Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:34, реферат
Население любого государства состоит из граждан этой страны, иностранных граждан и апатридов. При этом юридический статус граждан, иностранцев и апатридов различен. В то же время в силу различных обстоятельств многие люди становятся гражданами двух и более государств. В мировом сообществе это явление давно известно, но в то же время в теории и практике государственных отношений еще нет основательных разработок по двойному гражданству, несмотря на то, что данный институт существует реально во всем мире.
Один из вариантов решения проблемы – признание двойного гражданства в форме «спящего» или «отложенного», т.е. вступающего в силу лишь после переезда на постоянное жительство при однократности такого переезда. Подобное решение не несет в себе негативных последствий для государств, зато способно служить средством социальной терапии, помочь многим людям обрести чувство уверенности в будущем, в своем праве на переселение или возвращение в качестве полноправного гражданина, предотвратить экстремальную, неподготовленную миграцию.198 Но главный консультант Администрации президента Украины И.Мыска не видит в этом решения проблемы, основывая свое мнение на том, что, употребляя термин «спящее гражданство» , следовало бы подумать о его терминологической несостоятельности, так как гражданство – это принадлежность физического лица к государству, политико-правовая связь этого лица с этим государством. Другими словами, мы, так или иначе, возвращаемся к проблеме двойного или множественного гражданства, т.е. к принадлежности физического лица к гражданству двух государств.199
Другим выходом из сложившейся ситуации можно предложить становления единого союзного гражданства в рамках СНГ, которое бы предусматривало равные права и свободы для граждан государств – членов Союза на территории Сторон. Каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства его гражданской принадлежности, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника. Еще в 1999 году заключен четырехсторонний договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства",200что свидетельствует о предпринимаемых действиях, направленных на урегулирования спорных вопросов, в том числе по вопросам двойного гражданства. Идея такого договора возникла по примеру установления общеевропейского гражданства по Маастрихтского договора 1992 года.201
В настоящее время ведется активная работа по созданию единого пространства со странами СНГ, о чем свидетельствует подписание 26.02.1999 г. договора о Таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве202, и дальнейшее развитие Евразийского экономического сообщества.
Параграф. 3. Двойное гражданство в международном праве
Как уже отмечалось выше, европейские государства прибегнули к практике решения проблемы путем создания союзного гражданства. В ст.15 Маастрихтского договора гласит, что каждый гражданин имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства его гражданской принадлежности, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника. Предусматривается возможность свободного передвижения на территории государств-членов: «до введения единого образца документов, удостоверяющих личность, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательствами государств-участников и международными договорами (ст.14)203, а также на реализацию по месту проживания их избирательных, трудовых и иных благ. Маастрихтский договор провозглашает принцип принадлежности к гражданству Союза, но само гражданство является предметом регулирования национального законодательства стран-участниц. В 1997 году на Амстердамском саммите государств Европейского Союза приняли новую редакцию ст.8 указанного договора, который говорит о том, что гражданство Союза имеет целью дополнить, а не изменить гражданство стран-участниц.204
До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов.205 Во многих странах мира двойное гражданство закреплено законом и уже давно стало реальностью. Двойное гражданство признают Испания, Италия, Израиль, США, Ливан, ФРГ и многие другие страны. В Испании двойное гражданство предусмотрено конституцией.206 Более того, главы ряда государств и правительств являются лицами с двойным гражданством, что не мешает им эффективно руководить своими странами и быть истинными патриотами.207 Можно выделить два основных аспекта становления этого института: первый – соблюдение прав человека, а второй – привлечение дополнительных средств в казну государства, используя механизм двойного гражданства своей страны. Например, специальная программа Канады предусматривает, что иммигрантам – инвесторам разрешается жить и работать где угодно, вместо того, чтобы ограничивать их свободу передвижения и деятельности. Гражданство и паспорт предоставляется через три года. Долгое ожидание – самый непривлекательный в этой программе момент, хотя в некоторых случаях Канада готова отменить условия трехлетнего ценза оседлости. Также существуют и другие положительные моменты: политическая стабильность, выгодное местоположение по отношению к крупнейшим рынкам, первоклассная инфраструктура. Правительства этой страны не коррумпированы и далеки от социалистических идей, не слишком задирают налоговые ставки и поощряют предпринимательскую деятельность. Немаловажно, что паспорт Канады предоставляет возможность безвизового въезда в страны Европы, Японию и США.208 Сразу следует отметить, что «торговля» должна осуществляться в рамках программы. Мировой опыт в этой области уже накоплен и довольно успешно реализуется целым рядом промышленно развитых стран.209
Хотя нельзя отрицать и отрицательные последствия бипатризма, как то воинская служба, дипломатическое представительство, налогообложение и т.д. урегулировать данные вопросы должна была Конвенция «О сокращении случаев возникновения многогражданства и о военной обязанности в случаях многогражданства» 1963 года210, в которой перечислены возможные случаи возникновения многогражданства и способы их устранения, а также вопросы урегулирования военной обязанности лиц, являющихся гражданами двух и более государств. Однако до сегодняшнего дня эта Конвенция так и не стала популярной.211 В последствии принимается Европейская Конвенция «О гражданстве», которая также затрагивает вопросы, связанные с выполнением воинской обязанности при бипатризме. Гражданин, имеющий двойное гражданство проходит воинскую службу в стране, своего постоянного места проживания, но по собственному волеизъявлению может проходить службу в стране, другого своего гражданства.212 Все конвенции, затрагивающие вопросы гражданства, устанавливают правило, что гражданство лица государство устанавливает по своему внутреннему законодательству. Но проблема полностью этим договором не снимается, во-первых, договор принят только в рамках Европейского Союза, во-вторых, некоторые государства определенные действия своих граждан могут расценивать как измена, хотя по закону другого государства это таковым не является. Например, в США служба в военных структурах иностранного государства влечет за собой утрату гражданства США, хотя США и законодательно признает двойное гражданство, даже если это связано с присягой на верность.213
Эти вопросы обычно решаются путем применения принципа эффективного гражданства, а также в результате заключения двусторонних или многосторонних договоров. Например, соглашение между Испанией и странами Латинской Америки, которое допускает применение института двойного гражданства и регулирует его в различных областях, в том числе и на воинской службе. В соответствии с этими соглашениями лицо, имеющее двойное гражданство, проходит воинскую службу в той стране, где оно находится на момент призыва, и призываться в другом государстве уже не может.214 Из приведенных примеров договоров видно, что они, по сути, однотипно решают проблемы воинской службы при бипатризме, получается, что общество еще не выработало других путей решения данной проблемы. Нужно отметить, что даже те страны, которые не признают институт двойного гражданства, тем не менее, заключают соглашения, регулирующие его последствия.215
Шабайкин Ю.Н видит несколько причин получения лицами второго гражданства, если гражданство или имеющийся у лица паспорт:
Тогда люди, стремясь облегчить свое положение, пытаются иметь нелегально два паспорта (и более) с различным гражданством, используя при необходимости то один, то другой. Многие люди в институте гражданства видят решение своих проблем. Так, наличие второго паспорта выгодно людям, занимающимся предпринимательской деятельностью по всему миру, избежание высоких налогов, если в стране предусмотрены высокие налоги для проживающих в ней граждан, если постоянное место проживание в другой стране, то, как правило, налог на доход ниже, только США – единственная крупная страна мира, которая одинаково облагает налогом своих граждан, живущих как в пределах страны, так и за рубежом.217
Согласиться с тем, что использование двойного гражданства раскрепощает людей, дает им необходимую свободу, нельзя. Но здесь возникает еще одна проблема. Пользоваться несколькими гражданствами возможно не только в предпринимательских целях или свободного передвижения по странам, также возможно неправомерное укрытие налогов, скрываться от преследования в стране своего гражданства по уголовным преступлениям. Лицо с приобретением второго гражданства, если у государств нет договора о сообщении государству - первого гражданства о получении его гражданина нового гражданства, то лицо приобретает абсолютно новый статус, никак не связанный с его предыдущим, соответственно, вся информация о прошлом «нового» человека не известна.
