Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования. Основной целью исследования является совершенствование диагностики, установление закономерностей психопатологических состояний, обуславливающих вовлечение больных с психической патологией в агрессивные формы поведения, на основе комплексного изучения их клинических, социальных и личностных особенностей и поиск прогностических критериев агрессивных проявлений.
Список сокращений
3
Введение
4
Глава 1. Обзор литературы.
9
1.1. Терминология агрессивного поведения
9
1.2. Теории агрессии
10
1.3. Эпидемиология агрессивного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами
30
1.4. Аффективные основы агрессии
41
1.5. Классификации агрессивности
44
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
49
2.1. Клинические методы исследования
50
2.2. Экспериментально-психологические методы исследования
53
2.3. Математико-статистические методы исследования
65
Глава 3. Клиническое обследование
66
3.1. Клиническая характеристика
67
3.2 Психологические (личностные) характеристики
71
3.3 Социально-демографические характеристики
81
Глава 4. Факторы, влияющие на агрессивные проявления
95
4.1. Биологические факторы
95
4.2. Психологические факторы
100
4.3. Социальные факторы
108
Глава 5 Структурный анализ
113
Заключение
130
Выводы
147
Практические рекомендации
151
Список литературы
Важное положение в научно-практической области психиатрии, состоит в необходимости адекватной оценки причинно-следственных отношений между психопатологией и особенностями поведения субъекта. Принципиальным в этой связи является отсутствие прямой зависимости между феноменологией и предпочтительными формами реагирования, поведения, в том числе агрессивного. Эти связи опосредованы, в первую очередь, за счет влияния на поведение субъекта его индивидуально-психологических качеств, системы сложившихся у него ценностных ориентации, наконец, - конкретных обстоятельств, характеризующих актуальную криминальную ситуацию и ее субъективное восприятие обследуемым [Кондратьев Ф.В., 1990-1999; Кудрявцев И.А., 1997-2002].
Необходимым звеном обоснования оценки влияния психического расстройства на проявление агрессии является дифференцированный подход – с учетом структурных различий и возможных проявлений его динамики.
Прежде всего, это потребность выделения ведущего симптома, синдромокомплекса, определяющего актуальное психическое состояние субъекта и значимого при проявлениях агрессии. При одном и том же ведущем расстройстве, изменение выраженности симптомов, по мере развития заболевания, может отражать интенсивность проявлений агрессии. Причем эта связь на разных этапах может быть как положительной, так и отрицательной.
Для систематизации агрессивных проявлений использовалась, предложенная Л.М. Барденштейном, Ю.Б. Можгинским (2000), сводная классификация патологической агрессивности (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация патологической агрессивности
Характеристика группирующего признака |
Тип агрессии |
Характеристика проявлений |
Направленность агрессии по отношению к объекту |
Прямая |
Действия или высказывания, направленные непосредственно на объект агрессии |
Косвенная |
Распространение враждебных компрометирующих высказываний | |
«Смещенная» |
Направлена на предмет или физическое лицо, близкое по отдельным параметрам объекту агрессии или объекты, не оказывающие сопротивления | |
Способ выражения агрессии |
Вербальная |
Выражение агрессивных посылов через крики, ругань, проклятия, угрозы |
Физически-деструктивная |
Использование физической силы против объекта агрессии | |
Скрытая |
Проявляется в виде агрессивных мыслей и фантазий | |
Цель агрессии |
Враждебная |
Направлена на причинение ущерба и вреда жертве |
Инструментальная |
Иная мотивация, нежели причинение прямого физического вреда, имеет место при кражах, грабежах | |
Социальная |
Кражи, акты вандализма, теракты, направленные на нарушение общественных норм и устоев | |
Механизм возникновения агрессии |
Спровоцированная |
Проявляется в ответ на обиду, оскорбление, уничижительные действия |
Синдромальная |
Формирование агрессивной готовности на основе первичной психопатологической мотивации | |
Ведущее психопатологическое звено |
Ситуационная |
Производная конфликтной патохарактерологической реакции |
Импульсивная |
Включает расстройства влечений и глубинной аффективности | |
Сверхценная, сверхценно-бредовая |
Патологические идеи мести и ненависти, паранойяльная и параноидные симптоматика | |
Степень выраженности |
Психотическая |
Содержит психотическую симптоматику |
Непсихотическая |
Без психотических проявлений | |
Юридическая квалификация |
Криминальная |
Действия противоправного характера |
Докриминальная |
Агрессивные действия, не носящие характер уголовно наказуемого деяния |
2.2 Экспериментально-
Для определения стрессоустойчивости и социальной адаптации исследуемых использовалась методика Холмса и Рейха, предлагаемую в руководстве П.И. Сидорова, А.В. Парнякова (2002). Доктора T.H. Holmes, R.H. Rahe (1967) создали теорию жизненных событий. Жизненная стрессовая, травматизирующая ситуация – это ситуация, которая ставит перед человеком проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно на должном уровне. При этом имеет значение частота и тяжесть переживаемых событий.
