материалы
и оборудование должны
-материалы
должны подбираться
Начиная с 4-х лет необходимо учитывать половую идентификации. Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
Игры и игрушки в развивающей
среде ДОУ занимают ведущее
место, поэтому необходимо
В целях развития личности
и защиты интересов детей
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
-провоцировать
ребенка на агрессивное
-провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень), многовариативность, обобщенность, открытость (возможность придумывать новые задания), полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);дидактические свойства, разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей, использование различных фактур, методические рекомендации [11,88].
Материальная база должна включать следующие разделы:
I. Оборудование
помещений для создания
II. Игровые
средства и оборудование по
основным направлениям