Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:10, курс лекций
В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов». Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными2. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum).
Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
Начало военных действий и его правовые последствия. В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь форму или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.
С момента объявления состояния войны между враждующими государствами для них наступают следующие правовые последствия:
1) прекращаются
дипломатические и, как правило, консульские
от-
ношения;
конфискуется собственность враждебного государства;
вводится специальный режим для граждан воюющего государства;
4) прекращают
действовать международные договоры мирного
вре-
мени;
5) вступают в силу нормы международного гуманитарного права.
.Нейтралитет в войне
Нейтралитет в войне — неучастие государства в войне и неоказание им помощи воюющим странам. Нейтралитет в войне может быть постоянным, т. е. неучастие в любой войне, и временным, т. е. неучастие в конкретной войне, о чем делается специальное заявление.
Нейтральное государство обязано:
не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов, выступающих на стороне воюющих;
не оказывать помощь воюющим оружием и военными материалами;
не располагать на своей территории радиостанции и другие технические средства связи воюющих сторон;
интернировать войска воюющих сторон, если они окажутся на территории нейтрального государства;
не разрешать проводить через свою территорию войска и военный транспорт воюющих сторон;
не перевозить военную контрабанду для снабжения противной воюющей стороны.
Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
К жертвам войны международное гуманитарное право относит: 1) раненых; 2) больных; 3) потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4) военнопленных; 5) гражданское население.
Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:
посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;
брать в заложники;
посягать на человеческое достоинство;
Нормы международного гуманитарного права подлежат выполнению всеми воюющими сторонами при любых обстоятельствах. Это положение особенно подчеркнуто в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I 1977 г. Даже в случае, если одна из воюющих сторон эти нормы не соблюдает, вторая обязана их соблюдать.
Роль государств в выполнении норм международного гуманитарного права заключается, в частности, в:
ратификации существующих договоров;
распространении знаний об их содержании;
выполнении предписанных обязанностей
ГЛАВА XXIII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Терроризм: понятие и виды
Трагические события 11 сентября 2001 г. в США, унесшие около 4 тыс. человеческих жизней, показали, что ни одно государство мира, в том числе и такое могущественное, как Соединенные Штаты Америки, не застраховано от совершения международными террористами чудовищных актов.
Терроризм — понятие многоплановое. В нем выделяют такие элементы, как экстремистская террористическая идеология, комплекс организационных структур для осуществления терроризма в различных его формах, а также практика террористических действий2.
Терроризм как явление имеет глубокие исторические корни, уходящие в библейские времена. К концу XX в. он из локального внутреннего фактора превратился в международное явление как по составу участников и поддерживающих его сил, так и по характеру преследуемых целей. Это создает серьезную угрозу для всеобъемлющей безопасности, которая касается жизненных интересов миллионов и миллионов людей, в том числе совершенно далеких от политики.
Международно-правовые основы борьбы с терроризмом
Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX в. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия.
Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие документы:
Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г.;
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;
Деятельность универсальных международных структур по борьбе с терроризмом
В рамках Организации Объединенных Наций ведется активная работа по борьбе с терроризмом. Генеральная Ассамблея ООН регулярно обращается к проблемам борьбы с терроризмом, рассматривает их, принимает соответствующие решения. Ею, в частности, приняты следующие до -кументы: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.; Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 51/210 от 17 декабря 1996 г.; Меры по борьбе с терроризмом.
Региональные международные организации в борьбе с терроризмом
Активно включились в борьбу с терроризмом региональные международные организации. Прежде всего они приняли ряд региональных международно-правовых документов, определяющих параметры сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом.
Государства — участники Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) активно сотрудничают между собой, а также с другими государствами и международными организациями в борьбе с терроризмом.
В Конвенции предусматривается также заключение государствами-участниками отдельного соглашения с целью создания и обеспечения функционирования региональной антитеррористической структуры, значение и сфера деятельности которой, по мнению Президента Россий-
Содружество Независимых Государств в борьбе с терроризмом
В силу своего геополитического положения государства — участники Содружества Независимых Государств в условиях современной международной ситуации оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом.
Государства — участники Содружества создали необходимую международно-правовую базу сотрудничества на региональном уровне в целях борьбы с терроризмом3. В апреле 2004 г. был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», который в качестве рекомендательного акта закрепил правовые основы борьбы с этим чудовищным злом.
4 июня 1999 г. подписан Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом4. Его значение состоит в том, что он наряду с традиционными определил ряд принципиально новых форм сотрудничества в борьбе с актами терроризма. Среди них следует назвать
Важную роль в координации деятельности государств — участников СНГ в борьбе с преступностью вообще и терроризмом в частности играет Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников Содружества, созданный совместным решением генеральных прокуроров государств — участников СНГ 7 декабря 1995 г.
Российская Федерация: борьба с терроризмом, двустороннее сотрудничество
Российская Федерация не понаслышке знает, что такое терроризм. Она на себе испытала, что такое взрывы жилых домов, захват заложников, чудовищные преступления террористов, совершенные в Москве, Чечне, Дагестане, Беслане, ряде других регионов страны.
Особую роль в деле борьбы с терроризмом играет такой специальный государственный орган, как Федеральная служба безопасности (ФСБ) Российской Федерации2.