Они изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человек. На основании своего исследования они составили специальную шкалу для определения уровня выраженности стрессов повседневной жизни, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 баллов), то вероятность заболевания такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 299 до 200, то риск болезни составляет 50%, а при сумме баллов от 199 до 150 риск физической реакции на стресс составляет 30%.
Подсчитанная сумма имеет важное значение – она выражает (в цифрах) степень стрессовой нагрузки. Если, к примеру, сумма баллов – свыше 300, это означает реальную опасность, угрозу психосоматического заболевания, близость к фазе нервного истощения.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Таблица 2 – Степени сопротивляемости стрессу
Общая сумма баллов |
Сопротивляемость стрессу |
150-199 |
Высокая |
200-299 |
Пороговая |
300 и более |
Низкая (ранимость) |
Теория жизненных событий имеет свои недостатки. Она не учитывает, что человек в мире не один, близкие и друзья могут человеку помочь справиться с трудными ситуациями его жизни. Спорным в этой теории является также рейтинг жизненных событий по силе их воздействия. Наиболее оптимальным является комплексный подход, который учитывает не только силу стрессора, но и индивидуально личностную реакцию на него. Из-за различий взаимоотношений личности и ее окружения вытекают несоответствия, приводящие к стрессу.
Для исследования свойств личности испытуемых использовалась проективная методика «Hand-тест» созданной группой американских психологов под руководством Э. Вагнера (1962).
Как и большинство проективных методик, «Hand-тест» является средством глубинного исследования личности. Специфичную особенность теста составляет возможность валидно прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному, занимает лидирующую позицию по возможности предсказывать реальное поведение человека.
Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр (2001).
«Открытое агрессивное поведение» описывалось Э. Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вагнером, включает три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1) намеренность (в отличие от случайности), 2) применение насилия, а не просто угрозы, 3) наличие телесных повреждений или каких-либо негативных последствий у потерпевших.
Люди, склонные к такому поведению, становятся, как правило, предметом внимания школьной администрации, милиции, суда, врачей психиатрических клиник и т.д. Крайними примерами открытого агрессивного поведения могут служить драки со сверстниками или учителями в школе, бросание различных предметов с целью нанесения повреждений во время семейных ссор, совершение различных правонарушений, буйное разрушительное поведение пациентов в психиатрических клиниках и др. «Hand-тест» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще.
В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Называются все варианты, которые может представить себе испытуемый, желательно получить 4 варианта ответов. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно. Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Помимо записи ответов отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора.
«Hand-тест» стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ (тематический апперцептивный тест). Он занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как рука является объектом, который существует в реальном мире). По возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест», по мнению его авторов, превосходит тест Роршаха и ТАТ, так как его ответы более тесно связаны с моторной сферой человека. Частота, с которой летучие мыши и бабочки видны на чернильном пятне, гораздо больше, чем частота, с которой они встречаются в жизни. «Hand-тест» вызывает гораздо меньше фантастических ассоциаций. Поэтому тенденции к действию, выявленные «Hand-тестом», имеют большую вероятность к действительному проявлению во внешнем поведении.
В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение», так как валидизация теста проводилась относительно оценки этого показателя.
Подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов. Первый показатель – это общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15-25 ответов - средний диапазон, 26-40 ответов – высокая психологическая активность, более 40 ответов – гиперактивность.
Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле:
I = (Agg + Dir) – (Aff + Com + Dep + F).
Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
MAL = Ten + Crip + F.
Для изучения особенностей поведения человека в ситуациях фрустрации был использован проективный рисуночный тест, разработанный С. Розенцвейгом в 1944 году. В нашей стране методика впервые была адаптирована Н.В. Тарабриной (1975).
Само название теста - «Rosenzweig Picture-Frustration Study» – свидетельствует о том, что основным в нем является понятие фрустрации. Психологический словарь дает следующее определение фрустрации, которое за последние годы стало наиболее принятым. «Фрустрация (от латинского «frustratio» - обман, тщетное ожидание, расстройство) – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели [цит. по Ясюковой Л.А., 2002]. Оно проявляется в ощущениях напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, агрессивных реакциях. Сила эмоциональной реакции зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости достижения цели». Основной характеристикой фрустрирующей ситуации являются неожиданно возникающие трудности на пути достижения цели, препятствующие удовлетворению потребности и субъективно воспринимаемые как непреодолимые. Суть воздействия фрустрирующей ситуации заключается в том, что она блокирует активированную потребность, препятствует ее удовлетворению.
Однако анализ ситуаций, используемых в тесте С. Розенцвейга, показывает, что его автор вкладывал несколько иной смысл в термин «фрустрация». Он использовал его в более широком понимании – как блокировку вообще. Таким образом, к фрустрирующим ситуациям, согласно С. Розенцвейгу, относятся любые вмешательства, ограничения, неожиданно происходящие события, нарушающие самоощущение и жизнедеятельность человека.
В целом ситуации, которые используются в тесте С. Розенцвейга, могут быть охарактеризованы как обыденные неприятности, с которыми часто, но всегда неожиданно сталкиваются в своей жизни люди. Не имеет значения, будем ли мы считать их фрустрирующими ситуациями, которые блокируют активированную потребность, или конфликтами, которые возникают при столкновении интересов, или просто неприятностями, неожиданно нарушающими нормальное течение событий. Важно то, что они возникают неожиданно, вносят неприятный момент в происходящие события и требуют от главного героя определенных реакций, чтобы адаптироваться к тому, что случилось. Такого рода реакции можно рассматривать как частные случаи, которые охватываются общим понятием психологического или эмоционального стресса.
Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. Ситуации, изображенные на рисунках, Розенцвейг условно подразделял на два типа: «эгоблокинговые», или ситуации препятствия (полностью соответствуют принятому определению фрустрации), и «суперэгоблокинговые», или ситуации обвинения. В левом квадрате в верхней части рисунка всегда написана фраза, которую один персонаж говорит другому. С его слов ситуация предстает как неприятная либо для всех участников взаимодействия, либо только для того человека, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ и должен придумать испытуемый. Своеобразие методики заключается в том, что представленные в ней ситуации выглядят крайне неопределенно: изображения – контурные и схематичные, лица и руки персонажей не прорисованы, позы невыразительны. Все это позволяет исключительно широко трактовать события, происходящие на картинках. Несмотря на вполне конкретную реплику одного из персонажей, далеко не всегда события воспринимаются испытуемыми как неприятные, часто события интерпретируются ими как нейтральные, не имеющие никакого определенного значения, иногда как забавные или даже радостные, приносящие неожиданное облегчение герою. Что именно увидит испытуемый в ситуации, под каким углом зрения воспримет происходящие там события, полностью определяется его индивидуальными особенностями и жизненным опытом.
Теоретические представления С. Розенцвейга о защитном реагировании в фрустрирующих ситуациях были близки к концепции адаптационного синдрома Г. Селье. С. Розенцвейг выделял три уровня индивидуальной защиты от фрустратора: