Лекции по международному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов». Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными2. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum).

Вложенные файлы: 1 файл

Междунар. право конспект.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Международное таможенное право — система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного таможенного права в сфере таможенного дела.

Сущность международного таможенного права проявляется в его назначении. Международное таможенное право создается государствами и иными субъектами этого права в целях регулирования международных таможенных отношений. Государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной. торговли.

Субъектами международного таможенного права являются: 1) государства; 2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела; 3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности; 4) государственно-подобные образования.

Принципы международного таможенного права: 1) содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды; 2) обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда; 3) содействие экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами; 4) всемерное сотрудничество государств и иных субъектов в области таможенного дела; 5) стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем; 6) всемерное совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий; 7) усиление борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими таможенными правонарушениями.

 

ГЛАВА XXV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

 

Понятие международного процессуального права

Международные процессуальные нормы, закрепленные в договорах и других источниках международного права, в совокупности образуют самостоятельную отрасль — международное процессуальное право.

Международное процессуальное право — это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок осуществления прав и обязанностей субъектов международного публичного права.

Международное процессуальное право — важнейшая гарантия выполнения норм международного публичного права. По мнению Э. А. Пушмина, процессуальная форма пронизывает многие отрасли и институты современного международного права1.

Международные процессуальные нормы регулируют правоприменительную деятельность субъектов международного публичного права, т. е. практическую реализацию ими в этих целях принадлежащих им юридически-властных полномочий. Одновременно этими нормами регламентируется такого же рода деятельность международных судебных органов.

Международный процесс нельзя сводить только к деятельности судебных и арбитражных органов по рассмотрению конкретных дел. В подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности. В международном публичном праве функции международного процесса сводятся к реализации диспозиции и санкции материально-правовых норм. Таким образом, налицо два направления реализации функций международного процесса: судебная юрисдикция и управленческая роль в обеспечении выполнения норм международного права различными средствами (через международные и национальные механизмы и т. д.).

Международное процессуальное право состоит из двух компонентов: а) комплекса норм, регламентирующих деятельность международных юрисдикционных органов по защите прав и интересов субъектов международного права; б) комплекса норм, регламентирующих взаимодействие международных и национальных органов, которые обеспечивают выполнение материальных норм международного права.

 

Процессуальные нормы в международных договорах

Практически каждый международный договор содержит процессуальные нормы. Они касаются обязанностей государств и других субъектов международного права по реализации материальных норм непосредственно с помощью специально созданных международных органов (комиссий, комитетов, организаций и т. д.) или национального законодательства. Далее излагаются процессуальные положения ряда конвенций, определяющие вопросы взаимодействия национальных и международных процессов, обязанности государств по исполнению требований конвенций путем принятия законов и правил.

 

Согласно Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно: а) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества; б) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств; в) хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных в п. «а»; г) организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, указанных выше.

Конвенция 1988 г. предусматривает выдачу лиц, допустивших правонарушения. Вопросы выдачи включаются в двусторонние договоры. Данная Конвенция содержит процессуальные нормы об осмотре судов в море с целью незаконной перевозки наркотических средств. Государство флага может разрешить запрашивающему государству высаживаться на судно, подозреваемое в перевозке наркотических средств; производить досмотр этого судна; в случае обнаружения доказательств участия в незаконном обороте принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лиц и груза на борту.

Государство — участник Конвенции г., на территории которого находится преступник или предполагаемый преступник, в случае если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, незамедлительно передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования путем проведения разбирательства в соответствии со своим законодательством.

Государства-участники в соответствии со своим законодательством обязаны произвести оценку воздействия неблагоприятных последствий на биоразнообразие. Для этой цели они внедряют соответствующие процедуры, требующие проведения экологической экспертизы своих предлагаемых проектов, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие, в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий.

Конвенция разрешает вопросы взаимосвязи судебных процессов. Так, в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух договаривающихся сторон, компетентных в соответствии с Конвенцией 1993 г., суд, возбудивший дело позднее, прекращает производство.

Деятельность международных судебных учреждений

Международный суд ООН. Процедура его работы определяется Статутом Международного суда и Правилами Суда 1978 г. Внутренняя практика определяется резолюциями Суда1.

Все письменные материалы для Суда Секретарю (Регист-ратору).

Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.

По каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем. Лишь этот протокол аутентичен.

Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которых каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

Международный уголовный суд (МУС). Статут этого Суда был принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН полномочных представителей 160 государств1. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. Ассамблея государств-участников избрала 18 судей, срок полномочия которых начался с 11 марта 2003 г.

МУС дополняет национальные органы уголовной юстиции. Его юрисдикция ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступления геноцида; б) преступления против человечества; в) военные преступления; г) преступление агрессии.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственный за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственньгх за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года (далее — Трибунал). Статут Трибунала утвержден резолюцией Совета Безопасности 955 от 8 ноября 1994 г. Трибунал 29 июня 1995 г. утвердил Правила процедуры и доказывания (в дальнейшем дополнялись более десяти раз).

Действие международных процессуальных норм в Российской Федерации

По справедливому мнению И. И. Лукашука, сегодня международное право «было бы попросту не в состоянии выполнять свои функции без помощи государственно-правового механизма, в котором не последнее место занимает суд»1. Зарубежные ученые пишут о том, что международное право существенно упрочило свои позиции в результате того, что все большая его часть ныне применяется национальными судами и в случае необходимости принудительно обеспечивается всем арсеналом средств суверенного государства2.

Суд, применяя правила, установленные нормами международных договоров, определяет действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 ч. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

При применении норм международных договоров суд руководствуется тем, что толкование международных правил производится в порядке, определенном разделом 3 ч. 3 Венской конвенции 1969 г.

Арбитражные суды в РФ вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц (в том числе государственных органов). При этом судам следует учитывать, что двусторонние и многосторонние международные договоры с участием Российской Федерации могут содержать правила, иначе определяющие компетенцию арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц, чем предусмотрено в АПК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по международному праву