Возникновение и распространение двойного гражданства – это объективный процесс, требующий развития соответствующего национального законодательства и заключения международно-правовых соглашений. Поэтому государства должны постоянно консультироваться с друг другом по вопросам, касающихся гражданства, прав и свобод, проводить двусторонние и многосторонние совещания и конференции, обмениваться опытом и достижениями. Все это поможет эффективно защищать права человека и гражданина, как на международном, так и на внутригосударственном уровне.218
Заключение
Институт двойного гражданства в международном праве разработан очень слабо. Международно-правовые документы, регулирующие вопросы многогражданства носят общий характер, не решают поставленных целей.
Все вопросы гражданства регламентируются внутренним законодательством государств. Договоры универсального характера, существующие в настоящее время, не способны решить возникающие проблемы. В основном это договоры, регулирующие военную службу, налогообложение.
В практике применения института двойного гражданства возникают все новые вопросы, связанные с развитием этого явления. Европейским Союзом предпринята попытка устранения самого факта двойного гражданства, в рамках Евросоюза, путем создания единого гражданства. Это создают гражданам европейских стран возможность свободного передвижения по территориям государств, входящих в Евросоюз, выбора работы и проживания. Но это не может устранить институт двойного гражданства, т.к. не регулирует вопросы возникновения двойного гражданства таких, как например, коллизии законодательства, не разрешает вопросы регулирования последствий двойного гражданства. В международных договорах, касающиеся вопросов гражданства, всегда указывается суверенитет государства в решении вопросов гражданства. На данном этапе развития бипатризма, в основном, заключаются договоры регионального характера, которые регулируют вопросы многогражданства только между определенными государствами. В практике государства постоянно сталкиваются с многогражданством, этот институт постоянно развивается, государства не могут отрицать бипатризм как социальное явление.
Причинами возникновения двойного гражданства могут послужить также и политические мотивы государств, так, например, Украина, которая рассматривает ходатайства при наличии отказа от иностранного гражданства, закон о гражданстве Украины не признает принадлежность к гражданству другого государства гражданина Украины,219 ввиду последних событий, допускает существование двойного гражданства для жителей Крыма.220
Наряду с классическими причинами возникновения двойного гражданства, все больше граждане сознательно выбирают многогражданство в силу экономических и политических причин. Например, для лица, занимающегося предпринимательской деятельностью на территории иностранного государства намного удобней, не оформляя визы, приезжать в этого государство, будучи его гражданином. Некоторые государства разрешают иностранному лицу приобретать гражданство, не отказываясь от предыдущего, ряд государств даже разрабатывает специальные программы для привлечения в свое гражданство иностранных лиц и капиталов. Пока международное сообщество не определиться: как относиться к двойному гражданству, положительно или отрицательно, не возможно решение проблем, связанных с многогражданством. Необходимость выработки единого подхода обусловлена самим институтом двойного гражданства, т.е. это гражданство нескольких государств и решать эту проблему можно только на международном уровне.
Достаточно остро проблема регулирования гражданства, в общем, стоит перед государствами бывшего СССР и РФ. После распада СССР возникла необходимость решать вопросы гражданства лиц, которые являлись гражданами бывшего СССР. По данным Регионального представительства Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в России на конец 1994 г. число беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья составило 499 647 человек, из них 277 573 русских. Некоторые авторы видят решение проблемы в становлении и правовом оформлении института двойного гражданства. Для этого необходимо заключение договоров между государствами. В виду различных экономических, политических связях между государствами можно говорить только о создании двусторонних договоров.
В идеале, конечно, лучшим решением было бы создание единого универсального Соглашения о двойном гражданстве, регулирующего общие вопросы. В последствие необходимо поэтапное регулирование конкретных вопросов, путем принятия последующих соглашений. Для разработки проектов договоров, эффективности их действия необходимо учитывать теоретические разработки комиссий по гражданству, мнения специалистов в данной отрасли права, анализ правовой системы государств, статистические данные, общественные мнения граждан, государственных служащих.