Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:59, реферат
Целью реферата является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Введение 3
Глава 1. Потребительское право в Российской Федерации
1.1 Понятие и развитие законодательства о потребительском праве 4
1.2 Основные понятия закона РФ " О защите прав потребителей" 6
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей
2.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей 9
2.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда 12
2.3 Права общественных объединений потребителей 13
2.4 Органы занимающиеся защитой прав потребителя в г. Новокузнецк. 16
Глава 3. Ответственность за нарушение прав потребителей
3.1 Гражданско-правовая ответственность 18
3.2 Ответственность по административному законодательству 19
3.3 Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей 21
Заключение 22
Список литературы 26
Содержание:
Введение
Глава 1. Потребительское
право в Российской Федерации
1.1 Понятие и развитие
законодательства о
1.2 Основные понятия закона
РФ " О защите прав потребителей"
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей
2.1 Полномочия органов
государственной власти и
2.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда 12
2.3 Права общественных
объединений потребителей
2.4 Органы занимающиеся защитой прав потребителя в г. Новокузнецк. 16
Глава 3. Ответственность за нарушение прав потребителей
3.1 Гражданско-правовая
3.2 Ответственность по
административному законодательству
3.3 Уголовная ответственность
за нарушение прав
Заключение
Список литературы
Введение
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.
До недавнего времени
потребители в нашей стране по
существу были бесправны. Производители
товаров и услуг диктовали
им свои условия. Судебная защита практически
отсутствовала. Только с принятием
Верховным Советом Российской Федерации
7 февраля 1992 года Закона "О защите
прав потребителей" у граждан
появилась возможность
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Значительное число работ
посвящено исследованию роли Закона
"О защите прав потребителей" в
обеспечении правового
Предметом реферата является защита прав потребителей.
Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя.
Целью реферата является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Глава 1. Потребительское право в Российской Федерации
1.1 Понятие и развитие законодательства о потребительском праве
Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.
Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.
До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами Гражданского Кодекса (ГК) (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан.
Но классическое гражданское
законодательство никогда не было специально
рассчитано на регулирование защиты
прав потребителей. В этих условиях
появилась настоятельная
Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР "О защите прав потребителей", который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.
7 апреля 1992 г. был введен
в действие Закон Российской
Федерации "О защите прав
потребителей". Практика применения
этой редакции высветила
Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов.
1.2 Основные понятия закона РФ " О защите прав потребителей"
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.
Закон регулирует отношения,
возникающие между
Основные понятия, содержащиеся
в преамбуле Закона, претерпели существенные
изменения. Например, ранее потребителем
признавалось лицо, приобретающее товар
без намерения извлечь в
Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил с 6 месяцев до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона).
Еще одна новелла Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий.
Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45 Закона).
Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе:
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Таким образом, в Российской Федерации Закон "О защите прав потребителей" принят и введен в действие в 1992 году. С принятием этого закона потребитель больше не рассматривается как просто покупатель товара или пользователь работы или услуги, а становится "социально значимым лицом", который имеет право на защиту со стороны государства и иных органов, в случае нарушения его прав.
Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Сам Закон РФ "О защите
прав потребителей" регулирует отношения,
возникающие между
В 1996 году Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в новой редакции. Было исключено ряд статей, некоторые статьи претерпели ряд изменений. В 1999 году в закон были внесены изменения с целью приведения его в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей
2.1 Полномочия
органов государственной
Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.
Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:
Полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;
Направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
Направление материалов в суд.