Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночных отношений у работников АПК возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.
Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ (ИКС) В АПК
В условиях рыночной экономики главной задачей работников АПК является производство тех видов сельскохозяйственной продукции или выпуск тех товаров, которые пользуются на рынке большим спросом, продаются по высокой цене и в конечном итоге обеспечивают получение прибыли. Для выполнения поставленно задачи сельхозтоваропроизводителям необходимы земля, труд и вложение дополнительных денежных средств. Сегодня этого недостаточно.
В настоящее время работники сельского хозяйства, как никогда, нуждаются в знаниях и информациях о новых технологиях, передовом опыте в отраслях растениеводства, животноводства, механизации, бухгалтерском учете, в области маркетинга, бизнес - планирования, налогообложения и т.д.
С углублением рыночных отношений, только внедряя в производство передовые достижения науки и практики, можно устоять, выжить и организовать высокорентабельное и конкурентоспособное производство.
В условиях рыночных отношений резко
возросло значение информационно-
В связи с этим возникла необходимость
создания специализированной службы доведения
до сельхозтоваропроизводителей научно-технических
разработок и другой информации под названием
«Информационно-
Необходимость создания ИКС в АПК особенно возросла в связи с резким уменьшением численности высококвалифицированных руководителей и специалистов в сельскохозяйственных предприятиях. Сменяемость руководителей ежегодно составляет 14 %, доля специалистов с высшим образованием ежегодно падает на 2 %. Все высококвалифицированные руководители и специалисты со стажем работы покинули эту отрасль, а на смену им пришли не подготовленные кадры, порой совершенно не понимающие эту отрасль.
Информационно-консультационная служба (ИКС) – это такая служба, которая обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора оптимальных решений, способствующих успешному ведению сельскохозяйственного производства.
Деятельность консультационной службы можно подразделить на две части:
Первая – содействовать увеличению производства высококачественной сельскохозяйственной продукции с каждого гектара земли, каждой головы скота, вести хозяйство более эффективно.
Вторая – получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности. В этом консультационной службе принадлежит важнейшая роль.
Основная роль ИКС для АПК – это оказание помощи товаропроизводителям в процессе выбора и принятия наиболее оптимальных управленческих решений и доведения научных разработок до практического уровня (внедрения).
Ключевой фигурой консультационной службы является консультант, обеспечивающий непосредственные консультации групп сельхозтоваропроизводителей по своей специальности в обслуживаемой зоне. Такого консультанта чаще всего называют «полевым консультантом».
Консультанты ИКС должны не навязывать свое мнение руководителям и специалистам АПК, а помогать сельхозтоваропроизводителям находить правильные решения и грамотно их реализовывать на практике.
Следовательно, сущность информационно-консультационной службы – означает:
- консультирование сельских
- распространение достижений
- оказание помощи сельским
К настоящему времени в Российской Федерации ИКС созданы в 65 регионах и 265 районах. Службы всех уровней в 2002 году осуществили свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам ведения сельскохозяйственного производства [9].
Зарождение в сельском хозяйстве России информационно-консультационной службы, как самостоятельная служба, связано с аграрным кризисом конца XX века. Причиной этому послужили низкий уровень знаний русского крестьянина по агрономическим вопросам, часто повторяющиеся неурожайные годы и проблема массового голода.
По этой причине российскими земствами, являющимися в то время органами местного самоуправления, впервые был поставлен вопрос о необходимости создания в рамках земств системы распространения знаний и оказания агрономической помощи крестьянам. Началось интенсивное формирование службы консультационной сети, которая в то время называлась «общественной агрономией». Целью деятельности «Общественной агрономии» явились ускорение и рационализация стихийно совершающиеся эволюции сельского хозяйства, придание толчка процессу изменения формы крестьянского хозяйства.
Главным действующим лицом общественной агрономии был участковый агроном, который работал с крестьянами непосредственно на месте.
Каждый уезд делился на несколько участков, в каждом из которых работал свой агроном. В обязанности участкового агронома входило:
Под непосредственным руководством участковых агрономов работал вспомогательный персонал. Специалисты по другим отраслям за конкретными участками не закреплялись, а работали на все участки.
В уездах, кроме участковых агрономов, имелись уездные агрономы, к которым предъявлялись более высокие требования. Они работали самостоятельно.
Работа участковых и уездных агрономов финансировалась за счет добровольных взносов местного населения, в том числе крестьян. О результатах своих работ они отчитывались перед земством.
Потом возникла губернская агрономия, которая содержалась уже на средства губернии и в основном занималась более сложными работами:
Все три ветви агрономической службы выполняли задачи, сходные с функциями современной ИКС. Но первостепенное значение имели участковые агрономы, работающие непосредственно с крестьянами.
Работой общественной агрономии руководили экономический совет и агрономическое совещание. Совет ведал принципиальными вопросами хозяйственной жизни территории и отчитывался перед земским собранием.
Агрономическое совещание состояло из приглашенных на земскую службу агрономов, специалистов других отраслей сельского хозяйства, заведующего сельскохозяйственным складом. Оно работало под непосредственным руководством экономического совета.
В России общественная агрономия, как институт агрономической помощи населению, существовала до октября 1917 года.
После октябрьской революции агрономическое обслуживание получило новое по содержанию и масштабам развитие. В связи с созданием колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов агроном становится активным пропагандистом государственной сельскохозяйственной политики в деревне и организатором сельскохозяйственного производства.
В 1928 году постановлением СНК РСФСР был установлен районно-участковый принцип построения агросети. Руководство таким агрономическим участком (районом) осуществлялось районным агрономом со штатом инструкторов-специалистов. В связи с созданием в это время МТС, в ее штате были утверждены дополнительно должности старших участковых агрономов, агрономов по специальным культурам и семеноводству.
В период командно-административной системе управления АПК информационно – консультационная деятельность осуществлялась специалистами МСХ СССР, региональными и районными органами управления.
Важную роль играли научно-исследовательские учреждения, сельскохозяйственные вузы и опытные станции, которые на основе опытных данных разрабатывали рекомендации по внедрению в сельскохозяйственное производство систем земледелия, севооборотов, прогрессивной технологии, новой техники, сортов и пород и т.д. Активная пропаганда передового опыта и достижений сельскохозяйственной науки велась через печать, радио, телевидение, сельхозвыставок.
С развалом СССР, переходом от плановой экономики к рыночной была разрушена и система информационно – консультационного обслуживания. Сельское хозяйство лишилось не только государственной финансовой поддержки, но и информационной.
Вторичное возрождение ИКС в России началось с 1993 г, когда по заданию МСХ РФ Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга АПК разработал «Пилотный проект создания ИКС для сельских товаропроизводителей всех форм собственности». С этого времени в России ведется работа по созданию ИКС АПК.
За этот период отечественная ИКС успела пройти три основных этапа своего развития:
Значительный толчок в становлении региональных ИКЦ сыграли проекты, реализованные при поддержке различного рода международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России.
Этой службой осуществляется активная деятельность по реформированию АПК, обеспечение рыночной информацией и консультацией сельских товаропроизводителей, освоению инновационных разработок.
Региональными и районными ИКС на конец 2002 г осуществлено около 214000 консультаций, проведено 1420 обучающих семинаров, 860 выставок, конференций и ярмарок, издано свыше 15000 информационных материалов, в том числе 6050 журналов и 1720 бюллетеней, организовано 520 полевых дней. [4]