Россия выдвинула инициативу разработки под эгидой ООН действенного Кодекса защиты прав человека от терроризма. Важным вкладом в реализацию российского предложения стало принятие в ходе LVIII сессии ГА ООН резолюции «Права человека и терроризм» (Россия — соавтор), вобравшей в себя все элементы такого кодекса, в частности положения о праве каждого человека на защиту от терроризма и террористических актов независимо от национальной принадлежности, расы, пола и религии, а также о недопустимости предоставления убежища лицам, виновным в совершении терактов.
Ключевым элементом в системе осуществляемых Россией мер противодействия терроризму является пресечение финансирования террористической деятельности. В целях выполнения международных обязательств и реализации положений соответствующих внутренних документов продолжалась существенная работа по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Основополагающим в этом плане стало внесение в январе 2003 г. в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» изменений, необходимых для реализации «восьми специальных рекомендаций» по борьбе с финансированием терроризма Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
ГЛАВА XXIV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИНЫХ ОБЛАСТЯХ
Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии
Начиная с 1950-х годов использование энергии деления ядра в мирных целях, прежде всего в сфере электроэнергетики, постоянно увеличивается и расширяется как в количественном и качественном, так и в географическом аспектах. На начало 2004 г. в мире, по данным МАГАТЭ, насчитывалось 440 атомных электростанций (АЭС) суммарной мощностью 361 529 МВт, еще 31 строилась (в России 3 строящиеся АЭС — под Курском, Тверью и Ростовом). Тридцать две страны мира имеют действующие или строящиеся АЭС1. В некоторых странах подавляющая или значительная доля электроэнергии вырабатывается на АЭС: Литва — 80,1%, Франция — 78, Бельгия — 57,3, Украина — 45,7, Великобритания — 22,4, США — 20,3, Россия — 16%. Более 70 стран осуществляют деятельность в сфере использования ядерной энергии. Всего в мире насчитывается более 900 ядерных сооружений и установок.
Сотрудничество в рамках международных организаций. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является универсальной международной организацией, находящейся в особой связи с ООН.
Ядерное нераспространение и система гарантий. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. является правовой основой не только ограничения ядерных вооружений, но и устанавливает базовые условия использования ядерной энергии в мирных целях для государств, не обладающих ядерным оружием.
Государства, обладающие ядерным оружием1, вправе заключать с МАГАТЭ соглашения, согласно которым государство в добровольном порядке предлагает МАГАТЭ отдельные (или все) гражданские ядерные объекты, из которых МАГАТЭ выбирает подлежащие применению гарантий. СССР заключил с МАГАТЭ такое соглашение в 1985 г., однако в настоящий момент на территории России нет ядерных реакторов, находящихся под гарантиями МАГАТЭ.
Возмещение ядерного ущерба. Ядерные производства, учитывая масштабы ядерных инцидентов и их трансграничный характер, являются источником повышенной опасности как для государства их размещения, так и для сопредельных стран. С одной стороны, международное сообщество заинтересовано в развитии ядерной отрасли, с другой стороны, такая деятельность чрезвычайно опасна, недостаточно изучена, имеет во многом непредсказуемые и непредвиденные последствия. В связи с этим государства заключают конвенции, в которых устанавливается ответственность оператора ядерной установки за возможный ущерб без учета вины оператора, но с ограничением в виде фиксированной суммы максимального размера возмещения. Такая ответственность именуется объективной (абсолютной) или ограниченной.
§ 2. Международное сотрудничество в области сельского хозяйства
Международное сотрудничество в области сельского хозяйства направлено на повышение эффективности использования природных ресурсов, улучшение обеспечения населения продовольственными товарами, стабилизацию рынка сельхозпродукции и продовольствия, поддержку и защиту товаропроизводителей АПК, стимулирование взаимного товарооборота, повышение жизненного уровня сельского населения стран.
Для обеспечения международного сотрудничества в области сельского хозяйства государства используют разнообразные правовые формы.
Двусторонние договоры Российской Федерации. По вопросам сельского хозяйства Российская Федерация заключила соглашения с Молдовой, Украиной, Данией, Индией, Швецией и многими другими странами.
Международное сотрудничество в военно-технической области
Военно-техническое сотрудничество государств можно определить как систему межгосударственных отношений, связанных с разработкой, производством, поставкой продукции военного и двойного назначения, оказанием услуг и производством работ в этой области. Центральное место в сфере военно-технического сотрудничества занимает торговля вооружением и военной техникой.
Военно-техническое сотрудничество на универсальном уровне сосредоточено на попытках выработки единых международно-правовых принципов регулирования поставок вооружений и создания механизмов контроля над такими поставками.
Военно-техническое сотрудничество в рамках СНГ и двустороннее военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами.
Международное сотрудничество в области туризма
Туризм представляет собой деятельность людей, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания1.
Сотрудничество в рамках СНГ и двустороннее сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в сфере туризма. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области туризма 1993 г. Стороны обязались содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, фирм и предприятий, формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, классификации туристских услуг, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов.
Международное сотрудничество в области таможенного дела
Государства и иные субъекты международного права активно сотрудничают в области таможенного дела. В связи с этим уместно говорить о существовании международного таможенного права1.