Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.
Слабых сторон данной модели нет, но тем не менее к недостаткам можно отнести:
-финансирование вузов
непосредственно
- оторванность специалистов
ИКЦ вузов от реального
- трудно одновременно
совмещать функции
Создание ИКС при научно-исследовательских институтах (НИИ) и институтах повышения квалификации специалистов АПК.
Эти формы организации ИКЦ имеют общие преимущества и недостатки.
Общие преимущества:
- неплохая их материально-
- наличие квалифицированных
научных и профессорско-
- институты повышения
квалификации позволяют на
- использование региональных
научно-исследовательских
ИКЦ в форме фонда и автономной некоммерческой организации.
Фонд является некоммерческой организацией. Его преимущества:
- в составе высшего
органа управления
- структура штата и
оплата труда работников фонда
определяются непосредственно
Недостатки:
- деятельность фонда сильно зависит от бюджетных средств;
- сравнительно большие налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату.
Серьезного внимания заслуживает вопрос выбора организационно-правовых форм ИКЦ на районном уровне.
Преимущества и недостатки создаваемых таких центров на районном уровне почти одинаковы с региональным уровнем. Вместе с тем, необходимо остановиться на особенностях создания ИКЦ - при ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. сокращено при АККОР.
В создании консультационного центра при фермерской ассоциации есть определенные преимущества:
- служба формируется и управляется непосредственными пользователями, и она предназначена в основном для обслуживания своих собственных членов;
- к консультационной
- фермерские ассоциации
представляют фермерам
- ассоциация на договорной основе обслуживает фермеров по ведению бухучета, банковских операций, заполнению налоговых деклараций, проведению анализа экономической деятельности, защита фермеров в суде, арбитраж, налоговой инспекции и т.д.
Недостатки:
- из-за отсутствия бюджетного
финансирования многие
- неплатежеспособность
1.6. Методы и формы сельскохозяйственного консультирования
Одна из важнейших функций ИКС - помочь сельским товаропроизводителям сформировать свое мнение относительно возникающих или существующих у них проблем и помочь принимать оптимальные решения по их преодолению. Для успешной реализации этих и других функций работники ИКС должны хорошо владеть и пользоваться с различными методы работы. Именно эффективность работы службы во многом зависит от правильности выбора методов деятельности ИКС.
В практике информационно- консультационной службы применяются следующие методы работы:
- индивидуальные, которые реализуются с использованием методов убеждения каждого клиента в отдельности;
- групповые, которые реализуются в ходе проведения лекций, семинаров, групповых обсуждений и демонстрационных новшеств и др;
- массовые, представляющие собой различные виды информирования товаропроизводителей с помощью СМИ, проведения выставок и конференций.
В практике используются
следующие индивидуальные
- консультирование в хозяйстве на производственном объекте, т. е. посещения в сельхозпредпрития;
- консультирование в центральном офисе ИКС, т. е.прием клиентов в офисе ИКС;
- консультирование по телефону;
- консультирование при помощи переписки по почте, факсу и др;
- консультирование при неформальных встречах.
Выбор того или иного индивидуального метода работы зависит от сложности проблемы, технической оснащенности товаропроизводителя и службы и т.д.
В этих условиях в задачу ИКС входит формирование развитие различных целевых групп товаропроизводителей достаточно похожих по уровню профессиональной подготовленности хозяйствования с учетом их схожих интересов и проблем. Консультанты, организующие деятельность групп, должны вносить новые идеи, передавать знания и информацию по различным аспектам эффективного хозяйствования, чтобы участники группы могли их использовать в своей деятельности.
Групповые методы работы ИКС с товаропроизводителями включают в себя следующие формы и приемы обучения:
- групповая дискуссия;
- полевой день;
- семинары;
- лекция;
- небольшие выставки и другие
Далее остановимся на главных из них, знание и понимание которых работниками ИКС будут способствовать повышению эффективности работ службы.
В деятельности ИКС наиболее распространенными формами доведения знаний до потребителей являются массовые методы. С их помощью можно быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого количества сельхозтоваропроизводителей.
Основу массовых методов ИКС составляют средства массовой информации. Массовые формы передачи информации к потребителю через СМИ включают:
-публикация в прессе (газеты и др.);
- интервью на телевидении и по радио;
- печатная продукция (брошюры, плакаты, буклеты, журналы);
- информация в Интернете;
- аудио и видео продукция;
- реклама и плакаты
на оживленных местах и
1.7.Система управлений информационно-консультационной службы
Управление информационно-консультационной службой можно охарактеризовать как область трудовой деятельности службы, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы ее сотрудников с целью выполнения поставленных перед ними задач. Процесс управления ИКС – это достижение желаемых результатов ее деятельности за счет эффективного использования людских, материальных и финансовых ресурсов. Он начинается с постановки целей и заканчивается учетом и анализом их выполнения.
Для правильного построения системы управления ИКС, установления правил и обязанностей подразделений и сотрудников службы важное значение имеет определение функций управления.
Функции управления – это специфические виды деятельности службы, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели.
Функции управления подразделяются на 2 вида:
В управленческой литературе нет единой точки зрения относительно содержания и классификации общих функций управления. Тем не менее, в процессе управления ИКС должны выполняться следующие основные функции управления: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль, учет и анализ.
Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается учетом и анализом их выполнения.
Следовательно, управление ИКС – это процесс планирования, организации, подбора кадров и их мотивация, контроль, учет и анализ для достижения поставленных целей деятельности этой службы.
Общие функции управления между собой взаимосвязаны и объединены в единый целостный управленческий процесс. Для выполнения общих функций управления создается аппарат управления (руководитель, главные специалисты). Для выполнения той или иной конкретной функции – структурные подразделения (отделы, секторы т др.) с определенным числом работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ.
Структура управления - совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи.
Структуру управления ИКС по горизонтали можно разделить на звенья (отделы, службы), а по вертикали – на ступени (совокупность однородных звеньев).
В деятельности ИКС на районном уровне структуру управления целесообразно строить по двухступенчатой схеме:
Руководитель службы – консультант. Это повышает оперативность, качество и надежность функционирования службы.
На региональном уровне структура управления целесообразно строить по трехступенчатой схеме:
Руководитель – отдел – консультант.
Основными типами структур управления в ИКС могут быть:
На районном уровне ИКС должна в основном формироваться в виде филиалов или представительств региональных ИКЦ.
Тем не мене наиболее предпочтительной является создание районного ИКЦ в составе или на базе управлений сельского хозяйства.[4,стр108-110].
1.8. Финансирование деятельности ИКС
Главным условием эффективного функционирования ИКС является финансовое обеспечение службы.
Под финансированием ИКС понимается совокупность взаимосвязанных действий, направленных на финансовое обеспечение информационно-консультационной и организационной деятельности службы.
Совокупность действий можно разделить на пять основных направлений:
Финансирование деятельности ИКС должно производиться по следующим принципам:
Деятельность ИКС должна финансироваться из различных источников. Источники финансирования различают по происхождению капитала:
- прямое бюджетное;
- государственные и
- хозрасчетные поступления от оказания платных услуг;
- прочие источники
Основными источниками финансирования информационно-консультационной деятельности на региональном и районном уровнях: