Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:34, реферат
Население любого государства состоит из граждан этой страны, иностранных граждан и апатридов. При этом юридический статус граждан, иностранцев и апатридов различен. В то же время в силу различных обстоятельств многие люди становятся гражданами двух и более государств. В мировом сообществе это явление давно известно, но в то же время в теории и практике государственных отношений еще нет основательных разработок по двойному гражданству, несмотря на то, что данный институт существует реально во всем мире.
В.В. Полянский делит специальные принципы гражданства на две подгруппы: специфические принципы гражданства лежащие в основе политико-правовой связи лица с государством и специфические принципы, основывающиеся на конкретных отношениях по поводу возникновения и прекращения гражданства, в которых объектом выступает сама политико-правовая связь гражданства.68
В юридической литературе существует и другая классификации специальных принципов гражданства, что объясняется различием формулировок нор-принципов, закрепленных в конституциях и законах о гражданстве различных государств.69
В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1992 года признано нормативное значение следующих принципов: гражданство - атрибут государственного суверенитета; право каждого человека на гражданство; недопустимость лишения гражданства или права изменения гражданства; недопустимость дискриминации в вопросах гражданства по различным основаниям; равенство гражданства независимо от основания приобретения; сокращение безгражданства; учет постоянного проживания на данной территории при решении вопроса о приобретении гражданства; принцип единства семьи; защита своих граждан государством за пределами своей территории в соответствии с международными нормами; сохранение гражданства при проживании за границей; недопустимость выдачи собственных граждан иностранному государству; право на судебную защиту в случае нарушения правомочий лица в вопросах гражданства; приоритет межгосударственных договоров в отношении национального законодательства.70
В Законе о гражданстве в ст.4 «принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства в РФ» закреплено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Закон закрепляет следующие принципы гражданства:
При более широком рассмотрении главы.1 Закона, ряд других норм, в ней содержащихся, также могут рассматриваться как нормы, закрепляющие принципы института гражданства. Так, ст.7 Закона закрепляет принцип защиты и покровительства граждан РФ, находящихся за пределами РФ.
Параграф.2. Приобретение и прекращение гражданства
Основным способом приобретения гражданства является филиация, т.е. приобретения гражданства по рождению. К принципам филиации относятся: приобретение гражданства по принципу крови(jus sanguinis) или по принципу почвы (jus soli). По принципу крови ребенок получает автоматически гражданство своих родителей независимо от места рождения. Если родители обладают различным гражданством, то они выбирают гражданство для ребенка, в некоторых странах законодательство предусматривает возможность ребенку по достижении совершеннолетия выбрать гражданство одного из родителей, например, во Франции, также и по закону США, рожденные за рубежом дети американских граждан могут до 21 года решить, какое гражданство они примут – американское или той страны, где родились. Ранее США запрещали иметь двойное гражданство; теперь американский гражданин может иметь второе, третье и несколько паспортов.71 Согласно принципу «права почвы», гражданство определяется по месту рождения ребенка независимо от гражданства его родителей. Также этот принцип действует для детей, родившихся у апатридов. Согласно современным международным нормам ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом (п.1 ст.7 Конвенции о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г)72. В настоящее время существует смешанная система приобретения гражданства. Государства сами разрешают вопрос в своем внутреннем законодательстве, какому принципу филиации лучше придерживаться. Иногда в одном государстве действуют оба принципа приобретения гражданства по рождению. Для различных категорий граждан применяется различные принципы филиации. С одной стороны, это связано с недопущением для ребенка состояния апатризма, с другой стороны, определенная политика государства, направленная на сохранение гражданства у людей, родственники которых были гражданами этого государства. Некоторые государства применяют принцип почвы ко всем родившимся на их территории, независимо от гражданства его родителей. По этому принципу следуют многие страны Латинской Америки. Действие этого принципа не распространяется в отношении детей консулов и дипломатов, что предусмотрено в Факультативном протоколе в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и в Факультативном протоколе об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года73.
Другим способом приобретения гражданства является натурализация. В литературе натурализация делится на натурализацию по заявлению (индивидуальная) и натурализация в силу правопреемства государства. Приобретением лицом гражданства в порядке индивидуальной натурализации является добровольным волеизъявлением натурализуемого лица. Это выражается в подаче заявления по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. В литературе встречается такое деление натурализации на два вида:
Как было предусмотрено в Конвенции между СССР и Венгерской Народной Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством от 12 декабря 1957 года (ст.7)75. В этом случае дети автоматически приобретают гражданство своих родителей или одного из родителей, с кем они проживают. На детей, чьи родители неизвестны, распространяется принцип почвы. О выборе гражданства по достижению совершеннолетия, в основном, в договорах, направленных на сокращение двойного гражданства, не упоминается, что дает основания полагать о нежелании государств в будущем облегченного приобретения гражданства иностранным гражданином, также можно говорить о полном разрыве связей государства и гражданина. Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду, с точки зрения международного права, считаются противоправными. Принудительная натурализация является ничтожной с самого начала. Индивидуальная натурализация в практике некоторых государств ограничивается в законодательном порядке различными оговорками дискриминационного характера в отношении отдельных категорий лиц по национальным, религиозным и политическим признакам. Это выражается в предпочтении или облегчении натурализации лиц, определенной национальности или происхождения. Так, в израильском Законе о репатриантах 1950 года установлении, что каждое лицо еврейской национальности, прибывшее на постоянное жительство в Государство Израиль, автоматически и незамедлительно приобретает его гражданство.76
Практически во всех государствах в законодательстве закреплены предпосылки натурализации. Основным является домицилий - ценз оседлости, определенной длительности (во Франции и США – 5 лет, в Англии и Норвегии – 7 лет, в Испании – 10 лет и т.д.)77. Также при удовлетворении заявления о гражданстве может учитываться такое условие, как фактическая связь с государством. Для определения эффективного государства может служить несколько критериев:
Броунли утверждает, что в силу длительного проживания в стране лицо приобретает так называемое «фактическое гражданство».78 Другой английский юрист – Дж. М. Джоунс считает требование о том, что лицо для приобретения гражданства должен иметь связь с данным государством, общепризнанным международным обычаем. Однако практика почти всех государств склоняется к предпочтению натурализации лиц, имеющих домицилий определенной длительности.79
Может иметь место натурализация на основе закона, которая основана не на личном выборе лица, а как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу.
В ряде различных государствах применяется облегченный вид натурализации - регистрация, например, в Великобритании приобретение гражданства путем регистрации предусмотрено для граждан английских заморских земель80.
Довольно часто вопрос о приобретении гражданства возникает при вступлении в брак с иностранцем. В прошлом было принято, что, вступая в брак с иностранцем, женщина утрачивает свое гражданство и приобретает гражданство мужа. В настоящее время все большее число государств становится на позицию равноправия полов и устанавливает, что вступление женщины в брак само по себе не влияет на ее гражданство. Вместе с тем, зачастую предусматривается упрощенный порядок приобретения гражданства при вступлении в брак.81
Натурализация в силу правопреемства государств возникает на основе мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство (объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких государств (распад СССР). Правопреемство в международном праве представляет собой, как известно, переход прав и обязанностей от одного государства к другому в результате наступления определенных событий и ситуаций. При этом для международного права характерен нейтральный подход к оценке политических аспектов данного события или ситуации. Важнейшими элементами правопреемства, имевшего место в результате разделения одного государства на ряд других, являются: а) территория, в отношении которой новое государство осуществляет свое верховенство и суверенитет; б) население, которое к моменту образования нового государства находится на этой территории.82Отношения авторов к вопросу: является ли такая натурализация коллективной или нет,- различно. Одни считают, что оно не является видом коллективной натурализации, определяющим поведением того или иного лица при таких обстоятельствах является то, что оно продолжает оставаться на территории нового субъекта международного права и не ставит вопрос о своем намерении выйти из вновь возникшего гражданства.83 Другие, наоборот, что при разделении государства, при переходе территории одного государства к другому вопрос о гражданстве населения обретает международный аспект. Особое значение вопросу придает то, что в таких случаях проблема гражданства имеет массовый характер. Если определенные договоры и имущество переходят к новому суверену в порядке правопреемства, то в отношении гражданства правопреемство не имеет места. Соответствующие вопросы решаются государствами самостоятельно и по соглашению. Главное состоит в предотвращении массовой утраты гражданства населением вопреки его воле и, наоборот, навязывания нежелаемого гражданства.84 М.М. Аваков отмечает, что «вопрос о влиянии при правопреемстве суверенитета на гражданство жителей государства – предшественника является одним из важнейших»85. Приобретение гражданства также может иметь место:
Оптация - выбор гражданства. Суть оптации заключается в том, что если какая-то территория передается государству или исключается из государства, то проживающие на этой территории лица имеют право на выбор гражданства (перейти в гражданство другого государства либо остаться в гражданстве прежнего государства) порядок и сроки выбора определяются международным договором.86 Положения об оптации могут также включаться особой строкой в общие договоры о территориальных изменениях, правопреемстве, защите национальных меньшинств и т.д. Так, вопросы гражданства при распаде Австро-Венгерской империи в 1918 году вошли составной частью в соответствующие мирные договоры. Бывшим австрийским гражданам автоматически предоставлялось гражданство нового государства, которое получило суверенитет над территорией их проживания. Но наряду с этим предусматривалось и право оптации, когда люди могли выбрать гражданство страны их этнического происхождения. На основании международных договоров об оптации каждым из участвующих государств могут приниматься и внутригосударственные акты. Важно отметить, что оптацию нельзя связывать с обязанностью оптанта эмигрировать в государства своего гражданства, поскольку в таком случае нарушается право человека на свободный выбор места жительства. Положения об оптации могут включаться и в договоры, закрепляющие результаты национального самоопределения народов. Например, по Эвианским соглашениям 1962 года лица французской национальности, родившиеся или проживавшие длительное время в Алжире, имели право совершить оптацию в течение трех лет.87
Также государство может даровать свое гражданство гражданину другого государства в виду его выдающейся личности или за какие-либо заслуги. Вопросы приобретения гражданства государства разрешают своим внутренним законодательством, опираясь на нормы международного права, а иногда идут и вразрез с ними.
Вопросы утраты гражданства также решаются внутренним правом государства. Гражданство может быть утрачено по собственной воле (экспатриация) или по воле государства. Экспатриация бывает свободной и разрешительной. В настоящее время государства идут по практике не запрещения, в конституциях государств содержаться статьи, наделяющие правом граждан свободно выходить из гражданства, содержится запрещение препятствовать волеизъявлению граждан, хотя ограничения вводятся в законодательство ряда государств, например, ограничения в военное время, невыполненные обязательства перед государством, уголовное преследование, при выходе из гражданства лицо становится апатридом. Для предотвращения последнего некоторые государства требуют подтверждения того, что лицо приобретет новое гражданство.