Развивающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

       К оформлению уголка занимательной  математики предъявляются требования:

- он  должен представлять собой специально  отведенную зону, со свободным доступом детей;

  -содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимосвязыватьс;.

 -художественное оформление предметно- развивающей среды должны отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения  из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующие лицами которых являются любимые герои детской литературы.

       Руководство самостоятельной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу педагог организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к игре становиться более устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Руководство педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

      Руководство самостоятельной деятельностью  детей заключается в следующем:

- Объяснение  правил игры, ознакомление с общими  способами действий, исключая сообщение  детям готовых решений. Стимулирование  педагогом проявлений самостоятельности  в играх, поощрение стремления  детей достичь результата.

- Совместная  игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.

- Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход своих поисков.

- Объединение  в совместной игре детей, в  разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

- Организация  разнообразных форм самостоятельной  деятельности: соревнований, конкурсов  (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру- силуэт), вечеров досуга, математических развлечений  [7,60].

- Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности,с тем чтобы обеспечить более прочнее и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх.

-Пропаганда  среди родителей занимательного  математического материала         для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку.

              Играя в уголке математики дети должны усвоить ряд правил, которые также придерживаются и взрослые:

       -Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.

       -Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.

       -Отношение к уголку занимательной математики должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила, должны придерживаться взрослые, т. к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результативности работы).

-В уголке одновременно работать могут не более двух человек; это могут быть взрослый и ребенок.

- Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя, и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.

  -Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу) [19, 64].

      Единство в работе детского  сада и семьи будет способствовать  всестороннему развитию детей,  подготовке их к обучению в  школе.

       

                                          
 
 

                                          
 
 
 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Для математического развития детей с учетом современных требований  характерна направленность осваемого детьми материала, математического содержания, на развитие их познавательно-творческих способностей.

       Дети осваивают разнообразие  геометрических форм, количественных, пространственно- временных отношений  объектов окружающего мира во  взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.

      Обучение детей строится на  основе включения активных форм  и методов, и реализуется на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и в совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментированиях, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах, специально созданной развивающей среде и т. д.)

      Развитие детей зависит от  созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребёнка. Необходимо стимулирование проявления ребёнком самостоятельности, инициативности, творческих начал.

      Стимулирование познавательного,  деятельностно- практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта.

      В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребёнка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности через изобразительные и технические средства.

      Задача взрослых, воспитателей, родителей  научить детей дошкольного возраста  любить математику, поддерживать  у них интерес к трудной науке, побуждать к решению посильных задач.

      Важными условиями решения этих  задач является создание специальной  развивающей среды. Её создание  должно основываться на нормативно-правовых  документах принципах:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  2. Принцип активности;
  3. Принцип стабильности;
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;
  6. Принцип «половых и возрастных» различий;
  7. Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру;
  8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».

      Огромная роль в развитии математических  представлений у детей дошкольного  возраста принадлежит игре: индивидуальной, совместной. В группах детского  сада воспитателю необходимо иметь разнообразные дидактические игры с предметами (игрушки, монеты), природным материалом (листья, камушки, желуди), картинками, символами (числовые, цифровые карточки).

       Среди условий, необходимых для  формирования у детей математических  представлений, развитие познавательных интересов, познавательного общения со сверстниками и взрослыми, является наличие в группе уголка занимательной математики. Уголок занимательной математики или предметно-развивающая математическая среда должна отвечать требованиям:

 - он должен представлять собой специально отведенную зону, со свободным доступом детей.

  -Содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимосвязываться.

  -Художественное оформление предметно- развивающей среды должны отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения  из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующие лицами которых являются любимые герои детской литературы.

      В предложенных рекомендациях указываются основные требования к уголку математики, его содержанию, правилами работы в нем.

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.Бондаренко А.К. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко, В.И. Шкатунд , Л.В. Поздняк- М., 1984.

2. Вестник  образования.-  №11.,1996.

3.Глинкин  А. В. Искусство современного интерьера - школьнику.- М., 1984.

4.Детство: ,Программа развития и воспитания  детей в детском саду /Под ред.

Т. А. Бабаевой, З.А.Михайловой, А. М. Гурович Изд. 2-е- СПБ, 1996

5. Кларина  Л.М. Общие требования к проектированию  моделей образовательной среды,  способствующей познавательному развитию дошкольника «Детство- Пресс»1999.

6.Микляева  Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная  педагогика-М.,2008.

7.Михайлова  З.А. Игровые занимательные задачи  для дошкольников -М., 1990.

8.Михайлова  З.А. , Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова Н.А., Вербенец А.М.

« Теория и технология математического развития детей в дошкольном возрасте.-2008.

9.Новоселова  С.Л. Развивающая предметная среда.- М, 1995.

10.Пантелеев  Г.Н.Оформление помещений дошкольных  учреждений.- М.,1982

11.Петровский  В.А., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.- М.1993.

12. Поляков  М.Н. Построение развивающей среды  в детском дошкольном учреждении. – СПБ  Детство Пресс, 2004.

13. Построение  развивающей среды. Под ред.  В. А. Петровского - М.,1993.

14. Программа  воспитания и обучения в детском  саду. Под ред. М.А. Васильевой. -М.,

15. Радуга: программа  и руководство для  воспитателей. / Т.Н. Доронова.- М.,2003.

16. Ребенок  в детском саду. -№6, 2004.

17.Рыжова  Н. А. Развивающая среда в дошкольном учреждении.- М., 2003.

18. Рябушкин  А.В. Развитие жилой среды.- М., 1976.

19. Тихеева  Е. И. Обстановка в жизни  маленьких детей.- Пг., 1922

20. Человек,  предмет, среда.- М., 1980. 
 
 
 

Информация о работе Развивающая среда